Алексей Хвостов: «Нам приятно видеть рост количества онлайн-клиентов»
2017 год для Иркутской энергосбытовой компании прошёл под знаком совершенствования отношений с клиентами. Эта работа дала свои плоды в виде снижения дебиторской задолженности и укрепления платёжной дисциплины. Директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Алексей Хвостов в интервью «Сибирскому энергетику» рассказал, как происходил переход на прямые расчёты с потребителями, какие изменения уже произошли и ожидаются, а также о ближайших планах и перспективах сбытовой деятельности в регионе.
– Алексей Юрьевич, как вы оцениваете этот год, каким он стал для Иркутской энергосбытовой компании, какие главные события можете отметить?
– 2017-й выдался спокойным, по одному из наших основных продуктов – электрической энергии – улучшилась платёжная дисциплина. Население Иркутской области всегда отличалось повышенной дисциплинированностью по оплате электроэнергии. А сегодня мы констатируем, что в 2017 году показатели приблизились практически к 100%. Если говорить о втором нашем ресурсе – теплоэнергии, которую мы реализуем в интересах материнской компании ПАО «Иркутскэнерго», то в конце 2016-го и в 2017-м произошёл переход на прямые расчёты. Он состоялся безболезненно для клиентов. Теперь мы получили возможность напрямую общаться с населением, минуя посредников.
– Какие долги у жителей Приангарья скопились за тепло и электрическую энергию?
– В этом году потребители оплатили почти 100% электроэнергии, около 96-97% тепла, что на 1% выше прошлогодних показателей.
– Какая работа ведётся в отношении должников?
– Напоминания, автодозвоны, выставление претензий – это обычная работа с дебиторской задолженностью в пределах действующего законодательства. Если эти меры не помогают, мы обращаемся в суд, после работаем совместно с судебными приставами. Не оплативших судебные приказы практически не бывает. Крайняя мера – это отключение электроэнергии. При этом, если в отношении должника было применено отключение, он должен за свой счёт оплатить как отключение, так и подключение. Без возмещения этих расходов подача ресурса не возобновляется. Так предусмотрено законом.
– На потребительском уровне не всегда есть чёткое представление о последствиях накопления долгов. Какую опасность несут неплатежи?
– Вся электрическая энергия изначально продаётся на оптовом рынке. Сбытовые компании, наделённые статусом гарантирующего поставщика, заранее и полностью оплачивают ресурс на оптовом рынке. То есть мы уже купили и оплатили электроэнергию, которую продаём юридическим и физическим лицам. Соответственно, если мы не будем собирать платежи в полном объёме, у нас не будет средств для приобретения энергии на оптовом рынке. А статус субъекта оптового рынка очень легко потерять. Такие прецеденты существуют на территории нашей страны. В дальнейшем это может сказаться на надёжности электроснабжения. Однако наш регион является одним из лидеров по платёжной дисциплине, связано это не только с уровнем цен на электроэнергию, добросовестностью потребителей, но и с эффективностью нашей работы.
– В этом году впервые жители нескольких городов региона оплачивают тепловую энергию по фактическим ежемесячным показаниям общедомовых приборов учёта. Как происходит этот процесс?
– Надо сказать о тех способах оплаты, которые предусмотрены законодательством. Первый – это стандартный вариант, когда население платит по 1/12 независимо от времени года, оплата идёт равномерными платежами. Они рассчитываются, исходя из фактического потребления в прошлом году. Соответственно, когда год заканчивается и мы получаем 12 платежей, определяется фактическое потребление уже текущего года, производится перерасчёт, который предусмотрен законом как корректировка платы за отопление. Обычно корректировки производились в январе следующего года и в Иркутской области были минусовыми, потому что каждый последующий год был теплее предыдущего. Однако 2016-й был достаточно холодным, а люди платили меньше, чем потребляли по фактическим показаниям, поэтому большинству жителей пришлось доплатить. При этом отрицательные перерасчёты всегда вызывают гораздо меньше вопросов, чем положительные. Вероятно, по этой причине областные власти приняли решение о переходе на платежи по фактическому начислению в девяти муниципалитетах (Иркутске, Ангарске, Усолье и ряде других).
Таким образом, за октябрь мы выставили счета по фактическому потреблению. При этом октябрь выдался тёплым, потребление было ниже, чем среднемесячное, соответственно, жители ничего не почувствовали, некоторые даже увидели уменьшение сумм.
За ноябрь сумма платежа была значительно выше, но она была уменьшена за счёт сентябрьского перерасчёта, так как изменение порядка оплаты законом предусмотрено с начала отопительного периода. Перерасчёт за первые восемь месяцев будет сделан в первом квартале 2018 года. Предварительные расчёты показали, что для большинства жителей он будет отрицательным. Что такое переход на фактическое потребление, жители поймут, получив квитанцию за январь 2018 года. В этом году переход на факт покажет, что в большинстве своём суммы в ежемесячных квитанциях либо равны 1/12, либо ниже. Причина в том, что 2017 год теплее, чем прошлый, 2016 год.
