«Это будут как минимум полезные подарки»
В последние годы всё чаще в поисках подарков к Новому году люди идут не в большие магазины, а на ярмарки. Возрождённая традиция помогает одним отыскать накануне праздников необычные презенты для родных и близких людей, другим – найти покупателей своей продукции и новых клиентов. В этом году постоянными участниками городских предновогодних ярмарок стали самые успешные слушатели сессий ШЭПР – Школы Экологического Предпринимательства, организованной En+ в рамках комплексной программы компании по защите Байкала и МБФ «Возрождение Земли Сибирской».
В фазе развития
Вторую жизнь формат ярмарочной торговли получил недавно: ещё пару лет назад казалось, что собрать в одном месте множество посетителей, а также предпринимателей и изготовителей абсолютно разной продукции невозможно. Но с каждым годом сезонных ярмарок становится всё больше. В минувшую субботу одна из них прошла на площадке пространства «Перцель» в районе Цесовской набережной в Иркутске. Хотя добираться туда по заснеженным тротуарам, учитывая удалённость от остановок общественного транспорта, было задачей непростой, на количество посетителей ни место, ни погода не повлияли. «Людей так много, что я даже не с первого раза смогла повесить куртку, – рассказывает одна из посетительниц ярмарки. – Хотя в жизни я не очень люблю толпу народа в закрытых пространствах, здесь скопление людей меня не смущает – скорее даже создаёт какой-то праздничный настрой. Сюда я пришла вместе с подругой – поискать подарки и сувениры для родственников, друзей и коллег. Уже не удержалась и купила увлажняющий бальзам в малюсенькой жестяной баночке. Из-за упаковки он напомнил мне, как я зашла в аптечный магазин натурпродуктов в Голландии – там были похожие штуки».
Свою «импульсивную» покупку собеседница «СЭ» сделала у стенда натуральной косметики «Вдохновение». Ещё в феврале авторы этого проекта во главе с идейной вдохновительницей Серафимой Тужилиной были участниками десятой, юбилейной, сессии ШЭПР – там они впервые представили концепцию бренда уходовой косметики на основе исключительно натуральных природных ингредиентов. Тогда их идея была признана одной из самых перспективных. Более того, благодаря ШЭПР проекту удалось найти инвесторов для развития. «С тех пор многое изменилось, – рассказывают представители «Вдохновения». – Серафима, которая сейчас находится на другой ярмарке – их сегодня проходит несколько, доработала свои рецепты. Сейчас в основной линейке 18 сертифицированных продуктов. В планах расширение, в том числе за счёт мужской серии. Хотя мы, придерживаясь первоначальных планов, не делаем наше косметическое производство конвейерным, аудитория у нас расширяется – есть даже покупатели из Чикаго, Парижа и Берлина. Они понимают ценность натуральной продукции. У нас в России пока ещё не все в этой «теме». Поэтому мы в скором времени планируем запустить семинары для интересующихся. Они будут проходить по четвергам на шестом этаже «Лермонтова» – напротив политеха. Там же можно будет купить нашу косметику со скидкой 10%».
– Кроме «Вдохновения» на этой ярмарке представлено ещё около десятка участников ШЭПР, – рассказывает президент фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова. – Их продукция очень востребованна сейчас – в качестве подарков на Новый год. Именно поэтому многих экопредпринимателей здесь нет: учитывая, что речь идёт о малых формах бизнеса, где практически отсутствуют оборотные средства, далеко не у всех есть возможность заранее подготовиться к большому числу сезонных ярмарок – например, запастись тем же сырьём. Увы, повторюсь, это проблема многих мелких начинающих бизнес-проектов.
Впрочем, некоторые из участников ярмарки в «Перцеле» смогли правильно расставить приоритеты. Эксклюзивная идея бизнеса и продукция, сделанная вручную, позволяют им строить чёткие планы на будущее. «Пока мы работаем вручную, но в скором времени, я надеюсь, купим станок для автоматизации производства – чтобы больше придумывать и меньше пилить», – рассказывает один из владельцев мастерской игрушек «Деревяшка» Сергей Редькин. Вместе с супругой Екатериной они в своё время также частвовали в ШЭПР. «Началось всё с того, что мы решили сделать кубики для сына – он ими с 6 месяцев играет. Нам важно было, чтобы у ребёнка были игрушки из экологически безопасных материалов, которыми, подключив фантазию, можно было бы играть постоянно, а не собрать один раз и отложить в угол». Хотя сначала основным сырьём была сосна, потом «Деревяшку» перевели на более прочную берёзу. Из неё делают не только наборы кубиков, но и основы для игрушек, а также пазлы разной сложности. «Вот, видите, снеговик, – показывает Сергей на деревянную фигурку в вязаной шерстяной шапке. – У него нет лица – специально, чтобы ребёнок мог сам его дорисовать. Наш сын уже начал складывать самые простые деревянные пазлы. Но у нас их много, все разной сложности: самый большой – «Домик в деревне», такой большой конструктор, где много игровых элементов в форме собак, зайцев и других животных. Это позволяет играть его частями отдельно или использовать их в качестве декораций».
Не просто бизнес
Найти подарки к Новому году среди предложений участников ШЭПР можно не только детям, но и подросткам и взрослым. «У нас есть значки, рамки, сувениры… Вот блюдца под чайные пакетики, стаканы, подставки – их делают в московском центре для детей-аутистов, – показывают свой товар представители магазина «Лесная лавка» – проекта «Большой Байкальской Тропы». – Мы запустили такой мерч-магазин, где представлены работы разных мастерских и авторов, в феврале: жизнь, увы, подталкивает к тому, чтобы перейти на коммерческие рельсы, ведь «ББТ» – волонтёрский проект».
«Тропа» не единственная организация, которая использует бизнес-механизмы для обеспечения своего существования. Так, на ярмарке отметились представители «Байкальского интерактивного экологического центра» (с проектом театра теней), а также авторы «Байкальской экспедиции». «Так мы собираем деньги на осуществление проекта в будущем году», – говорит его руководитель Марина Рихванова. В сотрудничестве с АНО «Творцы»/Союз Криэйторов «Экспедиция» открыла целый производственный цех, где делают экосумки, игрушки, статуэтки, деревянные брелоки. «Самое главное – конечно, крафтовая бумага из спирогиры, уже известный проект, – говорит Рихванова. – Из неё можно делать открытки, это прекрасная бумага для рисования. А вот рядом лежит мыло – я на его создание потратила дорогущие французские духи. Но для идеи ничего не жалко».
– Уникальность сложившейся ситуации в том, что участники ШЭПР на торговых ярмарках вроде этой зачастую не просто занимаются сбытом своей продукции, но и продвигают экологические инициативы, – говорит руководитель проектов устойчивого развития En+ Group Мария Грачёва. – Так что можно сказать, они продолжают идеи Школы экопредпринимательства – части комплексной программы En+ Group по защите Байкала и особо охраняемых природных территорий России. Мы считаем, что это если ни уникальный, то очень ценный пример, когда бизнес становится ресурсом не только для заработка, но и для осуществления экологических проектов, продвижения сознательного отношения к природе, а также экопросвещения». Стоит отметить, что En+ поддерживает проекты участников школы не только на стадии разработки. Компания уже второй год закупает корпоративные подарки у предпринимателей из проекта ШЭПР, тем самым демонстрируя пример ответственных закупок. «Наши партнёры всегда с радостью принимают такие подарки, отмечая как качество продукта, так и теплоту, которая исходит от изделий, сделанных с душой», – рассказывает Мария Грачёва.
Одним из таких проектов, представленных на субботней ярмарке, стали «Байкальские зарисовки» – сувенирная продукция с изображением местной флоры и фауны. «Первый раз на ШЭПР я поехал, будучи студентом биофака ИГУ, – вспоминает его автор Дмитрий Карнаухов. – Последний – в 2015 году. Результатом стал проект по развитию научного туризма на Байкале. То, что мы демонстрируем сейчас, – продолжение всей той работы. Для обеспечения научной части нужны промо-материалы. Для их появления команда проекта снимает научно-популярные фильмы о Байкале, которые выкладываются в открытый доступ. Сейчас, хотя нас поддерживают (например, Русское географическое общество второй год выдаёт гранты на проект), мы пытаемся работать сами – так и пришла идея сделать сувениры с кадрами наших съёмок».
Разнообразные планы предпринимателей, прошедших ШЭПР, несмотря на все различия, объединены идеей разумного потребления и экологичного мышления – это видно на фоне других участников ярмарки. Впрочем, это не значит, что они в чём-то уступают потенциальным конкурентам.
«Прибайкальские территории – такое место, где экологичность существования должна быть основой всего: бизнеса, жизни, потребления, – говорят участники ШЭПР. – Хочется, чтобы люди уделяли этому больше внимания. Даже в предновогодней суете».