Рассказы о малой Родине
«Я родился и живу в маленьком провинциальном городке Черемхове. Но для меня это самый любимый и самый большой город на земле – это моя Родина! Когда весной мой город расцветает, можно посидеть в уютных скверах, вдыхая аромат черёмухи и сирени. Летом по всему городу искрятся радужные фонтаны, кругом можно наблюдать клумбы с цветочными композициями, а осенью под ногами шелестят опадающие листья разных цветов», – такое письмо получила редакция журнала «Сибирячок» от школьника Андрея Конышева.
В декабре 2016 года журнал «Сибирячок» объявил акцию «Мы здесь живём», посвящённую 80-летнему юбилею Иркутской области. Мы хотели, чтобы её участники не просто написали о своей любви к малой Родине, но и постарались исследовать её, рассказать о её особенностях, традициях, интересных людях.
С начала акции в редакцию поступило 120 работ, выполненных в разных жанрах: зарисовки и эссе, сочинения и презентации, украшенные фотографиями, рассказы, стихи, рисунки… География адресов читателей «Сибирячка», решивших написать нам о своей малой родине, обширна. Это Братск и Слюдянка, Байкальск и Черемхово, Качуг и Бодайбо, Мегет и Зерновое, Балахнинский и Новогромово, Седаново и Тангуты, а также другие города и посёлки Иркутской области. Сколько добрых, искренних слов любви к малой родине в этих письмах! А сколько всего нового, интересного и необычного узнали мы об Иркутской области – об уникальных и героических людях, о красивейших природных достопримечательностях, о памятниках истории и культуры. Истории ребят из Слюдянки, Бодайбо, Усолья-Сибирского и других городов были опубликованы в первом номере журнала «Сибирячок» за 2017 год.
Стоит отметить, что лидером по количеству участников акции стало Усолье-Сибирское – каждая третья работа прислана из этого города. На втором месте – Усть-Илимск, на третьем в нашем списке оказался Алзамай. Пожалуй, самые интересные письма, которые присылают читатели, – это истории о своей семье.
«Страшная война не обошла стороной и нашу семью, – пишет десятилетний Дима Каверзин из Усть-Илимска. – Каверзин Анатолий Константинович умер задолго до моего рождения. Когда я с родителями стал ходить на парад 9 Мая, мне захотелось узнать: а воевал ли мой дед? Из рассказов родных я много узнал про дедушку. Он родился в 1918 году в Иркутской области, в деревне Берёзовая Шиткинского района. До войны дед работал судомехаником. В 1938 году был призван в ряды Советской Армии. Когда началась война, в 1941 году, деда послали на курсы сержантов. Ему было 23 года… Мы с мамой на сайте «Подвиг народа» нашли документы, за что был награждён мой дед: он участвовал в боях за освобождение Польши, Орла, Бреста, Данцига. Дошёл до Германии, был в Восточной Пруссии. Дед рассказывал моему отцу, что немцы очень голодали и они с сослуживцами подкармливали немецких ребятишек. Со слезами на глазах он вспоминал, что, когда бежали в атаку, старались сапёрную лопатку прижимать к груди, чтобы защитить своё сердце от пули врага…»
С гордостью за своего отца пишет братчанин Кирилл Каминский:
«Мы с папой иногда приходим в одно памятное место, куда 15 февраля, в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, жители города приходят поклониться воинам-интернационалистам. …Мой папа тоже был на войне. В 2004 году распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области папа был отправлен в служебную командировку на Кавказ, которая длилась полгода. Служба проходила в станице Шелковская, которая находилась на федеральной трассе Москва – Грозный. Служба наших милиционеров заключалась в охране общественного порядка. Стояли они на блокпосту, где папа досматривал автомобили. В них могли находиться оружие и взрывные устройства, которые не должны были попасть на территорию Российской Федерации. В грузах также возможно провозить наркотики, и в таких случаях помогала служебная собака. За свою службу на Северном Кавказе он получил благодарственное письмо от министра внутренних дел, а также знаки за службу России, за доблесть в службе и знак участника боевых действий. Немало погибло товарищей, там были и братчане, которые не смогли вернуться домой, но я рад, что мой отец выжил и вернулся, я всегда буду гордиться им. И я бы хотел, чтобы не было войны в мире и все жили мирно и дружно!»
Много писем получает редакция о местных достопримечательностях, исторических зданиях, храмах. Например, четвероклассник Марк Далуцкий из посёлка Чунский Иркутской области рассказал интересную историю строительства двух церквей в родном посёлке. «Храм святителя Иннокентия расположен в черте посёлка – на пригорке в сосновом бору. Лучшее место для храма и не придумать, ведь он смотрит в зеркальную гладь озера, в котором отражается золото его куполов». Строительство храма началось в 1997 году, но очень быстро прекратилось, видимо, из-за нехватки средств на материалы. В 2009 году храм продолжили строить, а в 2010-м его освятили и установили 7 колоколов. «До революции 1917 года на территории, занимаемой Чунским районом, было 7 храмов, которые в период перемен государственного строя были разрушены. В память о разрушенных храмах и о святителе Иннокентии возвели наш новый Чунский храм. Деньги на храм сдавали обычные люди, предприниматели, организации. Строительство велось непросто, были трудности, не хватало средств, рабочих рук, мастеров. После визита в Чунский район епископа Алексия в 2014 году строительство возобновилось. Звонницу с 7 куполами заказывали в Воронежской области. Купола в Челябинске. Иконы писали иркутские иконописцы Андрей и Светлана Воробьёвы. Оклады вокруг каждой иконы выполнены из чистого сусального золота. Каркас иконостаса вырезал из кедра наш земляк из Лесогорска мастер по резьбе Владимир Веснин с помощником. Работа выполнена за два с половиной года вручную. Из-под рук резчиков вышла великолепная декоративная часть иконостаса. На сегодняшний день храм принимает прихожан полтора года. Радует душу своим убранством. Хочется, чтобы наш храм был построен на века», – пишет Марк Далуцкий.
Редакция журнала отмечает, что на акцию «Мы здесь живём» приходят работы с ярким авторским стилем, искренними эмоциями, размышлениями об истории и будущем любимого края. Редакторы продолжают принимать работы от юных читателей и ждут ваших писем.