«Дабы не получить ущерб для Иркутской области»
Региональные парламентарии предлагают правительству поработать над эффективностью в управлении имуществом
Меньше половины областных предприятий и АО, в которых Приангарье имеет свои доли, являются сегодня прибыльными. Остальные работают в убыток, переживают банкротство и тому подобное. Областные здания, которые занимают госучреждения, изношены на 59%. Ожидается сокращение платы за аренду госпомещений, так как кадастровая стоимость их была переоценена в сторону уменьшения. Итогами работы по управлению имуществом Иркутской области поделились региональные власти. Но областные парламентарии считают, что работать можно эффективнее, и предлагают свои частные рекомендации: не продавать детские лагеря, которые ещё могут пригодиться, и ликвидировать «Фонд микрокредитования Иркутской области», работающий пока главным образом на ангарскую предпринимательскую среду. Подробности в материале «ВСП».
«Несодержательный и малоэффективный», каким его назвали месяц назад депутаты Заксобрания, отчёт правительства об управлении областным имуществом опять обсуждался в парламенте. На этот раз на сессии Заксобрания 25 октября ему был уделён целый час. За это время иркутское минимущество пыталось убедить своих оппонентов в обратном – в том, что работа их эффективна и уже даёт свои результаты.
Недвижимое и ветхое
Глава минимущества Владислав Сухорученко, выступая с докладом, обратил внимание депутатов на имущество, которое сегодня используется областными госучреждениями. За ними числится более 8 тыс. объектов общей балансовой стоимостью более 40 млрд рублей.
– Всё госимущество, переданное в оперативное управление, используется, на наш взгляд, с достаточной степенью эффективности для удовлетворения потребностей жителей области в сфере образования, культуры, спорта и так далее, – объявил министр.
Но потом выяснилось, что степень износа этих зданий составляет сегодня 59%. В целом 20,5% от общей площади объектов недвижимости, закреплённых за учреждениями, находится в высшей степени износа и требует капремонта. Средств, выделяемых на эти объекты, недостаточно, чтобы привести их в должное состояние. Чиновники уверяют, что в скором времени в Приангарье начнёт действовать профильная программа (неделю назад её утвердили на заседании облправительства), за счёт которой ситуацию можно будет поправить.
Кроме того, в казённой собственности Иркутской области находится более 950 тыс. кв. метров площадей недвижимого имущества, из которых 90% сдано в аренду (в основном ОАО «Аэропорт «Иркутск»» – это ВПП и инфраструктура). 10% этого имущества (находящегося в казне и не задействованного при размещении областных госучреждений) передано в безвозмездное пользование. Сухорученко уверяет, что правительство выполнило план получения доходов от управления имуществом в части предоставления его во временное пользование – доходы от аренды в 2016 году составили 93,7 млн рублей, это 110% к уровню 2015 года. Правда, здесь видимый рост связан с взысканиями по задолженности, которая накопилась за прошлые годы.
– Наблюдается в общем рост количества имущества, которое мы передаём в аренду, но поступления от аренды в целом сокращаются. Это связано с переоценкой кадастровой стоимости имущества – она была завышена в 2011 году, – поясняет министр.
Прибыльными оказались два из пяти облпредприятий
В реестре собственности Иркутской области числится также пять госпредприятий. Минимущество назвало на сессии оперативные данные по деятельности этих организаций. За первое полугодие 2017 года выручка областных предприятий составила 2 млрд рублей, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2016 года. В 2016-м выручка превысила 3,6 млрд рублей, это на 40% больше, чем в предыдущем году.
Правда, положительный результат по итогам работы за девять месяцев 2017 года имеют только два предприятия – «Облкоммунэнерго» и ОГУП «Фармация»; в предыдущем году в этом списке фигурировал также «Облкоммунэнерго-Сбыт», ныне находящийся в состоянии банкротства.
В соответствии с распоряжением правительства, госпредприятия перечисляют в бюджет Приангарья 50% (устанавливается распоряжением регионального правительства) от чистой прибыли. За 9 месяцев 2017 года бюджет пополнился за счёт этих дивидендов на 1,1 млн рублей. За весь 2016 год – на 1,2 млн рублей.
– В 2016-м, несмотря на положительную динамику, «Облкоммунэнерго» пришлось зарезервировать из прибыли очень большую сумму на возмещение убытков предыдущего периода – порядка 730 миллионов рублей, – объясняет разницу министр Сухорученко.
