издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слово о Владимире Козловском

  • Автор: Владимир Ходий

Надо же случиться таким совпадениям: ровно 100 лет назад, причём почти час в час с историческим выстрелом на берегах Невы революционного крейсера «Аврора», в тихом городке Козлове (ныне Мичуринске) бывшей Тамбовской губернии родился Козловский Владимир Николаевич – известный иркутский журналист и писатель, вошедший в «золотую» сотню авторов нашей газеты.

Но это было потом. А в 1937 году в том же Козлове он окончил сельскохозяйственный техникум, успел поработать агрономом сначала в Карелии, а затем в Воронежской области, откуда его призвали в армию, где он попал в лётную школу. Так что Великую Отечественную войну специалист по земледелию встретил стрелком-радистом скоростного бомбардировщика. В первые же месяцы воздушных столкновений с врагом был тяжело ранен, однако после продолжительного пребывания в госпиталях – от прифронтовых в Обояни и Курске до Новосибирска и Абакана глубоко в тылу – сумел вернуться в действующую армию. На этот раз бортрадистом в авиатранспортную дивизию, обслуживавшую партизанские соединения и отряды в тылу у немцев. Всего совершил 648 вылетов на линию и за линию фронта. Одним из самых памятных стал вылет в Болгарию, где его экипаж участвовал в спецоперации по перехвату бежавшей из этой страны германской военной миссии. Поэтому в его боевой копилке несколько правительственных наград, в том числе ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медаль «Партизану Отечественной войны» и другие.

В Иркутске Владимир Козловский оказался волею судьбы, о чём чуть ниже. А пока отмечу, что он был первым из тех, кто после окончания войны влился в ряды творческих работников редакции «Восточно-Сибирской правды». В газете его дебют состоялся 12 мая 1946 года с заметкой «У иркутских овощеводов». Она короткая, но очень дельная: «Перед колхозами Иркутского района в нынешнем году стоит ответственная задача – снабдить город овощами, причём дать их как можно раньше. Передовые колхозы успешно выполняют эту задачу. Артели имени Чапаева, Ворошилова, Ильича и другие уже производят уборку раннего редиса, свекловника, зелёного лука и приступают к сбору огурцов из теплиц и парников. Однако с выращиванием овощей в целом по району не всё благополучно. Вместо 14 тысяч парниковых рам заложено только 10 177. Чтобы компенсировать невыполнение плана закладки парников, овощеводы решают их использовать в 2-3 оборота, а для высадки рассады поздних культур применить утеплённые гряды…» И так далее.

Вторая публикация – «Больше внимания райсемхозам». Её запевка: «Семеноводство в колхозах нашей области находится в тяжёлом состоянии. За последние годы количество сортовых посевов сильно сократилось, что в значительной степени снизило урожайность колхозных полей…»

За нею появилась также обстоятельная, с глубоким знанием дела статья из Тулунского района под названием «За высокий урожай картофеля». В общем, такое впечатление, что все эти годы автор не воевал и не прошёл войну, как тогда говорили, от и до, а только тем и занимался, что если не выращивал, то хотя бы писал о тех же овощах, семенах, картофеле…

И тут Владимир Козловский берётся за необычный для учёного-агронома жанр – едет в Баяндаевский район и пишет очерк о председателе колхоза «Новая жизнь». Его начало:

«Он ушёл из родного сибирского села на войну, когда загрохотали первые орудийные залпы. Вернулся Илья Печерский с сухими обрубами оторванных рук, когда-то умелых и работящих. Война унесла силу, изредила лихой светлый чуб, оставила на спокойном лице синеватые тени рубцов. Но в боях выросла и окрепла воля, опасности фронта приучили не бояться лишений и трудностей…» Дальше читайте сами – текст на соседней странице.

За этим очерком последовали другие – более пространные, ёмкие. В 1948 году в Иркутском областном издательстве отдельной книжкой вышел обстоятельный рассказ Козловского о Герое Социалистического Труда Сергее Колесникове, через год – уже целый сборник очерков под названием «В приангарской степи». Писать о людях деревни стало его, сотрудника отдела сельского хозяйства «Восточки», страстью, призванием.

Особенно эти страсть и призвание оказались востребованными в период «оттепели», когда внимание к человеку, его делам и заботам вышло на первый план в отечественной журналистике. В 1960 году очерки Козловского «Молодость сердца» и «Навстречу заветному» были изданы в книжной серии «Люди семилетки». А потом появились сборники серии «Герои наших дней», в одном из них – «Дорогой смелых» – все восемь очерков принадлежали его перу.

Но к этому времени Владимир Николаевич к своей бесспорной известности журналиста добавил весомую известность писателя. А пришла она к нему после того, как в 1957 году в том же Иркутском книжном издательстве увидел свет и сразу стал популярным его роман «Верность». Как сам он признавался, это своё произведение он долго обдумывал, писал, переписывал и снова переписывал, чередуя с тем, что нужно было ездить и потом отписываться после постоянных командировок по сёлам и просёлкам области. Помогало и во много определило успех романа то, что изображённое в нём он пережил лично. Ведь главный герой «Верности» по имени Виктор Сокол – агроном по образованию. Он влюблён в Айну Чёрную, тоже агронома, но война разделила их. Виктор попадает в лётную школу, становится членом экипажа самолёта, летающего во вражеский тыл и снабжающего партизан боеприпасами, продуктами, медикаментами, а она остаётся трудиться в нашем тылу. На долю героев выпадает немало испытаний, но они остались верны друг другу.

Да, роман во многом автобиографичен. Помню, перед ноябрьскими праздниками 1968 года в стенах «Восточки» состоялся семейный вечер её сотрудников. Пришли на него и Владимир Николаевич с супругой. Оба были ещё молоды, красивы. Потом кто-то рассказывал, что это она, супруга, а в молодости прототип героини «Верности», уговорила его после войны переехать и жить на её родине – в Иркутске.

Автобиографичным оказался и второй его роман – «Братья по крови», посвящённый боевой дружбе русского и болгарского народов. Он также писался трудно, долго и пришёл к читателям лишь в 1972 году. К тому времени Козловский оставил «Восточно-Сибирскую правду» и уже несколько лет возглавлял редакцию Иркутской районной газеты «Ангарские огни» (ранее «Ленинские заветы»).

Владимир Николаевич ушёл из жизни в 1984 году. А годом раньше увидела свет последняя его книга «Ищу свою звезду». Под её обложкой оказались до этого уже выдержавший несколько изданий роман «Верность» и фронтовые новеллы.

Прощание с Козловским проходило в Иркутском Доме писателей на улице Степана Разина. Рядом с покойным были жена, сын и дочь, прилетевшая из Болгарии, где она уже много лет жила со своей семьёй.

Далее след его родных потерялся. И вот два года назад в областной художественный музей имени Сукачёва пришёл человек и показал несколько толстых папок с рукописями. Нашёл он их на антресолях квартиры, только что купленной у родственников умершей супруги писателя Владимира Козловского.

Одна из двух картонных папок содержит рукопись, на титульном листе которой написано: «В руинах. Роман». И дата – 1982 год. Она полная – 538 страниц. Другая озаглавлена: «В. Козловский. Раненые птицы». На титульном листе этого романа карандашная запись: «7/XII 76 г.». И, наконец, синяя папка. В ней отпечатанная на пишущей машинке рукопись «Дороже жизни. Роман о моей юности», внизу титульного листа: «1982 г., Иркутск». Рукопись начинается словами: «На косогоре с одинокой и чахлой, словно тронутой палом, берёзкой появился лыжник…»

Человек, принёсший эти папки, предложил тогдашнему директору музея Александру Гимельштейну купить рукописи, на что тот ответил, что рукописи не могут быть закуплены именно для ИОХМ, поскольку это не входит в его профиль. Лучше всего было бы их отдать в Литературный музей, но такового в Иркутске нет. Директор посоветовал предложить рукописи иркутским краеведам. По реакции принёсшего стало понятно, что, скорее всего, он не будет этим заниматься и у папок есть шанс исчезнуть в мусорном контейнере. Этого Александр Гимельштейн допустить не мог и решил выкупить их лично. И теперь вопрос: дождутся ли когда-нибудь рукописи романов писателя-фронтовика Владимира Николаевича Козловского «В руинах», «Раненые птицы», «Дороже жизни» своего издателя?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры