Альтернатива есть, но её надо приручить
Сложно представить, что в наше время – век высоких технологий – ещё существуют места, где нет цивилизации. В Иркутской области, регионе, который ассоциируется у многих с самой дешёвой электроэнергией и с огромными запасами углеводородов, такие места тоже есть. Главное событие, которым запомнился уходящий год, – это запуск солнечной станции в труднодоступной Тофаларии в Нижнеудинском районе.
Тофаларию, конечно, нельзя назвать местом, куда совсем не дошла цивилизация, это сказано для сгущения красок. Сюда иногда летают вертолёты (в последнее время всё реже – сокращают субсидии и дотации на перелёты). Тут работает дизельная генерация, которая на несколько часов в сутки выводит тофаларов из тьмы. Весь быт людей тут организован таким образом, что им приходится подстраиваться, делать все важные дела до погружения в «темноту».
Доля электроэнергии, выработанной при помощи нетрадиционных источников энергии, в разных странах очень отличается. К примеру, в некоторых европейских государствах более 40% всей электроэнергии получают альтернативными способами (энергия ветра, биотопливо), а в России эта цифра остаётся ничтожной и составляет всего 1%. В нашей стране основными источниками электроэнергии являются ТЭС, ГЭС и АЭС. К нетрадиционным источникам мы сегодня относим энергию солнца, ветра, получение биогаза и геотермальные источники (энергия Земли). Нетрадиционными их стали называть сейчас. Но если вспомнить историю, то раньше энергию получали только такими способами. Ветряные мельницы или водяные колёса – всё это хорошо забытое старое.
Иркутская область не может похвастать примерами применения альтернативных источников энергии, хотя в регионе запускали ветряную станцию в Онгурёне, вводили энергоэффективные дома в Ангарске, на крышах которых были установлены солнечные панели. Последний проект уже всеми признан неудавшимся. Оборудование вышло из строя, так и не начав работу, и дома пришлось подключить к центральному отоплению и энергопотреблению.
При этом Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край считаются благодатными территориями для развития «зелёной» энергетики. Только получать энергию ветра, судя по опыту ветряной станции в Онгурёне, у нас очень сложно, поскольку скорости воздушных потоков в области не так велики. Средняя годовая скорость ветра равна 5–7 м/с, а для эффективного использования ветряков нужно хотя бы в два раза больше.
Гораздо более предпочтительна для нашего региона солнечная энергетика. В Иркутской области больше 200 солнечных дней в году, даже зимой у нас довольно много солнца. Это и позволило построить в солнечной Тофаларии станцию, которая должна приручить энергию солнца. Кроме того, в этом году была запущена солнечная станция в соседней Бурятии – в Бичурском районе. За её работой мы тоже пристально следим. Но и у этого способа получения энергии есть свои сложности. Основная проблема в том, что возведение солнечной электростанции требует серьёзных капиталовложений. Часто именно это и отпугивает инвесторов и чиновников.
Пока доля альтернативной энергии на рынке у нас очень мала. Именно поэтому переломить ценовую политику за счёт альтернативных источников пока не удастся. Чтобы это произошло, нужно открывать как можно больше электростанций на альтернативном топливе. Но это, как мы уже говорили, стоит больших денег. Получается замкнутый круг – чтобы удешевить, нужно больше строить, а чтобы больше строить, нужно вкладывать больше денег. К слову, стоит признать, что в Иркутской области стоимость электроэнергии одна из самых низких. Мы, как регион, располагающий большими запасами органического топлива, пока ещё можем себе это позволить.
Темой возобновляемых источников энергии «Сибирский энергетик» занимается давно. В своих публикациях мы подробно описывали попытки приручить как ветер, так и солнце. Есть удавшиеся проекты, а есть и провалившиеся. В отдалённом байкальском Онгурёне построили первую в регионе станцию, которая должна была вырабатывать энергию ветра. Но случилось то, что случилось. По официальной версии, «ветряк прибило молнией». Эксперты называют другую причину – неправильная эксплуатация оборудования. Через какое-то время станцию отремонтировали, но недавно мне позвонили местные жители и рассказали, что она снова вышла из строя. На этот раз аккумуляторные батареи, которые были привезены из Италии, сломались, перестали заряжаться. Так или иначе, онгурёнцы снова вернулись к дизельной генерации.
Солнечную станцию в Нерхе запустили 1 декабря без медийного шума с перерезанием красной ленточки и нажиманием «волшебных» кнопочек запуска. На этот раз министр ЖКХ Артур Сулейменов не смог вылететь в Нерху на открытие станции по причине нелётной погоды. От погоды зависит и работа станции.