«Совместные усилия дают многократно больший эффект»
Представители крупнейших корпораций отечественного бизнеса собрались на Байкале для обсуждения вопросов экологии и защиты окружающей среды
Ключевая акция всероссийского экомарафона En+ Group «360 минут», прошедшая 9 сентября, в этом году собрала под своими знамёнами 17 тысяч человек. Только на Байкале экодесант высадился в 186 точках, откуда вывезли 155 КамАЗов мусора. Среди участников уборки были корпоративные волонтёры – представители 22 российских и международных компаний. Бизнес-сообщество в этом году не только стало одним из основных участников экологической акции, но и инициировало обсуждение перспектив развития экологического партнёрства и добровольчества: 10 сентября на Малом Море прошло третье заседание комитета по экологии и защите окружающей среды Ассоциации менеджеров России. На встрече, организованной усилиями компании En+ Group, обсуждались опыт ведения корпоративных экологических проектов, а также вовлечённость бизнеса в процессы защиты и сохранения окружающей среды, вопросы важности и нужности экопросвещения.
Тиражируемая практика
В этом году на байкальских берегах к экомарафону En+ «360 минут» присоединилась сотня корпоративных волонтёров – представители таких торговых гигантов, как Uniliver, Nestle, «Эльдорадо», МТС, Philip Morris International, KFC, «Норильский никель». «Это самые активные сотрудники в сфере продвижения экоинициатив – победители внутреннего корпоративного отбора в качестве поощрения приезжают на ключевую акцию «360 минут» на Байкал, – отмечает руководитель департамента по устойчивому развитию компании En+ Group Мария Грачёва. – Компании уже второй год выбирают своих лучших эковолонтёров. Для нас это очень значимый момент. Крупнейшие бизнесы объединяются для общей цели – это уникальный пример межкорпоративного сотрудничества».
Начиная с прошлого года, когда En+ Group впервые ввела практику участия корпоративных волонтёров и поделилась своим опытом работы в сфере экопроектов (включая сотрудничество с особо охраняемыми природными территориями), её опыт начали тиражировать в других компаниях. Так, например, побывав в прошлом году на ключевой акции «360 минут» на Байкале, сотрудники компании «Норникель» запустили собственный экомарафон – «ПонесЛось».
– Нас очень вдохновила та поездка, и мы решили, что эковолонтёрство – очень перспективное для нас направление. «Норникель» – это 82 тысячи сотрудников, которые живут за Полярным кругом: у нас короткое лето, мало зелени, и людям хочется почувствовать себя ближе к природе, – рассказывает главный менеджер Управления благотворительных программ департамента социальной политики компании «Норникель» Елена Крючкова. – В 2016 году мы запустили пробный пилот, а в этом году подошли к проекту основательнее. Выяснилось, что многие люди хотят участвовать в экологических проектах, но не знают, как. В итоге мы зашли с другой стороны, на большом мероприятии задали вопрос: «Что каждый может сделать для сохранения природы?» Возникшие идеи стали основой нашего марафона образца 2017 года.
Сотрудники компании сами выступают инициаторами программ по сохранению культурного и природного наследия. Лучшие получают денежный грант на реализацию своих проектов. «Одни помогали зубрам в заповеднике, другие построили эколекторий в городском парке: марафон – хорошая партнёрская история. Важный эффект в том, что, с одной стороны, у нас сформировался пул активных людей, – отмечает Крючкова. – С другой стороны, мы посодействовали формированию хороших экопривычек: в результате кто-то начал в офисах экономить бумагу – печатать на двух сторонах, люди стали собирать крышки, бутылки – они втягиваются в этот процесс и транслируют его дальше».
Мероприятия En+ Group, направленные на развитие экопросвещения, составляют комплексную систему по защите озера Байкал и уже не первый год транслируются не только в России, но и за её пределами. В этом году одним из волонтёров ключевой акции на Байкале стал украинец Дмитрий Макаров. Уже три года молодой человек живёт на Гавайях, где в рамках круглогодичного экомарафона «360 минут» провёл акцию по проверке экологического зрения. «На Гавайях очень щепетильно подходят к защите окружающей среды, – говорит он. – Не так давно между островами было запрещено пароходное сообщение – всё потому, что гудков от судов боялись киты. И хотя понятно, что решение во многом было спровоцировано бизнесом – местными авиалиниями, которые теперь остались единственным видом транспорта на архипелаге, оно продиктовано заботой населения о местной экосистеме».
Мировой масштаб
С каждым годом число участников «360 минут» и его масштаб растут. В этом году партнёром экомарафона стало Министерство природных ресурсов России в лице ФЦП «Вода России». «Такие акции – прекрасный пример государственно-частного партнёрства, – отметил день спустя на заседании Комитета по экологии Ассоциации менеджеров России начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» («Вода России») Илья Разбаш. – Наша задача – также распространение положительного [экологического] опыта на территории всей страны. У нас нет возможности проводить такие масштабные единовременные акции, но мы готовы оказывать им поддержку: нашими усилиями 1,5 миллиона человек по всей России участвуют в акции по уборке берегов водоёмов».
В условиях ухудшения качества водных ресурсов, отмечает Разбаш, важно прививать принципы экологического сознания не только взрослым, но и детям. «Подобные акции нужно готовить не только среди людей возрастной категории 25+, но и среди детей – это будет другое поколение, важно научить их бережному отношению к природе. Но эти задачи, как правило, бизнес не решает. Хотя у той же En+ Group есть подобные проекты (напр. «Заповедная смена». – Прим. авт.), но они недостаточно масштабны, чтобы поколение сделать ответственным в масштабах страны. Важно иметь площадки, объединяющие опыт и желание переломить ситуацию».
Появится ли у будущих поколений возможность следовать привитым принципам – вопрос открытый. Эта тема также возникла в рамках обсуждения комитета Ассоциации менеджеров 10 сентября. Приехавшие на уборку Байкала представители крупного бизнеса отметили озабоченность возможностью сортировки собранного мусора. «Мы с вами вчера мешали пластик и другие отходы. Мы всё время называем мусор мусором, но пластик должен быть возвращён для переработки. Стекло и металл тоже: алюминия в почве осталось, по нашей версии, на 25 лет, зато его можно бесконечно перерабатывать. Но для этого его нужно собирать, – говорит Ирина Бахтина, вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки. – А сколько туалетов мы демонтировали? Ни в одной стране не бывает так, что в заповедной зоне мы не можем поставить биотуалет. Мы можем помочь в решении каких-то вопросов, но бизнес, к сожалению, не в состоянии в одиночку решать инфраструктурные задачи».
Зато у бизнеса есть возможность повлиять на распространение отходов от их производства и товаров. «Во время вчерашней уборки я всё ждала, вдруг найдётся наша упаковка, – продолжает Бахтина. – Её не было – у меня отлегло. Зато было множество сигаретных бычков – это «привет» ребятам из Philip Morris (сотрудники крупнейшей табачной компании в мире также приехали в качестве корпоративных волонтёров на Байкал. – Авт.). Курильщикам, как и другим, нужно объяснять, что будет с отходами их потребления». Более того, признают производители, людям стоит тщательнее относиться к рекламным слоганам, в том числе тем, которые заявляют об экологичности тех или иных товаров. В рамках заседания были озвучены данные исследований «Сколково», которые показали, что около 70% маркетинговых заявлений ничем не подтверждены.
Одновременно с этим сами компании должны ответственно подходить к своему производству: «В этом году одна крупная пивоваренная компания мне прислала посылку, – рассказывает модератор встречи корпораций на Байкале первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалёв. – Она была в семи рулонах доставки, распутав которую, я обнаружил упаковку из четырёх бутылок. Три полные, одна пустая. В ней «гениальный» ход – сообщение: «В этом году мы сократили производство стеклянной тары. И таких парадоксов очень много».
Тем не менее поводы для оптимизма всё же есть: многие компании запускают важные общественные экологические проекты – инвестируют в перерабатывающие производства, пытаются создать механизмы, благодаря которым люди могли бы минимизировать своё влияние на экологию. По рассказам менеджера по КСО и устойчивому развитию консалтинговой компании «Деллойт» в странах СНГ Инги Трофимовой, они позволяют значительно сократить вред для окружающей среды. Например, в Нидерландах проект, который призывает соседей пользоваться одной машиной, помог сократить выбросы в атмосферу более чем на две тысячи тонн в год. В России экологических проектов, применимых в быту, не так много. Одним из них может стать экологический рейтинг турбаз на Байкале, разработкой которого занимается En+ Group.
– В итоге мы хотели бы предложить ответственным туристам выбирать отдых на Байкале по принципу не только удобства, но и экологичности, – отмечает руководитель департамента по устойчивому развитию компании En+ Group Мария Грачёва. – Второй проект, над которым мы работаем в рамках ассоциации «Друзья Байкала», – навигатор лучших практик экологических проектов компаний, которые участвовали в экомарафоне «360 минут». Проект только стартовал, в дальнейшем – уже при участии Министерства экономического развития – мы планируем создание всероссийского навигатора лучших экологических практик.