Потому что без воды
Работа водозаборов ниже Иркутска по течению Ангары оказалась в центре внимания накануне предстоящей зимы. Причина – продолжающееся маловодье, которое на сей раз затронуло не только Байкал, но и Братское море. Уровень озера в ближайшие месяцы точно опустится ниже отметки в 456 м в Тихоокеанской системе высот, которую правительство России в 2001 году установило в качестве минимально допустимой при осуществлении хозяйственной деятельности на его берегах и временно отменило. Для Братского водохранилища подобных формальных ограничений не существует, зато есть критический для работы водозаборов уровень.
Маловодье в бассейне Байкала и Ангары, надежды на выход из которого были ещё весной нынешнего года, не только не закончилось, но и усугубилось. Уровень озера, в частности, с конца апреля до начала сентября прибавил только 37 см, поднявшись с 455,9 м до 456,27 м в Тихоокеанской системе высот (ТО). Причиной тому Федеральное агентство водных ресурсов называет низкую водность, которая сохранялась всё лето. Ситуация не изменилась и с приходом осени: воды в бассейнах Байкала и Ангары было мало в сентябре и октябре, не хватает её и сейчас, когда начался ноябрь. На Енисее обстановка лучше – агентство фиксирует среднюю водность
Уровень Байкала, достигший максимума за год 8 сентября, снижается. Согласно сводке Енисейского бассейнового водного управления, 1 ноября он составил 456,24 м ТО. Холодная погода и осадки, которые в сентябре сменили сухую и жаркую погоду, стоявшую в Сибири летом, положение не улучшили: по информации Гидрометцентра России, дождь со снегом обрушились большей частью на юг Красноярского края и Прибайкалье, но не на водосборную территорию Байкала.
Иркутская ГЭС, в свою очередь, работает с минимальными сбросными расходами уже три года. Ежесекундно через агрегаты станции пропускают 1300 кубометров воды: это значение кратковременно увеличивали разве что для пропуска судов ниже по течению и летом 2015 года – для повышения выработки, чтобы нивелировать последствия аварии на Гусиноозёрской ГРЭС. Снижение до 1250 кубов ежесекундно возможно только зимой, когда позволяет ледовая обстановка. Иначе возникает угроза для устойчивой работы водозаборов.
«Скорее всё-таки минус»
«Иногда раздаются призывы модернизировать водозаборы в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, чтобы и при более низком уровне Ангары при уменьшении сбросных расходов не было этой проблемы, – отмечает старший научный сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН Валерий Синюкович. – Но тут вмешиваются другие факторы, один из которых – экологический сток. Формально он вроде бы нигде не прописан, но в правилах использования водных ресурсов Иркутского водохранилища есть понятие «санитарный расход». Ссылки на какие-то нормы отсутствуют, но сами цифры существуют». Санитарный расход в нижнем бьефе станции составляет 1350–1400 кубометров в секунду. Такое положение есть и в старой редакции Основных правил использования водных ресурсов водохранилищ Ангарского каскада ГЭС, принятых в 1988 году, и в проекте новых правил для Иркутского водохранилища и Байкала, подготовленном четыре года назад.
В предстоящие полгода, как это было в три предыдущих осенне-зимних периода, станция будет работать с расходами 1300 кубометров в секунду с возможностью незначительного снижения. Уровень Байкала при этом опустится ниже 456 м ТО – минимальная отметка, регламентированная в постановлении Правительства РФ о его предельных значениях, которое было принято в 2001 году. Прошлым летом было издано другое постановление, разрешающее выход за установленные границы до 1 января 2018 года. В сложившихся условиях его действие продлят на 2018-2019 годы – поручение о том, чтобы подготовить соответствующее обращение в правительство России, дано министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области совместно с министерством природных ресурсов и экологии региона. «В прошлом году Байкал удалось наполнить до 456,50 метра, в этом – только до 456,27 метра, – напоминает учёный. – Поэтому снижение уровня весной 2018 года будет больше, чем в предыдущем году. Или, по крайней мере, таким же, как весной 2016 года». Тогда, напомним, вода в озере опустилась до отметки 455,71 м ТО.
Ситуация, которая сложится следующей весной, зависит от зимней погоды и от времени, за которое Байкал покроется льдом. «В ноябре и декабре будет очень большое испарение, – говорит учёный. – Оно особенно велико, когда есть большой перепад температур «вода – воздух» и ветер. Чем раньше Байкал покроется льдом, тем раньше оно прекратится». В последние три года это происходило в начале февраля, тогда как в прежние, не столь тёплые, зимы ледостав заканчивался не позднее середины января. Испарение между тем влияет на уровень Байкала даже сильнее, чем пониженный приток рек, за месяц «съедая» до 10 см. «За счёт него уровень может серьёзно снизиться, – заключает Синюкович. – Весной он выйдет на отметку примерно 455,7 метра плюс-минус несколько сантиметров. Скорее всё-таки минус».
Море волнуется
Пониженные сбросы Иркутской ГЭС ограничили и возможности наполнения Братского моря. Сейчас приток в него, сообщает Енисейское бассейновое водное управление, составляет 1840 кубометров в секунду, 540 из которых дают реки, впадающие в Ангару. Через агрегаты Братской ГЭС при этом ежесекундно проходит 2120 кубометров воды – она обеспечивает не только работу Усть-Илимской и Богучанской гидроэлектростанций, но и регулирование частоты тока в объединённой энергосистеме Сибири. Летом сбросные расходы станции были несколько выше, но большим был и приток.
В настоящее время уровень водохранилища Братской ГЭС составляет 395,34 м по Балтийской системе высот. Критической считается отметка 394,73 м БС – если вода находится ниже неё, возникает угроза устойчивому функционированию водозаборов выше по течению Ангары. А уровень мёртвого объёма водохранилища, ниже которого в нормальных условиях не допускается работа гидроузла, для Братской ГЭС в зимний период составляет 392 м БС.
Отметку, до которой Братское море опустится к началу наполнения следующей весной, предугадать крайне сложно. Тем не менее правительство Иркутской области рекомендовало местным властям обеспечить бесперебойное функционирование водозаборных сооружений в его акватории в условиях маловодья. Им также предложили подготовить и направить в областные министерства жилищной политики и природных ресурсов перечень необходимых мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с понижением уровня водохранилища Братской ГЭС. Помимо этого до 1 декабря необходимо создать аварийно-технический запас средств и материалов, необходимых для ликвидации возможных происшествий, вызванных маловодьем. Также комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Иркутской области рекомендовала администрациям Ангарска, Усолья-Сибирского, Свирска, Черемхова и Черемховского района уточнить «планы первоочередного жизнеобеспечения населения с учётом возможного нарушения работы водозаборных сооружений в условиях маловодья». Им же рекомендовано «обеспечить поддержание в готовности к использованию резервных источников водо-, тепло- и энергоснабжения на объектах социальной сферы», рассчитать «необходимое количество привозной воды на случай перебоя водоснабжения» и «провести разъяснительную работу среди населения о водопотреблении в период маловодья». Руководству ООО «Аквасервис» в Усолье-Сибирском и ООО «Черемховский водозабор» при этом предписано «принять исчерпывающие меры» по обеспечению бесперебойной работы водозаборных сооружений и при необходимости провести дополнительные работы по очистке и дноуглублению водозаборных ковшей и подводящих каналов. Это записано в протоколе заседания комиссии от 24 октября, копия которого есть в распоряжении «Сибирского энергетика».