Детский лагерь как лесосека
Заботой о детях администрация Зимы объясняет масштабную вырубку деревьев
О вырубке соснового бора на территории детского оздоровительного лагеря «Тихоокеанец» в Зиминском районе в нашу газету сообщили местные жители. Звуки работающей техники люди услышали в первых числах сентября. Зиминцы насчитали около 30 лесовозов с экспортным лесом, выехавших с территории лагеря. Руководство города не отрицает, что причастно к вырубке. Только, по версии представителей муниципалитета, таким образом администрация печётся о благе детей. Лесовозы всего лишь вывозят старые деревья и молодняк, который нарос за последние годы. Идёт расчистка площадки под палаточный лагерь.
Бывшего директора лагеря Галину Андрееву нынешний вид территории детского учреждения довёл до сердечного приступа. Галина Романовна побывала на месте вырубки неделю назад, женщину пришлось срочно отвезти в больницу. «Это преступление! Я так скажу. Вырубать вековые сосны, которые давали городу воздух… Зачем это нужно было делать? Да, место нужно было очистить от подлеска, который вырос за последние годы, появилось много берёз и осин. У первого корпуса стояла большая сосна, дерево разломило молнией, её можно было убрать. Допускаю, что территорию нужно было привести в порядок. Но срубать столько деревьев… Я не понимаю, для чего потребовалось пилить сосны на хозяйственном дворе, где они вообще никому не мешали!» Галина Андреева проработала директором лагеря 16 лет, она особенно эмоционально восприняла перемены.
Для нескольких поколений зиминцев «Тихоокеанец» – особое место. Необычным для наших краёв, далёких от каких бы то ни было океанов, названием лагерь обязан первому директору Лидии Лаврентьевне Гусевой. Эта выдающаяся женщина служила на Тихоокеанском флоте, прошла войну с Японией. После возвращения на родину возглавила лагерь. Она сумела организовать дело так, что каждый сезон для ребятишек был незабываемым приключением. На всё лето лагерь превращался в тихоокеанскую флотилию. Каждый отряд назывался именем действующего корабля. В красном уголке висела карта Тихого океана, дети следили за движением водных судов и отмечали на карте их маршрут. Лучшие пионеры каждый год во главе с директором лагеря отправлялись во Владивосток на празднование Дня военно-морского флота. С ответными визитами в лагере бывали моряки. В 1960-х годах командующий Тихоокеанским флотом назначил лагерю шефов и прислал 350 комплектов формы.
Со временем связь с Тихоокеанским флотом ослабела, но дети не перестали любить лагерь. Ещё одной его изюминкой была великолепная сосновая роща. Депутат Думы Зиминского района Валентина Кренделева несколько лет работала в лагере пионервожатой, она с теплотой вспоминает сезоны, проведённые в этом месте.
«Благодаря вековым соснам воздух в лагере был такой ароматный и целебный! Особенно чудесно было утром после дождя, мы не дышали, мы пили этот воздух. В сосновом бору сформировалась особая экосистема, на территории лагеря растёт боровой гриб, эти организмы могут существовать только в чистом сосновом бору, – рассказывает Валентина Евгеньевна. – Это было уникальное место. Представьте, если кому-нибудь пришло в голову вырубить сосновую рощу курорта «Ангара» в Иркутске? В голове не укладывается: почему нужно было уничтожать нашу рощу? Можно было убрать тонкие сосёнки, которые выросли. Рядом со столовой стояло огромное дерево, его ветки ударяли по кровле, его тоже можно было снести. Но вырубать всю рощу?»
По словам Валентины Кренделевой, местные жители насчитали около 30 лесовозов, гружённых отборной древесиной. Сначала с территории лагеря вывезли несколько машин металла, потом пошли лесовозы с кругляком. По наблюдениям жителей, машины быстро возвращались, значит, отвозили лес недалеко.
«Мне стали звонить жители города, люди были встревожены, хотели знать, почему вывозят лес. Лагерь принадлежит городской администрации. Я стала звонить в администрацию – председателю комитета по образованию Ольге Горошко. Она говорит: мы убрали 10-12 аварийных деревьев, пни помечены крестиками. К этому времени я уже посмотрела, что творится в лагере. Сосновый бор «скосили» до самого стадиона, раньше ребятишки в тени этой рощи отдыхали. Я ей и говорю: вы сами-то видели, что там происходит? А они мне в ответ: спилено 10-12 деревьев и всё!» – возмущается Валентина Кренделёва.
Редакция также попросила объяснений у администрации Зимы. Поговорить с журналистами согласилась заместитель мэра Наталья Гузенко.
– Вас ввели в заблуждение. На территории лагеря нет деловой древесины, – категорично заявила представительница администрации. – Рабочие расчищают место под палаточный лагерь. Сегодня (разговор состоялся 14 сентября) бригада убирает и вывозит ветки. Ни о каких 30 лесовозах там речи быть не может. Лагерь 1940-х годов постройки. Он работал до 2008 года, потом его пришлось законсервировать по предписанию контролирующих органов. В нынешнем году администрация приняла решение возобновить работу лагеря. Открыть старые корпуса мы не можем, они не соответствуют современным требованиям. Приняли решение разместить в этом месте палаточный лагерь. Нужно вывезти несколько старых сосен, многие повалились, сгнили, растрескались. Раньше территорию чистили каждый год, сейчас всё заросло мелкими деревьями высотой от уровня колена до полного человеческого роста. Их тоже нужно убрать. Кроме того, рабочие должны выкорчевать часть пней.
– Кто определил, какие деревья нужно убрать, а какие оставить?
– Была создана комиссия. В её состав вошли специалисты отдела архитектуры и градостроительства. Они провели обследование.
– На каких условиях бригада выполняет работы? Какое количество деревьев будет утилизоровано? Был ли проведён конкурс?
– Конкурса не было. Работа идёт по договору, оплата будет произведена на основании акта о выполненных работах. Сумма, скорее всего, будет незначительная, до 100 тысяч рублей. Но это лишь предварительные расчёты. Точную сумму будем знать после завершения работ. Также не могу назвать и количество деревьев.
– Если речь идёт о расчистке, почему на территории лагеря работают лесовозы?
– Подрядчик работает на той технике, которая у него есть.
– Местные жители сообщают о количестве лесовозов с древесиной, вывезенной с территории лагеря, – около 30 машин. Вам известно об этом?
– Такого быть не может. Там нет сплошной вырубки. Вывозят только старые, аварийные деревья и молодняк. Это уж точно не 30 лесовозов.
Вот такой диалог состоялся у корреспондента газеты с заместителем мэра Зимы. Информация, предоставленная городской властью, явно не совпадает со свидетельствами очевидцев, фотографиями и видеоматериалами с места вырубки. «Я прошёл по территории лагеря и увидел, что гнилой-то лес как раз стоит не тронутый, как и молодые сосёнки. Выпиливается деловая древесина, вековые сосны, гордость этого места», – рассказывает о своих наблюдениях депутат Думы Зиминского района Александр Кренделев.
Не создают впечатление уборки территории фото- и видеоматериалы с территории лагеря. По ним видно, как погрузки в стоящий рядом лесовоз ждёт штабель отборного круглого леса. То тут, то там свалены зелёные ветки, от которых очистили сосны. Хвоя зелёная, значит, пилили живой лес. Об отменном качестве древесины говорят и пни, оставшиеся от лесосеки. Общий вид территории лагеря создаёт ощущение обширной лесной деляны, на которой ведётся заготовка древесины. Непонятно, сколько палаток нужно будет поставить, чтобы заполнить вырубленное пространство.
«Дело уже сделано. Тот лес, который уничтожили, не вернуть. Но и оставлять безнаказанными такие деяния нельзя. Мы пытаемся предпринять меры, боремся с ситуацией. Направили запросы в прокуратуру, в полицию, – говорит Александр Кренделев. – Мы считаем, что в действиях администрации просматриваются корыстные цели. Когда ко мне, как к депутату, стали обращаться люди, я позвонил мэру Зимы Андрею Коновалову, попросил объяснить, что происходит. Он сказал: мы вывозим старые деревья и ветки. Когда я приехал на территорию лагеря, увидел, как глава города лично руководит погрузкой леса.
Корреспонденты газеты связались с зиминским межрайонным прокурором Алексеем Кошелевым. Несмотря на то что находится в отпуске, Алексей Евгеньевич дал комментарий по ситуации: «Прокуратура ведёт проверку. Мы масштабно проверяем не только правомерность самой вырубки, но и подготовку документов, были ли проведены торги и прочие вопросы. Если будут нарушения, оценка будет дана самая жёсткая. Исходя из тех материалов, которые есть в нашем распоряжении, это никакой не мусор, а хорошая древесина. Конечно, окончательный ответ нам даст лесничество, но лично моё мнение: люди беспокоятся не зря».
А пока лесовозы продолжают вывозить то, что осталось от соснового бора. Как нам сообщили зиминцы, вчера на территории лагеря продолжалась заготовка леса.