издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Освободить от должности»

Депутаты будут рекомендовать правительству увольнять нерадивых чиновников

«Парламентский запрос» – так называется контрольное новшество, которое, возможно, будет введено в практику работы Законодательного Собрания Иркутской области в ближайшее время. 25 августа на первом после каникул заседании комитета по госстроительству областного парламента в третьем чтении рассматривался законопроект, ужесточающий контроль депутатов за работой правительства региона. Депутаты настаивают на том, что они вправе предложить уволить чиновника, который игнорирует запросы Заксобрания.

25 августа комитет по госстроительству рекомендовал сессии ЗС принять в третьем чтении законопроект, вносящий поправки в ряд законов Иркутской области, касающихся деятельности самого парламента, статуса депутатов, бюджетного процесса. С инициативой выступили депутаты Сергей Брилка, Андрей Лабыгин, Кузьма Алдаров, Наталья Дикусарова, Ирина Синцова, Артём Лобков, Роман Габов, Ольга Носенко, Дмитрий Ершов. Главное новшество – введение особой формы депутатского контроля, называемой «парламентский запрос».

Сейчас в областном законе о Заксобрании существуют следующие контрольные полномочия: заслушивание отчётов, направление депутатских запросов, истребование информации, депутатские проверки. Теперь этот перечень будет дополнен парламентским запросом. Кроме, того, депутаты предлагают дополнить часть 2 статьи 28 областного закона о ЗС пунктом 5. В случае, если при выполнении своих контрольных функций ЗС обнаружит признаки правонарушения, оно может направить уполномоченным органам и лицам предложение о привлечении виновных лиц к ответственности. Органы и лица, которым поступило такое предложение, в течение месяца со дня принятия постановления ЗС обязаны проинформировать парламент, какие меры были приняты.

Депутаты решили на этом не останавливаться. По их мнению, Законодательное Собрание должно получить право предложить уполномоченному органу или лицу освободить от должности лицо, которое дважды или более привлекалось к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 5 и 6 областного закона «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области». Напомним, в пятой статье этого закона предусмотрено наказание в виде штрафа для чиновников, вовремя не ответивших на депутатские запросы и обращения. Шестая статья карает за невыполнение законных требований депутата ЗС. Таким образом, чиновник, дважды провинившийся перед депутатами, теоретически может лишиться должности. Срок для рассмотрения предложения также составляет месяц.

Список лиц и организаций, которым может быть направлен парламентский запрос, обширен. Это губернатор, первый заместитель, любой член правительства, руководитель исполнительного органа госвласти, руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, глава территориального государственного внебюджетного фонда, председатель облизбиркома, а также председатели «иных избирательных комиссий», комиссии референдума, председатели местных Дум и мэры. В числе тех, кому придётся отвечать на запросы парламента, теперь есть руководители государственного унитарного предприятия и государственного учреждения, юрлица, в уставном капитале которых доля области превышает 50%. Парламентский запрос может быть составлен «в случае грубого и массового нарушения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области».

Запрос вносится одним парламентарием или группой депутатов и принимается на заседании ЗС большинством голосов от установленного числа депутатов. Чиновник или орган, которому посчастливилось получить парламентский запрос, должен в течение 15 календарных дней дать на него ответ. Ещё 15 дней даётся, если чиновник представит мотивированное обоснование продления срока для ответа. Парламент рассматривает такой запрос на своём заседании и вправе пригласить то лицо, которому он был направлен, на беседу с депутатами для уточнения позиции. В итоге ответ на запрос признаётся удовлетворительным или неудовлетворительным. В третьем случае принимается решение продолжить более глубокую работу над ним. Депутаты оставляют за собой право вписать в итоговое постановление предложение об отстранении лиц, виновных в сложившейся ситуации. В течение месяца им должны ответить, какое решение принято по провинившимся. Если ответ на запрос был признан неудовлетворительным, то парламент имеет право на повторный запрос, а также может инициировать депутатскую проверку.

Парламентарии предлагают также расширить число лиц и организаций, которым вправе направить запрос отдельный депутат и группа депутатов. Список аналогичен тому, что составлен для парламентского запроса. Здесь устанавливается срок ответа в 30 календарных дней с правом продления на 15 дней. Если ответ был признан неудовлетворительным, депутаты имеют право сделать повторный запрос. Парламентарии ввели в проект закона право ЗС на получение информации об исполнении законов Иркутской области всё тем же списком лиц и организаций, что перечислен выше. Решение об истребовании такой информации принимается большинством голосов от установленного числа парламентариев. Законопроектом устанавливается право каждого депутата на самостоятельный запрос, тогда как сейчас инициатива депутата признаётся запросом решением парламента.

Минюст и правовое управление ЗС высказались за законопроект. А вот губернатор Иркутской области – против. Он заявил, что норма, согласно которой депутаты получают право направлять уполномоченным лицам и органам предложения о наказании виновных лиц, «не отвечает общеправовому критерию формальной определённости», поскольку неизвестно, о каких правонарушениях идёт речь и каким образом парламент может установить их вину.

Расширение контрольной деятельности депутатов губернатор считает посягательством на полномочия исполнительной власти и вмешательством Заксобрания в работу другой ветви власти, что не предусмотрено ни федеральным законом о государственной гражданской службе, ни Трудовым кодексом, ни законами области. Глава области выступил и против включения в круг лиц и организаций, за которыми парламент вправе осуществлять контроль, руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, юридических лиц, в уставном капитале которых доля области и муниципалитетов более 50%. Сергей Левченко считает, что тут парламент превысил свои полномочия, установленные федеральным законом № 184-ФЗ.

Свои замечания к первому чтению законопроекта направила прокуратура Иркутской области, заявив, что представление об освобождении от должности не соответствует трудовому законодательству, законам о государственной и муниципальной службе (позже депутаты заменили слово «представление» на «предложение». – Авт.). Прокуратура напомнила, что для её деятельности существует отдельный федеральный закон и свои полномочия она осуществляет независимо от органов власти субъекта, как и прочие федеральные органы исполнительной власти. Позднее прокурор области в поправках был исключён из списка лиц, к которым могут быть направлены депутатские запросы.

К третьему чтению законопроекта поправок не поступило. В сентябре он будет рассмотрен на сессии Законодательного Собрания, и в случае принятия парламент получит расширенное право контролировать работу правительства. Уволить оно, конечно, понудить не сможет, но признание ответов на запросы неудовлетворительными и повторные запросы, которые могут закончиться депутатской проверкой, – это право, безусловно, будет использовано парламентариями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры