издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Передать чувства

  • Автор: Александра Шихалева, музыковед

В Иркутской областной филармонии в рамках абонемента «Звёзды XXI века» 28 октября состоялся концерт Губернаторского симфонического оркестра под руководством главного дирижёра Илмара Лапиньша и солиста Московской филармонии, лауреата международных конкурсов Айлена Притчина, на котором были исполнены Второй скрипичный концерт Богуслава Мартину и «Неоконченная симфония» Франца Шуберта.

Богуслав Мартину – чешский композитор XX века. В его творчестве проявляются черты романтизма, импрессионизма, неоклассицизма и даже джазовый стиль. Его музыке свойственны лирико-пасторальные и народные мотивы, объёмность и колокольность, что является следствием впечатлений его детства, ведь композитор родился в семье звонаря. Но есть в ней и глубокий драматизм, отражающий трагедию военного времени, которую он, пусть и косвенно, будучи за океаном, всё же пережил и пропустил через себя и своё творчество.

Второй скрипичный концерт, исполненный в первом отделении, был написан композитором в 1943 году во время войны в Европе, когда Мартину был вынужден эмигрировать в США. За океаном музыканта приняли восторженно – как признанного маэстро. Мартину почувствовал успех, активизировался в своём творчестве. Однако в произведениях тех годов красной нитью прослеживаются трагедия войны и боль за свою страну.

Музыковеды относят первую часть концерта Мартину к романтическому стилю, и это ярко отражено в исполнении губернаторского оркестра. Однако это лишь поверхностное восприятие. В своём исполнении музыканты прочувствовали и воплотили тонкие интонационные намёки композитора на состояние тревоги и надломленности, в том числе и отголоски темы Dies irae как символа смерти. Оркестру удалось передать чувства композитора, которые он испытывал в то время, – глубокую тоску по Родине, внутреннюю тревогу в связи с военным положением.

Начинается концерт с мощного, сильного вступления с диссонирующими гармониями, характерными для музыки XX века, и щемящими интонациями романтической музыки. Оркестр звучит тревожно-затаённо, и затем вступает солирующая скрипка – талантливый молодой скрипач Айлен Притчин, который очень точно создаёт тревожный образ смешанных чувств композитора, чувство глубокой внутренней печали и скорби, которое пытается вырваться наружу, но сдерживается. Именно это слышится в диалогах оркестра и солирующей скрипки. Да, эти чувства скрыты, и лишь избранные способны уловить то, что находится в глубине. Крик души, который выражают лишь глаза, оркестру удалось передать мастерски.

Тревожные образы на протяжении всей первой части перемежаются со светлыми и возвышенными. Насколько глубоко ощутили музыканты настроение композитора в военное время, его тревогу за родной край, очень сильную тревогу, которая прячется за светлыми, тёплыми воспоминаниями о Родине. Кульминация первой части концерта – глубокая грусть, которая через просветление и надежду вновь раскрывает всю трагедию войны, боль, страх, разрушение. Все эти чувства оркестр выразил, на мой взгляд, настолько проникновенно, что затронул все душевные струны слушателя, смог вызвать сопереживание, сочувствие пережившим те страшные события. Соло скрипки в конце первой части звучит как песнь светлой романтической грусти вдали от Родины.

Во второй части концерта оркестр раскрывает перед слушателями картину природы с элементами фольклора – другая сторона творческой личности композитора. Пасторальная тема – светлая, нежная. Словно желание забыться на лоне природы, найти покой и умиротворение. В средней части в музыке слышатся даже восторженность, фантастические, сказочные образы, которые оркестр передаёт очень красочно, выигрывая импрессионистские мажоро-минорные созвучия, а затем мягкие убаюкивающие интонации, словно подтверждающие, что вся эта красота нереальна, что всё это сон, желание уйти от реальности, которая проявляется всё сильнее. В конце второй части концерта солист в своей партии очень мудро и аккуратно раскрывает чувство неверия в прекрасный нереальный мир, в музыке чувствуются хрупкость, а затем погружение в покой, словно нежелание просыпаться.

Третья часть – смешение тревожных образов первой части и пасторального покоя второй. Оркестр словно впитывает в себя все предыдущие чувства и выдаёт итог на новом уровне, выплёскивая на слушателя всю богатую гамму красок и ощущений живого эмоционального человека. Эмоция слышна в игре каждого инструмента, здесь и нежность с тревогой у скрипок, успокаивающие ноты деревянных духовых, взволнованность флейт и танцевальная с каким-то даже лёгким сатирическим оттенком мелодия у солиста. И торжественное тутти – как победа светлого начала.

Партитура концерта Мартину была получена музыкантами за несколько дней до премьеры, но оркестр и солист справились с задачей блестяще, идеально, на мой взгляд, воплотив замысел композитора. И пусть на долю секунды промахнулись ударные, однако чувства автора, которые передал оркестр, были ярко выражены, исполнение – чисто, динамика – великолепна: аккуратное, но очень глубокое, ощутимое каждой клеточкой, словно тончайший хрусталь, пиано, мощное и сильное форте, множество промежуточных оттенков силы звука, как бесконечные грани несовершенного, но такого прекрасного мира человеческой души, человеческих чувств…

Второе отделение концерта – «Неоконченная симфония» Шуберта, яркая музыка романтизма. Здесь хочется сказать о дирижёре и его взаимодействии с оркестром. Движения дирижёра очень лаконичны, возникает ощущение, что он связан с оркестром какими-то невидимыми нервными волокнами, настолько тонко и точно чувствуют музыканты своего руководителя. Это пример высшего пилотажа, огромного мастерства. У меня возникла ассоциация с фильмом «Аватар», где между животными, людьми и природой присутствовала связь через специальные волокна. И вся природа сосуществовала гармонично – как единое целое со своей планетой. Именно такой организм «вырос» в Иркутской филармонии из оркестрантов и дирижёра. Одно целое.

Исполнение Шуберта было великолепно. Наверное, одно из лучших, что я слышала в своей жизни. Объёмно, мягко, тонко, глубоко. Если сравнить два телевизора – старенький с тусклыми красками и очень дорогой современный с яркими, сочными цветами, то именно таким я услышала исполнение «Неоконченной симфонии» Шуберта Губернаторским симфоническим оркестром. Сочное, «вкусное» исполнение первой части! Повторение экспозиции – на мой взгляд, мудрое решение дирижёра: музыканты дали возможность зрителям вдоволь насладиться прекрасным тематизмом Шуберта. Идеальный градиент крещендо от вступления к главной партии создаёт эффект полного погружения слушателя в музыкальную ткань. Мягкий «шелест» скрипок в сопровождении темы главной партии опоздал на микросекунду… Нет, показалось. Чуть-чуть не попали валторны в конце разработки и скрипки в репризе… Снова показалось? Нежнейшее исполнение лирической второй части, чистейший прозрачный звук духовых, мощные и наполненные тутти! И снова в конце немного нечистое звучание валторн…

Это лишь мираж, ведь «Неоконченная симфония» Франца Шуберта относится к популярным шедеврам симфонической музыки, её основные темы уже крепко сидят внутри, она узнаваема не только музыкантами. Может быть, поэтому кажется, что проскальзывают малюсенькие, незначительные ошибки. Ведь не может быть всё настолько идеально… Но ошибок нет. Исполнение безупречно. И дирижёр управляет оркестром практически силой мысли!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры