Экологическое предпринимательство как будущее малых городов
Шоколад на меду с чабрецом и «изюм» из таёжных ягод, фоторамки из дерева и обереги из конского волоса, магниты из байкальских «самоцветов» и «нерпячьи истории» в виде пряников, брошей, мягких игрушек. Всё сделано руками местных мастеров. Такова, если пытаться описать её несколькими словами, выставка-ярмарка «Сделано на Байкале», прошедшая в Слюдянке 30 сентября. Мероприятие – своего рода «отчётный концерт» Школы экологического предпринимательства (ШЭПР). И оно наглядно демонстрирует, какой вклад вносит совместный проект En+ Group и МБФ «Возрождение Земли Сибирской» в развитие моногородов и малых поселений Прибайкалья.
«Арифметику» Школы экологического предпринимательства сложной не назовёшь. «Если говорить о количестве бизнес-идей, которые за эти годы прошли через неё, то их примерно сто пятьдесят, – объясняет президент фонда «Возрождение земли Сибирской» Елена Творогова. – Из них порядка сорока – это идеи, которые либо реализованы, либо находятся в процессе реализации, либо уже отработаны и во что-то трансформировались. В их числе цех по производству травяных чаёв в Байкальске, керамическая мастерская, где проводятся мастер-классы для детей из детдомов, «Байкальская йога», мастерская «Деревяшка» по производству удивительных деревянных игрушек».
Третья по счёту ярмарка-выставка «Сделано на Байкале» – лишь этап большого проекта по формированию новой экономики прибайкальских регионов и малых городов. Ключевыми целями проекта являются знакомство местных жителей с новой предпринимательской концепцией, создание новых возможностей самозанятости населения и формирование нового образа территории Байкала – территории активных, неравнодушных и ответственных предпринимателей. В Школе участники не только придумывают идеи для социально-экологического бизнеса, осваивают бизнес-технологии, делают презентации и проводят апробацию своих идей, но и учатся развивать бизнес, строить свою команду, рассказывать о своих идеях публично. В результате работы Школы всегда есть открытия – молодые лидеры, яркие кадры, которые становятся сотрудниками En+ Group или надёжными партнёрами.
Впервые ярмарка состоялась в 2015 году в Байкальске, в 2016 году её организовали в Култуке. «Ярмарка – это презентация успешных проектов Школы экологического предпринимательства и возможность познакомиться с новыми предпринимателями, – подчёркивает руководитель департамента по устойчивому развитию En+ Group Мария Грачёва. – ШЭПР – это часть комплексной программы En+ Group по защите Байкала и особо охраняемых природных территорий России, образовательная площадка для молодых предпринимателей, в результате работы которой формируется новый тип мышления, когда человек перестаёт быть потребителем, а переходит в позицию создателя и всё, что его окружает – тайга, озеро, те же отходы, становится ресурсом для развития экологичного бизнеса. Для многих участников Школа – это тренажёр, с помощью которого можно пробовать, искать, тестировать свои идеи, находить единомышленников, клиентов, менторов и даже инвесторов».
Медленная еда
В том, что именно так всё и работает, в нынешнем году убеждаются московские эксперты. «Вот о чём писать надо, – президент Центра реализации социальных и экологических инициатив «Будущее для всех», член Совета депутатов Первомайского поселения в городе Москве Наталия Белова ведёт меня к столу, который занимает экспозиция Дома детского творчества Слюдянки. – Это и есть сохранение самобытной кухни, старинных рецептов». Небольшое отступление: Наталия Владимировна с 2012 года возглавляет конвивиум «Слоу Фуд Ока». То есть первичную ячейку гастрономического движения слоуфуд, возникшего в Италии в 1986 году как противовес фастфуду: его сторонники выступают за развитие местной кухни взамен стандартизированной еды, которую предлагают глобальные сети закусочных вроде «Макдональдса», «Бургер кинга» или знакомого иркутянам KFC. «Мы занимаемся созданием локаворских ресторанов, где готовят только из продуктов, рождённых в радиусе не более ста пятидесяти километров от места потребления, – сообщает она во время пресс-конференции в Иркутске накануне ярмарки. – Но для Сибири, наверное, надо брать минимум пятьсот километров. Мы готовим шеф-поваров, чтобы они использовали не только экологически чистые, но ещё и местные продукты. У нас также есть направление под названием «Ковчег вкуса» – мы ищем по регионам блюда, рецепты, которыми пользовались наши бабушки и которые сегодня забыты».
В экспозиции городского Дома детского творчества представлено множество блюд, которые можно продегустировать: от луково-яичного и смородинового пирогов до фаршированной щуки, маринованной капусты с рябиной, елового мёда и черёмухового напитка, чем-то напоминающего морс. «Рецепты искали в разных источниках, – говорит педагог Анастасия Стародумова. – Например, еловый мёд из молодых побегов – это семейное. Мои родители – из того поколения, которое пережило войну и вынуждено было выживать за счёт того, что даёт природа. Вдобавок у меня богатая семейная библиотека, в которой немало старых кулинарных книг».Таким образом, совместно с Галиной Скрябиной Анастасия показывает ученикам все плюсы здорового питания и воспитывает уважение к природе, которая даёт все необходимые для такого питания продукты. Это отвечает целям сторонников слоуфуда и организаторов ярмарки, решивших определить лучших среди тех, кто сохраняет кулинарные традиции.
