«У кого нет памяти, у того нет жизни»
С 17 по 24 сентября в Иркутске прошёл XI Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. На протяжении недели жители и гости Приангарья погружались в атмосферу современного театрального искусства и знакомились с коллективами из Франции, Италии, Японии, Южной Кореи, Узбекистана, Монголии, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова, Минусинска, Петропавловска-Камчатского и других городов. Завершающим аккордом этого театрального праздника стала постановка «хозяина» фестиваля – Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова – «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина.
Спектакль «Прощание с Матёрой» в репертуаре театра появился не так давно, но уже сейчас можно утверждать, что эта премьера прошлого театрального сезона заняла в театре особое место. Одно из лучших произведений Валентина Распутина при всём своём литературном возрасте сохраняет актуальность и сегодня. Стоит напомнить, что идея вновь вернуться к театральному воплощению «Матёры» возникла не случайно. Год восьмидесятилетия со дня рождения писателя логично было отметить театрализацией этого проникновенного творения Валентина Григорьевича, что и сделал иркутский драмтеатр.
Повести Валентина Распутина не раз пытались перевести на язык театра, но требовательность тогда ещё живого классика ограничивала и сдерживала сценические интерпретации. Так, Иркутский академический уже во второй раз обращается к «Прощанию с Матёрой». Первый раз спектакль по этой повести был поставлен в 1989 году и особых нареканий у писателя не вызывал. С тех пор театр приобрёл опыт работы с классикой Распутина. А после постановки повести «Последний срок», мне кажется, определился творческий коллектив актёров и постановщиков, которые духовно и нравственно зажили судьбами, болью и всей удивительной биографией распутинских героев, особенно его неподражаемых старух. В центре этого коллектива – народная артистка России Наталия Королёва и её потрясающе достоверное воплощение Анны в «Последнем сроке» и Дарьи в «Прощании с Матёрой».
В «Прощании с Матёрой» 2017 года автор инсценировки и режиссёр Геннадий Шапошников органично воплотил наиболее важные сюжетные темы распутинской повести, придав сценическому воплощению эпический характе, – темы любви и сострадания, сохранения истории и памяти наших поколений. И авторски, и режиссёрски новая постановка «Матеры», мне кажется, носит особый характер уважительности к писателю, стремится выйти за рамки простого портретного воплощения и создать на сцене коллективный портрет человеческого страдания, общечеловеческой трагедии. Конечно, в центре находится удивительно мудрая, предельно искренняя старуха Дарья, справедливо и пророчески декларирующая: «У кого нет памяти, у того нет жизни». Именно эта память на генетическом уровне определила поведение жителей Матёры, их оценки и понимание необходимости её затопления развели людей по разные стороны их будущего. Эта генеральная задача повести, точно переданная инсценировкой, нашла и убедительное постановочное воплощение. Оно есть и в масштабных многозвучных декорациях художника-постановщика – заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта.
В сценическом пространстве спектакля всё словно пронизано красноречивыми символами – это и спил уже поверженного царского лиственя с его застывшей «тенью», и гигантская конструкция ЛЭП над сиротливой наготой острова, и победоносная вспышка огромных электрических ламп – замена солнца – в кульминационный момент действия. Продуманная система символов, выстроенная сценографом, отражает неразрешимый конфликт произведения: между погоней за «прогрессом» и комфортом, незрелыми амбициями властвовать над природой и верностью родовому очагу, отеческим гробам, заветам мудрой старины, вечным неписаным законам совести. Уходящий мир Матёры у Александра Плинта лишён пейзажного натурализма и пасторальной теплоты. Всё видится глазами главной героини – «давно уж не тутошным, тамошным, того свету». Возможно ли обещанное благоденствие в этом новом фантомном мире, построенном на костях старого? Так, невербально, исподволь, талантливо рождённый театральным художником сценический концепт ставит перед зрителем серьёзные философские вопросы.
Дополняют образ распутинского острова и деревенского быта проникновенная и щемящая музыка Алексея Шелыгина и поэтически бытовые костюмы художника Оксаны Готовской. И ещё раз особо подчеркну – многозначный, удивительно реальный актёрский ансамбль. В этих многоликих человеческих образах практически не ощущается ни тени актёрства – все исполнители трогательно воплощают характеры, таинственно и житейски оправдано проникая в самую их суть. Геннадий Шапошников говорил, что его больше всего волновала аура, бытующая вокруг каждого персонажа, и именно эта воссозданная коллективная аура господствует в новой постановке «Прощания с Матёрой», определяя художественные достоинства спектакля.
Мы уже отмечали ранее трогательный образ Дарьи в исполнении народной артистки России Наталии Королёвой. Её трагедия вынужденного ухода с родной земли переживается ярко и убедительно, выражаясь и в интонациях, и в походке, и в жестах, и в естественных поступках – спорах с внуком Андреем (артист Сергей Дубянский), который рад перспективам будущего, осторожных и нежных противоречиях с сыном Павлом (заслуженный артист России Степан Догадин), который не может понять и определиться, к какому миру – прошлого или будущего – себя отнести. А чего стоит сцена, когда Дарья любовно вымывает свой дом, разбрасывает по полу цветочки, и остаётся в этом доме одна, прощаясь с ним навеки.
В спектакле много ярких актёрских работ, заслуживающих персональной оценки. К примеру, дед Максим в исполнении артиста Валерия Жукова – эпизодическая роль без единого слова, сотканная из говорящей походки и сутулости с добавлением мимики, вроде бы случайно брошенного взгляда. Замечательно каждое его появление на сцене, так явно заявляющее о своей необходимости. Таким же интересными является эпизодический образ Богодула в исполнении заслуженного артиста России Николая Дубакова. Практически лишённый слов матёринский старик, внешне больше похожий на лешего, являет собой символ мистической силы обречённого на явную смерть острова, символ грядущих бед людей, оторвавшихся от своих корней, символ истинного защитника родных земель.
Безусловно, и Настасья (заслуженная артистка России Татьяна Двинская), и Сима (артистка Эмма Алексеева), и Катерина (артистка Нина Полякова), и Тунгуска (заслуженная артистка России Тамара Панасюк) – все распутинские старухи в спектакле разные, внешне не похожие, но абсолютно дополняющие друг друга и тем самым создающие этот удивительный коллективный портрет Русской Старухи.
Постановка «Прощание с Матёрой» в дни празднования восьмидесятилетия со дня рождения Валентина Распутина была показана одним из главных зрителей – землякам Валентина Григорьевича, жителям Усть-Уды и Аталанки, – и принята со словами благодарности за правдивый рассказ.
16 октября 2017 года, в дни празднования восьмидесятилетнего юбилея Иркутской области, спектакль «Прощание с Матёрой» будет показан в Москве на сцене прославленного Малого Театра. Это, на мой взгляд, закономерно, ибо и Малый театр, и Иркутский академический театр имени Н.П. Охлопкова отличаются высокой сценической культурой, трогательным и уважительным отношением к классике и её представителям. Для обоих театров правда и честность художника являются величайшим мерилом их театральной и гражданственной значимости. Этим высоким качествам, на мой взгляд, и отвечает новая сценическая редакция драматической повести великого писателя «Прощание с Матёрой».