Кино и рейтинг
Если вкратце описать современную политику Иркутской области, то она уместится в крылатую фразу Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Правда, с небольшим дополнением – «и рейтинг». Команда губернатора Сергея Левченко очень уважительно относится к этому виду искусства – составлению рейтингов политической влиятельности. «И это верно!» – воскликнул бы Ленин. Ибо рейтинг есть оценка. С ним, правда, в банк не пойдёшь, по нему не дадут кредит доверия, зато можно будет отмести все прочие попытки оценить деятельность губернатора и его команды.
По данным Росстата, каждый пятый житель Иркутской области находится за чертой бедности. Ну и что? Политическое влияние губернатора – максимально высокое! Глава минздрава РФ Вероника Скворцова заявила, что Приангарье находится среди лидеров по недоступности первичной медпомощи в России. Подумаешь! Зато руководитель аппарата губернатора вошёл в первую тройку политиков!
Собственноручным рейтингом, кстати, хорошо отбиваться и от федеральных экспертов. Вот, например, Фонд Петербургской политики в сентябре опубликовал свой традиционный рейтинг, в котором Иркутская область значится в пятой – последней – группе по политической устойчивости («регионы со слабой политической устойчивостью»).
Существенную роль в формировании оценки Фонда Петербургской политики сыграли такие факторы, как итоги выборов, социально-экономическая ситуация в регионах. И здесь команде губернатора перед федеральными экспертами похвастаться особо-то нечем. Несмотря на то что был задействован мощный административный ресурс, несмотря на личную агитацию губернатора и руководителя аппарата Дмитрия Чернышова, в подавляющем большинстве муниципалитетов победили единороссы. Из личных «достижений» команды губернатора: Иркутская область оказалась в числе отстающих по выполнению программы расселения из ветхого и аварийного жилого фонда (мэры предупреждали о такой угрозе ещё в 2016 году, когда можно было исправить ситуацию). Не решены вопросы по Байкальску – нет нового теплоисточника, программы ликвидации лигнина, эффективной, работающей программы занятости для населения и др. В злополучной Вихоревке, которая в прошлом году замерзала, вопрос по отоплению так до конца и не решён: котлы отремонтировали, но денег на топливо нет, так что пока его тратят только из резервного фонда Иркутской области, а что будет дальше – не знают.
То ли в ответ на питерский рейтинг, то ли в качестве подарка на двухлетие губернаторства Левченко иркутский Клуб публичной политики составил собственный рейтинг, и в нём глава региона находится на первой позиции по влиятельности. Вторым вписали Сергея Брилку – председателя Законодательного Собрания области. А вот третьим – Дмитрия Чернышова, руководителя аппарата губернатора, который и отвечал за сентябрьские выборы в муниципалитетах.
Откуда в рейтинге на такой высокой позиции мог оказаться этот довольно непубличный чиновник? Его важнейшие функции – обеспечивать деятельность губернатора, работать с правительством Иркутской области и с муниципалитетами. И если о деятельности губернатора мы ничего сказать не можем, со стороны она не видна, то по двум другим вопросам вполне можем судить. Итог деятельности Чернышова – это уход Александра Битарова с поста председателя правительства, конфликт с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области, поражение прогубернаторских сил на муниципальных выборах и, в конце концов, плачевное место в рейтинге политической устойчивости Фонда Петербургской политики…
Можно ли поправить это дело рейтингом? Едва ли. Но у нас же ещё есть кино! В ближайшее время на экраны выйдет фильм, посвящённый двум годам Сергея Левченко у власти. Уверены, в высокохудожественной и в меру скромной манере нам расскажут, насколько хорошо мы теперь живём.