«После балета страшны только окопы»
В Иркутском Доме кино идёт ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского, приуроченная к его 80-летию. Наталья Аринбасарова, вторая жена режиссёра и исполнительница главной роли в фильме мастера «Первый учитель», была приглашена в Иркутск, где встретилась со зрителями. Актриса поделилась воспоминаниями о своём любимом, как она призналась, режиссёре, который многому научил её и в профессии, и по жизни. Встреча прошла в формате воспоминаний-зарисовок.
О «Первом учителе»
– Я очень благодарна судьбе за то, что попала в фильм «Первый учитель». Мне повезло больше, чем другим актёрам, я сразу начала актёрскую карьеру с хорошим режиссёром и на хорошем материале. Несмотря на то что это был дипломный фильм Андрея Сергеевича, он уже был опытным кинематографистом, написал к тому времени несколько сценариев. Я попала к режиссёру, умевшему работать с артистами. Я же ничего не умела, пришла из балета. Те сцены психологические, где надо было плакать, где меня колотили другие герои фильма, удавались мне сразу. Но если мне надо было хотя бы несколько слов сказать, я открывала рот и получала критику от Андрея Сергеевича: «Всё ты неправильно говоришь, специально фальшивишь, чтобы меня позлить, мне навредить». А я тогда ещё и репетировать не умела, не могла закреплять то, что найду во время какой-то репетиции. Я ему говорила: «Ставьте камеру, я вам сразу сыграю». Они ставили камеру, и я с первого дубля играла какие-то сложные сцены, а проходные мне очень сложно давались. И Кончаловский меня никогда не хвалил, а вот ругал после каждой сцены, причём при всех. Он говорил мне: «У тебя есть три серьёзные сцены, если ты их вытянешь, у тебя получится роль».
И однажды после съемок я разрыдалась: «Всё, я уезжаю, я бездарна, я только испорчу ваш диплом. Возьмите другую артистку». И тогда Кончаловский страшно испугался: «Ты очень способная, ты всё хорошо делаешь. Я тебя специально отчитываю, чтобы ты ещё лучше играла». И продолжал меня дальше ругать. И только когда мы поехали в Венецию, где я получила приз за лучшую женскую роль, тогда он меня похвалил один-единственный раз.
Конечно, он хотел, чтобы я снималась дальше, и писал для меня сценарии. Например, так появился сценарий о жизни и подвиге героини Советского Союза пулемётчицы Маншук Маметовой. Андрей Сергеевич сказал мне: «Наташа, есть две героини-казашки. Это снайпер Алия Молдагулова и пулемётчица Маншук Маметова, про кого будем писать сценарий?» Я выбрала пулемётчицу. Кончаловский написал сценарий, учитывая мои возможности. А главную мужскую роль он написал для Никиты Михалкова, он играл лейтенанта, влюблённого в Маншук. Мне потом передали: мама Маншук сказала, что я на неё похожа. В Казахстане эту картину до сих пор часто показывают. Я уже 53 года работаю в кино, у меня больше 70 фильмов, но это моя самая любимая роль.
О человеке Возрождения
– Андрей Сергеевич Кончаловский – удивительный человек. Я нашла для себя определение его как личности – он человек Возрождения. По мощи своей, по огромному кругу интересов, сколько он всего может! Он ведь музыкант прекрасный: окончил класс у Льва Оборина, его одноклассники по консерватории стали знаменитыми на весь мир музыкантами. А он вдруг, уже имея в колонном зале сольные концерты, поступает во ВГИК на режиссёрский факультет к Михаилу Ромму. И сразу же начинает писать сценарии и снимать блистательные фильмы.
О Тарковском
– Андрей Сергеевич дружил с Тарковским. Когда Кончаловскому было 23 года, а Тарковскому – 29, они написали огромный сценарий к картине «Андрей Рублёв». Это великий, потрясающий фильм на все времена. Чтобы написать такой сценарий, они подняли огромный пласт русской истории и культуры, изучили творчество Рублёва и Феофана Грека.
Когда мы сняли «Первого учителя» и уже приехали в Москву, шли доработки сценария «Андрея Рублёва», какие-то сцены переписывались, Андрей Арсентьевич часто приходил в нашу однокомнатную квартирку, они с Андреем Сергеевичем работали, писали. Я тогда была беременна своим сыном Егором, старалась их повкуснее накормить. И однажды слегка обиделась на Тарковского: купила на рынке говяжью вырезку, стала жарить, он пришёл на кухню на запах, отпихнул меня от плиты со словами: «Вы всё неправильно делаете» – и принялся жарить сам. Я слегка обиделась, думаю: мог бы из вежливости съесть, даже если я неправильно пожарила. Но потом мы дружили, и я очень благодарна судьбе и Андрону за это знакомство с Тарковским. Мой второй муж художник Николай Трегубский вместе с Тарковским работал над фильмом «Зеркало».
