Точность как услуга
«ИРМЕТ» делится опытом реализации энергосервисного контракта с ИЭСК
Учёт электричества – ещё не энергосбережение в полном смысле этого слова, но экономический эффект даёт ощутимый. Это подтверждает пример посёлка Дзержинск под Иркутском. Несколько месяцев минувшего года, прошедших после запуска в нём автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии, принесли ощутимые плоды: сверхнормативные потери снизились в восемь раз – с 16% до 2%. В АО «ИРМЕТ» прогнозируют, что и в 2017 году они останутся на том же уровне. Схожего эффекта на предприятии планируют добиться, работая ещё по двум энергосервисным контрактам с АО «Иркутская электросетевая компания» в посёлках Хомутово и Забитуй.
Энергетика должна быть экономной. Обстановка в отрасли стимулирует электросетевые компании, которые сокращают издержки, по-новому читать старый советский лозунг. Иркутская электросетевая компания, в частности, делает ставку на развитие производственной системы, оптимизацию затрат на технологическое присоединение и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В 2016 году, следует из отчётности компании, последние принесли экономический эффект в размере 127,96 млн рублей. А создание системы управления и эксплуатации автоматизированных систем коммерческого учёта электроэнергии, известных также под аббревиатурой АИИС КУЭ, позволило снизить сверхнормативные потери в изолированных районах с 3% до 1,53%.
Где-то за городом
Несмотря на то что львиная доля полезного отпуска в сеть уходит на нужды промышленных предприятий, существенный вклад в это достижение внесла работа с потребителями, к их числу не относящимися. «В 2015 году [на выставке «Энергоэффективность. ЖКХ. Газоснабжение»] был круглый стол, где мы представляли доклад по договору с областной больницей, – рассказывает начальник службы энергосбережения и энергоаудита АО «ИРМЕТ» Алексей Юринский. – [Евгений Вечканов] Директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании тогда сказал, что они хотели бы в 2016 году заключить энергосервисный договор, направленный на снижение сверхнормативных потерь. Мы заинтересовались, дождались конкурса, выиграли его и взялись за работу».
Полигоном для энергосервиса стал посёлок Дзержинск в Иркутском районе, расположенный буквально в нескольких километрах от районного центра. По меркам города он, может, и невелик, но развивается достаточно бурно: за 15 лет число его жителей выросло с 1,5 тысячи (по Всероссийской переписи населения 2002 года) почти до 2,7 тысячи. Всего здесь у энергетиков 949 абонентов – это те, у кого есть лицевые счета и с кем заключены договоры. «Юридических лиц примерно 50–70, остальные – физические лица», – уточняет Юринский.
Ежегодно в посёлке потребляют более 29 тыс. кВт-ч электрической энергии. Уровень сверхнормативных потерь в 2014 году – именно его взяли за основу при составлении энергосервисного контракта – составил чуть более 16%. То есть 3,6 тыс. кВт-ч. «Где-то было неучтённое потребление, кто-то и вовсе не подавал показания, – объясняет собеседник «Сибирского энергетика». – Обвинять кого-то в воровстве энергии мы не можем – подобное утверждение сперва надо доказать. Тем не менее, как только мы установили приборы у всех потребителей и начали передавать показания, балансы начали сходиться».
«Просто система стала прозрачной»
Непосредственно АО «ИРМЕТ» смонтировало более 300 счётчиков – у значительной части местных жителей и работающих в Дзержинске юридических лиц они уже были установлены. Перед тем как приступить к работе, сотрудники предприятия провели полное обследование посёлка: составили схему сетей и трансформаторных подстанций посёлка, осмотрели все имеющиеся приборы, сверили их номера с данными поставщика электричества – ООО «Иркутскэнергосбыт», выяснили, какие из них состоят на коммерческом учёте, а какие нет. После этого был составлен проект – стандартных решений в этой области нет, поэтому его разработали с нуля, чтобы учесть все местные особенности. В его основу по большей части легла система интеллектуальных счётчиков электрической энергии, которые применяются повсеместно и зарекомендовали себя исключительно с лучшей стороны. У кого-то из потребителей, впрочем, уже были установлены приборы, которые просто интегрировали в общую систему коммерческого учёта.
Затраты на реализацию проекта составили 5 млн рублей. Срок окупаемости по энергосервисному договору составляет пять лет. Экономический эффект от внедрения системы коммерческого учёта разделён: 90% получает «ИРМЕТ», оставшиеся 10% – Иркутская электросетевая компания. Если проект не окупится в пятилетний срок, предусмотрена также возможность заключить дополнительное соглашение на три года, но в этом случае финансы делятся пополам.
Строительно-монтажные работы начались в апреле 2016 года и заняли два месяца. Наладка и подготовка к запуску системы завершились в сентябре. «Подобный проект был новым для всех, поэтому нужно было детально разобраться в том, как это работает, согласовать необходимые документы, – замечает начальник службы энергосбережения и энергоаудита АО «ИРМЕТ». – В итоге первое закрытие мы сделали в декабре». Поясним: предприятие только собирает данные с приборов учёта, которые снимаются дистанционно и хранятся на сервере. Далее информацию передают Иркутской электросетевой компании, которая уже сравнивает её с фактическим объёмом передачи по линиям. Последняя инстанция – «Иркутскэнергосбыт», формирующий полезный отпуск. Как только сходятся все технические и финансовые балансы, они считаются закрытыми.
Первое такое закрытие произведено в декабре 2016 года. Проводимые мероприятия показали ощутимый результат: за 2016 год потери в Дзержинске сократились до 2%. «Это снижение нельзя назвать неожиданным, – подчёркивает Юринский. – Просто учли всех абонентов, просто система стала прозрачной». По итогам трёх кварталов 2017 года сверхнормативные потери в сетях посёлка составили 3%. Однако в целом за 12 месяцев в АО «ИРМЕТ» планируют выйти на тот же уровень, что был зафиксирован в конце прошлого декабря, – 2%.
Уходит на запад
В 2017 году предприятие выиграло конкурсы ещё на два энергосервисных контракта с Иркутской электросетевой компанией. По первому из них «ИРМЕТ» взялся за создание автоматизированной системы учёта в Забитуе – посёлке в Аларском районе, который входит в зону обслуживания Центральных электрических сетей ИЭСК. Он меньше Дзержинска – 1,5 тыс. жителей, или около 350 абонентов. Меньше и абсолютная величина сверхнормативных потерь – около 1,5 тыс. кВт-ч в год, но их уровень, составляющий 29%, существенно выше.
«Был летний период, когда люди потребляют меньше электроэнергии и сверхнормативные потери сравнительно невелики, – поясняет Юринский. – Но всё, в принципе, идёт по графику». Монтировать приборы учёта в посёлке Забитуй начали в январе 2017 года. На то, чтобы построить и наладить систему, ушёл первый квартал, и с 1 апреля она начала работать, но уже есть результаты – благодаря работе АО «ИРМЕТ» выявлены бесприборные потребители энергии, потребители, ворующие электроэнергию.
Подводить предварительные итоги реализации второго контракта пока рано – система заработала только в сентябре. Её создали в Хомутово, одном из крупнейших посёлков Иркутского района. Нагрузки на электрические сети в нём растут на 10% в год в силу бума строительства частных пригородных домов. Приборы, правда, установили только в той части посёлка, энергоснабжение которой обеспечивает линия 10 кВ Хомутово – РМЗ, идущая от подстанции 110/35/10 «Хомутово». По своей площади она сопоставима с Дзержинском, который также расположен на территории Восточных электрических сетей ИЭСК, – около 950 потребителей, сверхнормативные потери – 16%, или 3,5 тыс. кВт-ч в год. По всей видимости, и результаты работы автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии будут схожими. «Пока по Хомутово нет эффекта, ведь мы систему только запустили, – заключает начальник службы энергосбережения и энергоаудита АО «ИРМЕТ». – Но он точно будет».
«Подводя итоги двухлетней работы, можно говорить об успешном сокращении сверхнормативных потерь в посёлке Дзержинск, – резюмируют в компании. – И отметить, что при заключении энергосервисного договора заказчик не несёт затраты по обслуживанию, мониторингу, работоспособности системы и сбору данных с потребителей, вся эта работа ложится на плечи энергосервисной компании. Да и в целом энергосервисная компания заинтересована в надёжности эксплуатации и безотказности системы. Также нужно отметить положительные стороны для потребителя электроэнергии, такие как бесплатная установка прибора учёта с высоким классом точности, отсутствие необходимости в обслуживании и эксплуатации, ежемесячной передаче показаний в энергосбытовую компанию. Работа по выполнению энергосервисных договоров по снижению сверхнормативных потерь в электрических сетях интересна как для электросетевых и энергосбытовых компаний, так и для энергосервисной компании».