Фиктивная эффективность
Кроме того, правительство Приангарья является акционером в 18 обществах. Из них восемь по итогам 2016 года получили чистую прибыль. Схема перечисления средств от прибыли АО такая же, как у госпредприятий: не менее 50% должно поступить в бюджет области. В казну региона в 2016 году (по итогам предыдущего года) было перечислено более 86 млн руб. В 2017-м (по итогам 2016-го) бюджет пополнится на сумму более 155 млн рублей.
Однако данные цифры не стоит рассматривать совсем буквально с точки зрения экономического благополучия предприятий. Дело в том, что динамика роста отчислений от АО, как пояснил сам министр, связана с деятельностью небезызвестной АО «Корпорация развития Иркутской области». Она в своё время получила деньги из областного бюджета (около 2 млрд руб.) для того, чтобы инвестировать в экономически значимые проекты региона, а по факту осуществляла вклады в банки и получала проценты, не используя средства по назначению. Какая-то сумма из этих средств шла на зарплаты сотрудников КРИО, а остатки, судя по всему, переводилось в бюджет. Кроме того, подросли дивиденды в казну в связи с передачей в 2015 году 100% акций аэропорта Иркутск из федеральной собственности в региональную.
Между тем семь обществ, доли в которых имеет правительство области, сработали в 2016 году в убыток. Ещё в трёх финансово-хозяйственная деятельность за 2016 год не рассматривалась и не утверждалась собранием акционеров, так как две компании находились в состоянии банкротства, а вся документация АО «Искра» из-за проведения следственных действий в отношении её бывшего директора была изъята.
– «Искра» в целом находится в депрессивном состоянии, – признался министр.
Ещё одним механизмом управления областным имуществом являются его приватизация и продажа. В 2016 году итоги её были таковы: 98 млн рублей, что в три раза больше, чем за предыдущий год. Но за 9 месяцев 2017 года доход бюджета от продажи составил всего лишь чуть более 2,5 млн рублей. До конца года профильное министерство обещает «прибавить» ещё 67 млн рублей от продаж.
– В целом нужно отметить рост доходов от управления государственной собственностью. Выросли доходы от аренды, от реализации имущества, выросли доходы областных госпредприятий и находящихся в казне области акций АО, – резюмирует министр имущественных отношений.
Оставить детский лагерь, ликвидировать «Фонд микрокредитования»
Но в кругу парламентариев такого единодушия не было. Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко обратила внимание на ситуацию вокруг имущества аэропорта Иркутск – земельный участок в привлекательной части города, который сегодня правительство передало в аренду под автостоянку.
– Область могла бы управлять этой землёй и повышать доходы бюджета. Имущество, которое принадлежит государству, должно не просто числиться и простаивать, а влиять на повышение качества жизни людей, – отметила она.
Внимательнее рекомендуют парламентарии отнестись и к приватизации областного имущества. Так, глава социального комитета ЗС Ирина Синцова обратила внимание на готовящийся к продаже бывший детский лагерь «Лесной» в Нижнеилимском районе. Она отметила, что для организации летнего отдыха в Приангарье не хватает таких учреждений, поэтому их приватизацию едва ли можно назвать удачным решением. Но министр возражал.
– Здание перешло к нам из муниципальной собственности, так как у бывшего собственника не было возможности его содержать. Но и нам содержать его постоянно за счёт казны при дефиците средств не представляется возможным. Мы неоднократно предлагали здание лагеря двум профильным ведомствам областного правительства – минобру, минсоцразвития, но те не заинтересовались объектом, после чего решено было включить его в прогнозный план приватизации. Если отраслевым министерством будет принято решение развивать лагерь, тогда его можно исключить. У нас такие примеры есть: бывший кинотеатр «Гигант» (Иркутск, ул. Карла Маркса, 16) решено передать в пользование театральному училищу, – комментирует Сухорученко.
– Понятно, что у района нет денег на содержание такого большого объекта, как лагерь. Но давайте смотреть на ситуацию с позиции области и тех задач, которые перед нами стоят. Предлагаю иркутскому правительству ещё раз рассмотреть этот вопрос. Однажды продав землю, мы уже никогда не сможем приобрести этот дорогой ресурс заново, – считает Синцова.
К проблемам в имущественных отношениях депутаты отнесли и другую тенденцию, о которой умолчал Сухорученко. Это «разрастание дочерних структур», принадлежащих акционерным обществам, в которых имеются доли у облправительства. Отличилась в этом плане АО «Корпорация развития Иркутской области» (100% акций принадлежат правительству), у которого, как уже писала неоднократно «ВСП», появился целый ряд дочерних структур.
– Их создание признано целесообразным, – сообщил в ответ на замечания министр имущественных отношений.
Но у парламентариев сложилось противоположное мнение. Особые претензии вызвала работа «дочки» «Корпорации» – «Фонда микрокредитования Иркутской области». В ближайшее время он получит очередной денежный транш от КРИО в качестве софинансирования для получения субсидий из федерального бюджета.
«Судить об эффективности данного инструмента («Фонда микрокредитования». – Авт.) сложно, поскольку кредитуются в нём в основном ангарские предприниматели. Кроме того, в фонде до сих пор состоят частные структуры, которые также ведут свою деятельность в Ангарске. Возможно, именно из-за этого сегодня основные заёмщики – предприниматели из Ангарска. Надо рассматривать вопрос о выходе их из фонда до того, как поступит очередной транш от КРИО. Тем более доля участия «частников» составляет 500 тысяч, а доля Иркутской области – 100 миллионов рублей. Это как-то нелогично», – высказались на сессии депутаты. Они предлагают ликвидировать данный фонд, чтобы избавиться от участия «частников» и вернуть таким образом деньги в КРИО до момента создания «чистого» фонда, который будет работать по всему региону, а не в отдельно взятом муниципалитете.
Областные чиновники уверяют, что скоро фонд начнёт работать на всю область, а пока перевес в сторону ангарских предпринимателей происходит исключительно «по инерции» – ведь сам фонд размещён в Ангарске. Собственного готового решения по выводу частных структур из «Фонда микрокредитования» областные власти пока не имеют. Во всяком случае, на сессии оно озвучено не было. Но и предложение депутатов о ликвидации фонда и создании вместо него нового тоже не одобряют.
Аргументы чиновников в пользу фонда не убедили парламентариев. Спикер Сергей Брилка и вовсе сообщил, что данный вопрос надо будет ещё раз внимательно рассмотреть в рамках профильного комитета ЗС, «дабы не получить от деятельности фонда ущерб для Иркутской области».
Депутат Георгий Любенков рассказал главе минимущества ещё об одном «эффективном» управлении госсобственностью. В посёлке Осиновка Братского района более 16 лет стоит без окон и дверей здание – бывший детсад № 80, которое представляет сейчас социальную опасность. В минимуществе пояснили, что, по их данным, на демонтаж этого здания потребуется более 9 млн рублей. Средства эти в бюджете на 2018 год заложены не были, но Сухорученко пообещал подать соответствующую заявку в минфин.
Отдельный интерес возник у аудитории к земельным участкам в Иркутске и Иркутском районе, которые необходимы для развития жилищного строительства.
– Скажите, какова площадь пригодной для застройки территории в Иркутске и в Иркутском районе? И сколько нужно земли, чтобы выполнить грандиозную задачу губернатора – вводить миллион квадратов ежегодно? – полюбопытствовал парламентарий Владимир Чеботарёв.
Министр имущественных отношений признался, что эти вопросы сегодня достаточно болезненные для областного правительства. Ведь по факту территорий, свободных от прав третьих лиц и предусмотренных генпланом Иркутска под строительство, уже нет.
– Город практически исчерпал ресурс многоэтажного строительства. Большинство незастроенных территорий Иркутск отводит под рекреацию. В районе ситуация более разношёрстная. Два больших свободных участка, где возможно было строительство, в районе Мамон и Еланки уже отданы. На остальных пригородных территориях проблемы связаны с градостроительной документацией – установкой границ населённых пунктов, постановкой на кадастровый учёт. Есть проблемы по пересечению с лесным фондом, охраняемыми территориями, – замечает Сухорученко.
По его словам, сейчас Службой архитектуры Иркутской области заказан проект корректировки схемы террпланирования региона. Документ определит в границах агломерации точки размещения объектов регионального значения, связанных с логистической и социальной инфраструктурой. Это позволит дальше работать с участками, находящимися за границами населённых пунктов, вовлекать их в жилищное строительство.
– Но это программа не на ближайшее время, а на среднесрочную перспективу, – обнадёжил министр.
Общее мнение депутатов по итогам обсуждения отчёта минимущества было сведено к тому, что правительству следует ещё поработать над эффективностью управления и распоряжения областной собственностью. «ВСП» продолжит следить за ситуацией.