Про умнейших людей нашего времени
– Тогда же я познакомилась с чудесным актёром Николаем Бурляевым, который снялся в последней новелле «Андрея Рублёва» «Колокол». Потом Бурляев часто приезжал к нам на дачу, он дружил с Никитой Михалковым, приезжал и Женечка Стеблов. И так получалось, что они мне по возрасту больше подходили, я с ними много общалась. Мы играли, смеялись, Никита любил делать поддержки и ловить меня. Я же окончила балетную школу, была очень худенькой, а он сильный, подкидывал меня наверх и ловил. А Андрей Сергеевич уже тогда был очень серьёзным и не любил тратить время на всякие шалости. Он общался с людьми, которые что-то ему могли дать, за что я ему тоже очень благодарна. Например, он мог сказать: «Мы сегодня обедаем с Жаном-Полем Сартром и его супругой Симоной де Бовуар, сиди и слушай, развесив уши, это умнейшие люди нашего времени». Они говорили по-французски, я тогда учила французский, кое-что понимала, мне было очень интересно. Если мы встречались с профессором Николаем Борисовичем Томашевским, пушкинистом, литературоведом, переводчиком, блистательным эрудитом, я тоже сидела и слушала, впитывала.
«Белое солнце пустыни»: роль не получается, получается гарем
– Вы все, наверное, любите фильм «Белое солнце пустыни». Но вы не знаете, что этот сценарий писался для Кончаловского. Я тогда поступила во ВГИК, и весь наш курс отправили на картошку. Но у меня был маленький Егор, меня освободили от этой обязанности. И мы уехали в Коктебель с молодым сценаристом Рустамом Ибрагимбековым. Он тогда только появился в Москве, ему было 26 лет, он блистал талантом и остроумием.
В Коктебеле я купалась, загорала, а мужчины работали. И в какой-то момент Валентин Иванович Ежов, второй сценарист фильма, говорит: «Слушай, Наташка! Не получается для тебя роль, получается гарем». Меня это не огорчило, потому что меня ждала учёба во ВГИКе, я очень волновалась, как всё это будет. А после Андрей Сергеевич отказался снимать этот сценарий, его блистательно снял Владимир Мотыль. И когда я после премьеры подошла к Мотылю и стала выражать свои восторги, он на меня недоверчиво смотрел, зная, что сценарий писался для меня и для Андрона. Но его супруга Раиса Куркина разрядила обстановку, пригласила нас на чай, мы пошли к ним в номер и обсуждали кадр за кадром эту чудесную картину.
Роль, которую не хочется менять
– Будучи актрисой, я могу попробовать много профессий: и певицу сыграть, и врача, и пулемётчицу. И ещё кино – это ведь своеобразная машина времени, и я могу перемещаться во времени, например, играя в историческом фильме, могу попасть в Средние века. Есть много женских образов, которые я очень люблю и которые я мечтала сыграть, но уже в силу возраста и внешних данных сыграть не могу.
В основном мне, конечно, приходилось играть восточных женщин, а иногда мужские роли, как в фильме «Транссибирский экспресс». Эту роль специально переделывали для того, чтобы я сыграла. Сценарий также написал Андрей Сергеевич, но он не для меня, а для молодого человека. Но режиссёр фильма Эльдор Уразбаев решил, что этот разведчик скорее к девушке обратится, девушке больше доверится. И он пригласил меня сыграть небольшую, но тоже очень любимую роль. Все роли обычно хочется немножко изменить, поправить, но эту роль мне совсем не хочется менять. Когда Андрей Сергеевич посмотрел фильм, ему понравилось. Правда, поругал меня за то, что я много скакала на лошади, падала: «Ты что, мать, с ума сошла? Это каскадёры должны делать. Разобьёшься, никто тебе спасибо не скажет».
О Байкальске и фильме «У озера»
– Вчера я ездила в Байкальск, хотя боялась этой поездки, боялась долгой дороги. Но как там нас встретили! И я живо вспомнила те времена, когда мы снимали в этих краях фильм «У озера». Многие жители до сих пор помнят и Сергея Аполлинарьевича Герасимова, и всех нас. Я как будто на 50 лет назад вернулась, такой лёгкой, молодой и счастливой себя чувствовала!
«Грех» Микеланджело
– Несмотря на то что мы с Андреем Сергеевичем расстались, мы всю жизнь дружим. У нас сын Егор, которому он дал блестящее образование в Англии. Егор окончил колледж в Оксфорде и университет в Кембридже. Андрей Сергеевич всё время в разъездах и в работе. Недавно он приступил к огромной картине о Микеланджело под названием «Грех». Я думаю, что во всём мире нет режиссёра, который смог бы сделать эту картину, только Андрею Сергеевичу с его высочайшей культурой и образованностью под силу поднять этот огромный, сложнейший материал.
О Жизели в снах
– Иногда я жалею, конечно, о своей мечте, любимой первой профессии, о том, что мои балетные способности не были востребованы. Только Сергей Аполлинарьевич Герасимов в фильме «У озера» в роли, написанной для меня, их задействовал. Был ещё один фильм – «Слабое сердце», совместное производство Франции и Казахстана. Сценарий тоже был написан специально под меня. Я играла даму 50 лет, хореографа по профессии. В неё влюбляется молодой человек 23 лет, и он странно за ней ухаживает: нападает на неё в лифте, кидается под машину, а потом умирает от любви к ней. Чтобы прийти в форму для этой картины, я снова побежала в театр, встала к станку, каждый день занималась, чтобы вернулась пластика балетная, меня даже в пример ставили молодым артистам. Это тоже моя любимая роль, но, к сожалению, её никто не видел. Сейчас до сих пор снится иногда, что я Жизель танцую. Но должна сказать, я счастлива, что у меня было это воспитание. Это было важно – маленькими детьми попасть в мир красоты, волшебства и сказки, с утра вставать к станку и делать классические упражнения под классическую музыку. Нас учили работать, нам говорили: «Если ты сегодня не сделал шаг вперёд, значит, сделал два назад». Приходили звёзды большого театра, переодевались в наших раздевалках, вставали с нами к станку и репетировали. Это была великая школа, после балета никакой труд не страшен, может, только окопы.
«А.Л.Ж.И.Р.»
– Недавно я приехала из Крыма, где снималась в сериале «А.Л.Ж.И.Р.», что расшифровывается как Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Главную женскую роль исполняет Екатерина Гусева, я играю одну из заключённых, колоритную бабку с трубкой, которую все побаиваются, потому что она и наколдовать может. И мне было очень приятно, когда вдруг один молодой человек посмотрел на меня и говорит: «Ну вы и крутая!»
О режиссёрской профессии
– Для меня было полной неожиданностью, когда моя дочь Катя Двигубская сказала, что будет поступать на актёрский. Она поступила в мастерскую к Армену Джигарханяну и Альберту Филозову, и уже через полгода Армен сказал: «Ну надо же! Мы не хотели её брать, а она оказалась одной из лучших». Катя окончила ВГИК с красным дипломом в 1995 году. Но это были годы, когда кино находилось в полном забвении, фильмы почти не снимались. Катя поняла, что не будет ждать, когда ей предложат работу, поступила на режиссёрский факультет, училась у Александра Митты. Я считаю, что режиссёром быть непросто. Режиссёр должен многое в жизни пережить, иметь что-то за душой, понимать, что он хочет сказать людям и миру, создать свой художественный мир на экране. И, конечно, важно образование, режиссёр должен много знать. И он обязательно должен уметь вкладывать в актёров. Сергей Герасимов мудро поступал, когда набирал одновременно и актёрскую, и режиссёрскую мастерские. Студенты-режиссёры снимали студентов-актёров. Главный принцип, который он нам внушал: «Когда приступаете к какой-то работе, задавайте вопрос, во имя чего вы хотите это делать. Если найдёте ответ, никогда не возьмётесь за ерунду. Делайте, что хотите, пока учитесь, кроме порнографии и контрреволюции».
Дети и внук Тимур
– Недавно у меня родился внук Тимур, ему сейчас 5 месяцев, он очень похож на Егора маленького. И Тимур для меня стал центром Вселенной. Я сейчас так бегаю, как будто на 50 лет назад вернулась. Приехала подруга погостить и давай меня ругать: «У тебя будто пропеллер в одном месте, разве можно так бегать в твоём возрасте?» Несмотря на то что я люблю свою профессию, кино, люблю выступать, семья для меня очень важна. Сыну 51 год, дочке 43, они оба режиссёры, оба по характеру лидеры. Я хитрая, я вовремя успела им сказать: «Знаете, вы уже сильнее меня, это я вас когда-то за ручку водила, а теперь вы меня давайте водите. Я уже мало что понимаю в современной жизни, а вы мне можете посоветовать». И это им очень нравится, они взяли на себя заботу обо мне. Кроме того, я вырастила двух режиссёров, поэтому я без работы теперь точно не останусь. Это так важно, когда дети, в которых вы вкладываете всё своё сердце и всю свою душу, свои силы, позволяют гордиться собой.
О возрасте
– Становится немножко грустно, когда задумываешься о датах: Андрею Сергеевичу 80 лет, мне на днях будет 71. Но я не ощущаю возраст. Жизнь прошла как будто бы, да? Прошла как сон. Но в то же время я сейчас понимаю: чем больше событий в жизни, чем чаще ты наполняешь её мероприятиями, поездками, тем она больше расширяется и увеличивается.
В одном интервью Андрей Кончаловский говорил: «Надо иметь много желаний». Пока мы чего-то желаем, к чему-то мы стремимся, жизнь наша продолжается. А Господь всегда предоставит возможность, чтобы эти желания исполнились.