издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Букет цветов в обмен на квартиру

  • Автор: Людмила ФОМИНА

О продаже собственной квартиры старушке стало известно, когда племянница взялась оформлять её в дом престарелых. 87-летняя Идея Степановна С. последние пять лет уже не выходила из дома. Так получилось, что сын и внук, которые заботились о бабушке, умерли раньше неё, а сама она к тому времени практически ослепла и потеряла память. Навещала престарелую женщину лишь родная сестра, и её визит всегда приходился на тот день, когда почтальон приносил на дом пенсию.

Пенсию Идея Степановна, как ветеран Великой Отечественной войны, получает внушительную, но из-за старости и болезни распорядиться деньгами ей сложно. Вот сестра и «протянула руку помощи». В январе у Идеи Степановны был день рождения, и бабушка была тронута до слёз вниманием родственницы. Сестрёнка приехала на этот раз не одна, а со своим сыном Валерой, они подарили имениннице букет цветов и повезли её праздновать. Так думала Идея Степановна. Куда они ездили и чем в тот день занимались, старушка не помнит. Для неё это было не так уж важно – главное, что она провела время в общении с близкими людьми. Сестра продолжала навещать престарелую родственницу, помогая ей потратить пенсию, до весны, пока не съехала на дачу.

История с продажей двухкомнатной квартиры в день бабушкиных именин вылезла случайно. В июне Идею Степановну навестила племянница. В суде женщина рассказала, что была в шоке от того, что увидела. Старушка, худая как скелет, в грязных обносках, сидела дома без куска хлеба. Квартира была запущена, в раковине лежала грязная посуда. Престарелая тётя призналась племяннице, что ничего не видит и жить одна не может. При оформлении старушки в дом ветеранов потребовались документы на квартиру. Племянница перерыла все шкафы, но нужные бумаги не отыскала. Пришлось делать запрос в кадастровую палату. Ответ бабушку обескуражил. Оказывается, собственником квартиры в доме № 6 микрорайона 11, которую она считала своей, является теперь сын её сестры Валера. Якобы он купил двушку у Идеи Степановны за полтора миллиона рублей. Это подтверждают и договор купли-продажи, и передаточный акт, и выписка из ЕГРП на недвижимое имущество. Сделка оформлена в день рождения бабушки – такой вот «подарочек» преподнесли родственники ветерану войны. Старушка твердила одно: «Квартиру не продавала и денег не получала». Даже разговора о продаже квартиры не было – ведь это её единственное жильё, а миллионы в таком возрасте уже ни к чему, в могилу их не потащишь.

Валерий Константинович М., признанный ответчиком по гражданскому делу о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной, в суд не явился. Он, конечно, и до судебного заседания прекрасно понимал, что «для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон» (п. 3 ст. 154 ГК РФ). А закорючка, сделанная в договоре рукой бабушки на месте подписи, вряд ли тянет на доказательство её «воли». Врачи подтвердили: бабушка не могла самостоятельно прочитать документы, она действительно почти ничего не видит. И уловить суть сделки была не способна из-за выявленного у неё старческого слабоумия. При оформлении в дом-интернат ей присвоили первую группу инвалидности. А назначенная судом амбулаторная психолого-психиатрическая экспертиза отметила необходимость признания старушки недееспособной. Соседи и участковый врач подтвердили, что состояние здоровья престарелой женщины в последнее время ухудшилось настолько, что она не в состоянии обходиться без помощи, самостоятельно отвечать на вопросы. В результате суд усомнился в том, что одна из сторон сделки – продавец недвижимости – была способна «понимать значение своих действий и руководить ими» (ст. 177 ГК РФ).

Ответчику не помогло свидетельство в суде нотариуса, который при оформлении договора не заметил у престарелой клиентки никаких отклонений. Не помогли и представленные в кадастровую палату документы. Ведь после подписания передаточного акта фактическое вселение в квартиру нового собственника так и не произошло. А пункт в договоре о якобы выплаченных старушке полутора миллионах рублей ответчик не смог подтвердить в суде распиской о передаче денежных средств.

Ангарский городской суд признал сделку недействительной и вернул бабушке её квартиру. Решение пока не вступило в законную силу: ответчик с таким решением не согласился и подал апелляционную жалобу в областной суд.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры