Маринкин гербарий
Эта весна была девятой по счёту в жизни Маринки Казинцевой. Ростом Маринка не выше и не ниже других девочек, которые вместе с нею перешли в третий класс школы. И косички сзади прыгают так же, как у её подруг, и смеётся она на перемене точь в точь, как другие, и урок отвечает всегда громко, отчётливо, как учит их учительница Таисья Михайловна, и ещё так же, как у всех, на чёрном школьном фартуке, слева, у неё краснеет маленький значок «Будь готов».
Елена Жилкина, «Восточно-Сибирская правда», 20 июня 1949 года
Маринка самая обыкновенная девочка на свете, и отличить её можно только разве по маленькому вздёрнутому носику, на котором рассыпано много весёлых веснушек. Живёт Маринка в Иркутске, в доме Госбанка по Коммунальному переулку, № 3, кв. 12, а учится в школе № 17.
Последний день занятий в школе Маринка запомнила хорошо.
Прозвенел обычный звонок, все разошлись по классам. Но за уроками не сиделось. Всё время тянуло взглянуть за окно, где топорщились распустившиеся тополя и вкусно пахло тёплой землёй.
В конце четвёртого урока учительница Таисья Михайловна заговорила с ребятами о том, что они должны будут делать летом, чтобы провести его с пользой.
– Мне кажется, – сказала она, – вы можете заняться сбором коллекций бабочек, камней или цветов. Кому что нравится… Ведь лето, ребята, большое, значит, увидеть, узнать и собрать можно многое. Стоит только захотеть.
Маринка решила собирать цветы для гербария. В солнечные летние дни она отправлялась с мамой за город на «Белый ключ». Место это называлась так потому, что когда-то очень давно здесь из-под земли бил холодный и прозрачный родник. Сейчас родник заглох, осталось только название да великолепное травяное раздолье на целые километры вокруг.
Травы шелестят от ветра лёгким, приглушённым шумом и, переплетясь с цветами, расстилаются ковром причудливой раскраски. Тут и изумрудно-зелёный кукушкин лён, и пушистая тимофеевка, и игольчатая ветряница, и сладко пахнущий клевер, и много-много других ярких цветов.
Маринка бежит то к одному, то к другому цветку, осторожно срывает его и складывает в букет.
Ей хочется узнать, почему эти маленькие розовые цветы называются «кукушкины слёзы», а эти – «кукушкин башмачок».
Ещё весной, когда они с мамой были здесь в первый раз, Маринка нашла подснежник: какие у него мохнатые лепестки, как будто они сами защищались от холода ранней весны. А стебель – толстый, наполненный влагой. Ведь земля только-только освободится от снега, как появляются эти первые сибирские цветы.
Маринка помнит, когда она положила подснежник в книгу – для будущего гербария, бледные, чуть с желтоватым оттенком лепестки очень долго сохли. После этого она принесла ещё домой и синий колокольчик, и сибирский ландыш, и жёлтый мак, и жарок. Сразу же, не давая поблёкнуть нежным лепесткам-недотрогам, Маринка закладывала цветы между страниц в книгу. Она стала называть эту книгу «сушилкой».
Как только у Маринкиной мамы был свободный от работы день, они снова уходили за цветами. Была уже середина лета. Дни стояли очень жаркие. Новые появились в лесу и цветы.
Однажды в «Пионерской правде» Маринка прочитала обращение учёных-ботаников к советским ребятам. Оно так и называлось: «Друзьям растений». Учёные рассказали пионерам о том, что в Москве открывается Главный Ботанический сад Акадёмии наук. В этом саду будут собраны растения, которые растут в разных уголках Советского Союза. Здесь будут изучаться свойства растений, чтобы применить самые полезные из них в народном хозяйстве:
– Наш Главный Ботанический сад должен быть самым лучшим, самым богатым и красивым садом в мире, – писали учёные. – А для этого нужно, чтобы взрослые и дети приняли участие в его создании.
В левом уголке письма помещается адрес Главного Ботанического сада.