– Какие результаты достигнуты в этом году при переходе на прямые расчёты?
– Осталось совсем немного управляющих компаний, которые сегодня находятся с нами в договорных отношениях по теплу (часть в Шелехове, часть в Иркутске). На всех остальных территориях, где ресурс продают ПАО «Иркутскэнерго» и АО «Байкалэнерго», прямые расчёты. Думаю, что управляющим компаниям стало легче жить, так как не надо продавать ресурс, который они не производят. Они могут сосредоточиться на подготовке жилфонда, индивидуальных тепловых пунктов. В плане собираемости платежей мы быстрее реагируем на возникающие проблемы, у нас больше ресурсов и возможностей.
– В Иркутске возбуждено шесть уголовных дел на генерального директора УК «Вектор» за уклонение от исполнения судебных решений. Приставы сообщают, что долг компании перед ресурсоснабжающими организациями составил 4,6 миллиона рублей. Деньги у главы организации были, но он решил тратить их на иные цели. Судебный пристав взыскал с его счёта средства. Как вы это прокомментируете?
– Если кто-то пытается воспользоваться деньгами либо считает, что, собрав деньги за один ресурс, можно рассчитаться за другой, то рано или поздно это приводит к судебному разбирательству. Прямые расчёты в принципе исключают преднамеренное злоупотребление.
При этом одна управляющая компания другой рознь. Есть небольшие управляющие компании, которые не могут нам заплатить, потому что не получается собрать деньги с населения. Как правило, они не обладают ресурсом, не могут наладить работу по рассылке квитанций, нанять юриста.
– Сейчас в регионе усилилась работа с энерговорами. Можно получить крупные штрафы и даже уголовное преследование. А если у потребителя вышел из строя прибор учёта и он об этом вовремя не сообщил в «Энергосбыт», что его ожидает в таком случае?
– Некоторые считают, что электроэнергия отличается от любого другого товара и её можно вовремя не оплачивать. Вся проблема в том, что потребление электроэнергии первично, а оплата вторична. Клиенты не всегда понимают, что без надлежащего оформления подключения электроэнергии через сетевые компании и без соответствующей оплаты ресурса не будет. Даже выход из строя прибора учёта может привести к тому, что потребителю могут насчитать долг, превышающий реальное его потребление. Именно это предусматривает действующее законодательство. Тех, кто до сих пор живёт без приборов учёта, ждут финансовые последствия. Поэтому необходимо максимально быстро сообщить о поломке счётчика в «Энергосбыт», чтобы избежать штрафных санкций, быстро его заменить и опломбировать.
– Какие изменения нас ждут на законодательном уровне в области энергоснабжения?
– С 2018 года начнут действовать изменения федерального законодательства: изменился ФЗ «О теплоснабжении». Во-первых, новшества коснутся экономической и административной ответственности теплоснабжающих организаций, она возрастёт. Во-вторых, одновременно с увеличением ответственности появляются новые механизмы возврата инвестиций. Это шаг вперёд. Коммунальная сфера – одна из самых сложных отраслей, и здесь могут появиться инвесторы, которые готовы вложиться в развитие объектов.
– А как это отразится на стоимости тепла и электричества, какого роста ожидать?
– Стоимость электроэнергии для населения растёт в границах инфляции. Если говорить о тепловой энергии, то изменения закона о теплоэнергетике в части привлечения инвесторов в итоге должны сделать технологический процесс более экономичным и привести к удешевлению ресурсов. Например, в северной части Иркутской области электрокотельные производят тепло на электричестве, это очень дорого. Изменения в законе приведут к тому, что придёт инвестор и за свой счёт поменяет электрические котельные на твёрдотопливные.
– Какие сервисы предлагает компания для удобства потребителей?
– В Иркутской области 63 фронт-офиса компании, где мы ежедневно принимаем наших клиентов. В этом году мы очень серьёзно продвинулись в сфере онлайн-услуг, запустив приложение для гаджетов на базе «Андроидов» и «Айфонов». Такая система работает далеко не во всех субъектах РФ, мы четвёртые. А за Уралом – единственные. Она удобна не только для клиентов, но и для компании: высвобождается трудовой ресурс для решения других насущных для потребителей вопросов.
Нам приятно видеть рост количества онлайн-клиентов. Прирост числа пользователей, оплачивающих наши услуги через Интернет (данные за первые 10 месяцев 2017 года), составил 60 тысяч. То есть в начале года было 50 тысяч активных пользователей, сегодня – 110 тысяч. Тех, кто регулярно платит онлайн, мы поощряем, проводим акции, дарим подарки.
– Какие планы у вас намечены на следующий, 2018 год?
– Мы продолжим работать и создавать условия для удобства клиентов, совершенствовать уже существующую систему обслуживания. Нашим потребителям должно быть удобно решать нестандартные вопросы, в том числе касающиеся приборов учёта, передачи показаний.