Байкальские деликатесы, к слову, представила почти половина участников выставки. Кто-то из них претендует на сохранение традиций, а кто-то – на продажу вкусных сувениров. В числе последних – ООО «Травы Байкала» с разнообразными сортами таёжного чая и шоколадная мастерская «Старый Иркутск». В шоколадной мастерской сделали ставку не столько на оригинальную упаковку, которая привлекает туристов, сколько на рецепты: шоколад и конфеты на меду или «буузы» из белого шоколада.
«Очень хотелось рисовать»
Сувенирами, но уже несъедобными, занята другая половина экспозиции. Кто-то выбрал для себя направление росписи камней – минералов Прибайкалья. «Байкальский интерактивный экологический центр », в свою очередь, предлагает всем желающим настольную игру «Жизнь без отходов». Рядом стенд с магнитами и значками, чуть поодаль – тот же ассортимент. «Недавно начали этим заниматься, буквально перед Новым годом, – замечает переводчица Большой Байкальской Тропы Ксения Бадрызлова. – Мы не ставим перед собой задачу извлекать прибыль – все вырученные средства идут на строительство тропы». Так что потенциальный покупатель, приобретая подобный сувенир, не только поддержит иркутских мастеров, но и поучаствует в одном из крупнейших и старейших экологических проектов региона.
А кто-то из туристов по возвращении домой сможет похвастаться сибирским сувениром ручной работы: на стенде через пару метров выставлены раскрашенные в яркие цвета броши из дерева – силуэты медведей, оленей, рысей. Среди них выделяются нерпята – девочка в шляпке и юбочке, окрылённый влюблённостью в неё мальчик с букетом, зажатым в ласте, юный путешественник в шапочке-кораблике. Ластоногие – персонажи «Нерпячьих историй», придуманных Александрой Туболовой. «Очень хотелось рисовать, – отвечает художница на вопрос о корнях проекта. – Вообще, я логист, работала в Москве администратором в проекте «Продвижение», затем администрировала мастерские в творческом кластере «Кристалл». Возвращалась домой через Ялту и решила, что пора бросить работу с бумажками и начать рисовать». Александра – настоящая мастерица на все руки: начав с магнитов, перешла на создание брошей и роспись камней. Плюс к тому она вяжет из конопляных и льняных нитей. «Объёмы, правда, не промышленные – я всё делаю одна», – заключает Туболова.
Бренды малых городов
Нерпячьи истории удостоились отдельной номинации в конкурсе «Выбор туриста». «Лучшим магнитиком» признали продукцию ООО «Цедра», ювелирным подарком – украшения, которые создаёт Александр Алсаткин. В номинации «Богатство минералов» победила камнерезная мастерская Виктора Сёмина, расположенная в Слюдянке. Диплом за лучший проект по экологическому воспитанию вручили автономной некоммерческой организации «Байкальский интерактивный экологический центр», выпускающей тематические игры. Победителей конкурса «Вкусный сувенир» также выбирали в нескольких номинациях. В «Природно, вкусно» лучшей признали вяленую жимолость, которую изготавливает в Байкальске Борис Брисюк. «Байкальским сувениром в шоколаде» ожидаемо стали «буузы» и «омуль» от «Старого Иркутска». Приз за лучший чай достался «Травам Байкала», покорившим жюри смесями с баданом и кедровым орехом. Лучшей по части «Здоровых закусок» стала пекарня-кондитерская «Урожай» из Байкальска. Специальный приз отдали руководителю клуба «Обаяние» Альбине Балдаевой – экспертов впечатлили цукаты из тыквы и домашнее вино. «Наше сердце больше всего тронул стенд Дома детского творчества, – добавляет Наталия Белова. – Мы просто плакали, потому что не могли присудить им победу ни в одной номинации: их блюда не являются законченной сувенирной продукцией, но по вкусу сразили нас наповал». Утешительным призом стал диск с документальным фильмом о выдающемся агрономе Андрее Болотове, написавшем в XVIII веке кулинарную книгу со старинными рецептами.
Лучшими в конкурсе «Сохраняя традиции» стали Надежда Степанцова, Александр Алсаткин, Анджелла Шишкина, Светлана Ильина, Луиза Константинова, Ирина Лисицына, Эльвира Белозёрцева, Альбина Балдаева, Людмила Шелковникова, Анастасия Стародумова и Галина Скрябина.
Все участники ярмарки вносят вклад в развитие Прибайкалья. «В Иркутской области есть раскрученные бренды – Ольхон и Листвянка, но мы хотим доказать, что мы не хуже, а даже лучше, – резюмирует председатель Думы Слюдянки Александр Тимофеев. – У нас есть и определённые площади, и ресурсы, особенно человеческие: прибайкальская земля всегда славилась талантами. Цель сегодняшней ярмарки – развить самобытную культуру и привлечь туристов».
Проведение таких ярмарок, как и деятельность Школы экологического предпринимательства в целом, работает на благо малых городов и посёлков. Просто для справки: по данным переписи 2010 года, в 1662 из 1734 городских поселений численность населения не превышает 50 тысяч человек. «Если послушать большинство сообщений, звучащих на урбанистических форумах, то всё построено на идее агломераций и конкуренции между крупными городами, – отмечает директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер. – С другой стороны, в России около ста миллионов человек живут в малых городах и сельских поселениях. Там другой мир и другая экономика. Пятьдесят миллионов людей как-то самозаняты, не привязаны ни к крупным корпорациям, ни к малому и среднему предпринимательству. Среди них появляется новое ремесленничество, которое имеет тем больше шансов на развитие, чем меньше сообщество и город».