Поверяй, но проверяй
В Иркутской области участились случаи действия лиц и организаций, принуждающих население менять приборы учёта. Счётчики действительно многим стоит заменить, и мошенники пользуются ситуацией, навязывая приборы учёта по завышенным ценам, срывая пломбы сбытовой организации, вводя людей в заблуждение. В редакцию газеты неоднократно обращались пострадавшие граждане. Они наличными оплатили замену или установку приборов учёта, а взамен получили некачественную услугу. В связи с этим редакция газеты «Сибирский энергетик» рассказывает читателям о том, как не попасться на такие уловки мошенников.
Купите счётчик прямо сейчас
В редакцию газеты обратилась жительница Ленинского района Иркутска. Пенсионерка рассказала, что к ней в будний день пришёл неизвестный солидно одетый мужчина, сообщив, что он из «Энергосбыта» по поводу электросчётчика. Когда пенсионерка открыла, суровый мужчина долю секунды перед её лицом помахал «корочкой» красного цвета и сказал: «В вашей управляющей компании сказали, что у вас старый счётчик. Почему не заменили до июля 2016 года?» Дальше мужчина стал требовать показать платёжные документы. «Мужчина в синей куртке говорил, что по закону срочно надо менять счётчики: «В последнее время развелось много несознательных граждан, которые вовремя не заменили счётчики, а нам, сотрудникам «Энергосбыта», приходится теперь ходить по квартирам и самим устанавливать новые», – вспоминает пожилая женщина. Дальше мужчина предложил «несознательной гражданке» приобрести счётчик стоимостью 4500 рублей, с учётом скидки для пенсионеров – 3500 рублей. «Вы можете прямо сейчас оплатить установку, опломбировку и ввод в эксплуатацию электросчётчика, пока наша бригада находится в подъезде», – втолковывал «сотрудник» «Энергосбыта».
Однако женщина вовремя опомнилась и решила сначала позвонить в управляющую компанию, которая обслуживает её дом. Когда она стала набирать номер УК, мужчина сказал: «Ваша управляющая заключила договор именно с нашей фирмой. И в случае, если вы купите и установите счётчики с помощью другой компании, они будут нелегитимны, – оперировал модными словами «электрик». – Только мы, согласно договору с вашей УК, имеем право заменять старые счётчики в вашем районе на новые». Пока женщина копалась в записной книжке, мужчина решил уйти, ведь зачем задерживаться, когда в районе ещё столько квартир осталось с «необработанными» доверчивыми пенсионерами.
«Это не наши сотрудники!»
Как выяснилось, похожие случаи «замены счётчиков» наблюдались в Иркутске не только в Ленинском районе, но и в центральной части города. Как подтвердили нам в крупных управляющих компаниях, никаких договоров на установку приборов учёта, тепла, воды и электроэнергии они не заключали. Во всех случаях жильцы, в основном пенсионеры, обнаруживали потом, что электросчётчик им продали по завышенной цене, к тому же не всегда эти счётчики работали исправно.
За разъяснением ситуации мы обратились в ООО «Иркутскэнергосбыт». Заместитель директора Андрей Харитонов отметил, что «действительно приборы учёта менять нужно, это касается приборов учёта горячей и холодной воды, электроэнергии. У каждого прибора учёта есть свой срок службы. После истечения срока госповерки потребителю начинают считать объём коммунального ресурса не по показаниям счётчика, а по нормативам. При этом с повышающим коэффициентом, который равен сейчас 1,5». Другими словами, люди начинают переплачивать. Таким образом государство стимулирует граждан устанавливать приборы учёта в свои дома и квартиры.
– По поводу ходящих по квартирам людей – это точно не наши сотрудники. В соответствии с законом, мы посещаем клиентов не чаще раза в три месяца, чтобы проверить правильность работы счётчиков и снять контрольные показания, – говорит Харитонов. – Но именно собственники жилого помещения обязаны сами следить за счётчиками, за их состоянием и сроком эксплуатации. Межповерочный интервал прибора учёта варьируется, стоит убедиться, что прибор годен к эксплуатации. Этот срок указан в паспорте прибора.
Андрей Харитонов выделил два важных момента. Первый: сотрудники энергосбытовой организации всегда предъявляют документы, удостоверяющие личность:
– «Иркутскэнергосбыт» – серьёзная организация, действует официально, поэтому наши контролёры не берут оплату наличными деньгами при посещении клиентов ни за какие услуги! Информацию по всем вопросам, связанным с энергоснабжением, в том числе по замене счётчиков, клиенты компании могут получить на сайте sbyt.irkutskenergo.ru или по телефону контакт-центра 8-800-100-9777.
Если закончился срок эксплуатации счётчика, вам необходимо связаться с компанией, оставить заявку на официальном сайте sbyt.irkutskenergo.ru. Оплата за установку счётчика осуществляется только официально – через банк.
«Если вы меняете счётчик самостоятельно, то перед демонтажем старого счётчика стоит обратиться к специалистам «Иркутскэнергосбыта» для фиксации конечных показаний прибора учёта. После монтажа необходимо также вызвать специалиста «Иркутскэнергосбыта», чтобы он опломбировал счётчик и поставил его на учёт. Если прибор учёта установлен неправильно или нарушена пломба, можно получить штраф. Поэтому привлечение случайных людей может обойтись дороже. В случае, если работы выполнила энергосбытовая компания, прибор монтируется и пломбируется сразу на месте, составляется соответствующий акт.
Как правильно заменить электросчётчик?
Для установки нового прибора учёта электроэнергии или водосчётчиков собственнику жилья необходимо подать заявку в «Иркутскэнергосбыт». Официально установкой новых приборов учёта занимается дочерняя компания ПАО «Иркутскэнерго» «ИРМЕТ», всю информацию об услугах, оказываемых этой организацией, можно найти на сайте irmet.ru. Это специализированное предприятие в области учёта энергоресурсов, энергоаудита, качества электрической энергии. Важно понимать, что услуги по вводу счётчика в эксплуатацию, опломбированию и снятию показаний производятся бесплатно. Потребители оплачивают стоимость самого прибора – его они могут купить самостоятельно. Прибор учёта должен быть введён в эксплуатацию сразу после его установки, в противном случае придётся оплатить штраф.
Как отметил главный инженер АО «ИРМЕТ» Евгений Киселёв: «Наши сотрудники самостоятельно не ходят по квартирам и не принимают наличные денежные средства от жильцов. Работа по замене, установке приборов учёта у жильцов осуществляется только по заявке самих жильцов, оплата за оказываемые услуги – в кассе компании «ИРМЕТ» или в отделениях ООО «Иркутская энергосбытовая компания». При этом все сотрудники «ИРМЕТа» одеты в спецодежду с логотипом «ИРМЕТ» или ООО «ЕвроСибЭнерго», при себе имеют три удостоверения (с фотографией сотрудника): служебное удостоверение «ИРМЕТа», удостоверение внештатного инспектора ООО «Иркутск-энергосбыт», удостоверение по технике безопасности».
«Установку, замену прибора учёта может выполнить любой электрик, но сорвать пломбу энергоснабжающей организации с прибора учёта потребители не имеют права без участия представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» или АО «ИРМЕТ», который является внештатным сотрудником ООО «Иркутскэнергосбыт». В случае самостоятельного срыва пломбы энергоснабжающая организация имеет право выставить штраф», – сказал Киселёв. Кроме того, стоит отметить, что Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) – единственная организация, которая уполномочена государством проводить метрологическую поверку приборов учёта.