Маринка несколько раз прочитала обращение учёных и, не дожидаясь, когда вернётся с работы мама, решила сама: она пошлёт в Москву свой гербарий. Но как это сделать? Тут уж без мамы не обойдёшься! Она поможет обязательно. Ведь посылка будет особенная и пойдёт очень, очень далеко. Маринка представила себе, как уложенные в ящик цветы будут путешествовать через горы и реки, будут проезжать города и множество станций.
Несколько вечеров подряд Маринка готовила свой гербарий к отправке. Она вынимала из книги засушенные растения и бережно раскладывала их на картоне. Потом так же бережно пришивала к картону каждый цветок и крупными буквами надписывала внизу его название. Вот душистый горошек, его лиловые лепестки похожи на крылья мотылька. Но теперь ему уже никуда не улететь, нет! Маринка пробует, крепко ли сидит на картоне горошек-мотылёк. А вот восковые чашечки сибирского ландыша. Они остались такими же белыми, как тогда, когда Маринка сорвала их, а завитки кукушкиных слёз такие же красивые!.. Словом, гербарий вышел на славу. Укрытые несколькими слоями бумаги листы картона с цветами поместили в большую коробку. Потом Маринка с мамой отнесли посылку на почту. Чётко и понятно был написан на посылке адрес:
«Москва, Главный Ботанический сад Академии наук СССР».
Подошёл август. Часто перепадали дожди, и Маринка теперь в лес не ходила. Чаще всего она сидела с книжкой дома или играла с ребятами во дворе. О посланном в Москву гербарии Маринка пока ничего не говорила ребятам. А вдруг там не примут? Что тогда?
Но вскоре мама принесла с работы письмо. Это событие Маринке запомнилось навсегда. На конверте была маленькая приписка «Для Маринки». Распечатала она его сама, и вот что было написано там:
– Дорогая Мариночка! Ваше письмо Главному Ботаническому саду привело в восторг не только академика П.А. Баранова, но и его ближайших сотрудников, в число которых вхожу и я! Ваш гербарий приходили смотреть все ботаники нашего сада. Растения гербария засушены так умело, что сохранялись самые нежные краски лепестков. Я веду работу по устройству участка «Сибирских растений», их накопилось у нас уже довольно большое количество, но таких красивых, как у вас в гербарии, на участке Главного Ботанического сада ещё нет.
Заканчивалось письмо так:
– Пишите. Спрашивайте. На всё ответим с удовольствием. Посылаю вам фотографии растений, посаженных в нашем Ботаническом саду. Привет Вашей маме. Крепко жму вашу маленькую трудовую руку.
В. КУЗНЕЦОВ
Когда письмо было дочитано до конца, Маринка принялась рассматривать фотографии. Под стеклянный кров Главного Ботанического сада собираются растения всего мира, а учёные-садоводы отдают науке о растениях всю жизнь.
Значит, среди московской зимы можно увидеть ландыш и белую сирень в цвету.
– Мама, – сказала Маринка, – я буду собирать семена для того сада. Только не одна. Мне будут помогать ребята, ведь семян нужно много. Сегодня же я им всё расскажу – вот они удивятся. И ответ академикам мы напишем вместе. А когда вырастем – все поедем в Москву, найдём отдел Сибирских растений, а в нём наши цветы… – но это были уже мечты. Впрочем, мечтать Маринка любила, потому что знала: стоит только захотеть, и всякая мечта обязательно сбудется.
Ещё одна зима в школе пролетела незаметно. Зимний день коротенький. А Маринка находила время и организовала кружок юннатов. И в дни, когда было меньше уроков, они оставались, чтобы поговорить, как лучше оборудовать свой кружок.
Где достать цветы, семена и корм для них. Кое-что Маринка принесла из дома. Да и другие ребята тоже… А когда снова наступили школьные каникулы – все разъехались, дав друг другу обещание собирать растения для юннатского кружка. Вот уже две недели, как Маринка живёт в пионерском лагере на берегу быстрой речки, у самой горы, где видимо-невидимо цветов.
В свободные часы она с ребятами собирает семена этих чудесных цветов и помнит: ждут от них новую посылку там далеко, в Москве, люди из Главного Ботанического сада.