Здравствуй, читатель
В Мыльниковом переулке Москвы напротив дома, где жил молодой писатель Валентин Катаев, часто у окна сидела красивая девочка. Девочка читала сказки Андерсена. Это была Валентина Грюнзайд – дочь бывшего поставщика чая императорского двора (его расстреляют в 1938 году). Фельетонист отраслевой газеты железнодорожников «Гудок» двадцатичетырёхлетний Юрий Олеша, который жил у Катаева, познакомился с ней в 1923 году, когда Валентине было всего тринадцать лет.
Романтичный Олеша пообещал, что напишет красивую сказку в её честь. Книга «Три толстяка» была вскоре готова, но её не публиковали ещё 5 лет. Все эти годы Олеша говорил своим друзьям, что растит себе жену.
В один прекрасный день он провёл своего друга Женечку Катаева мимо окна и показал ему девушку Валю… Любовь была умопомрачительная, как писала впоследствии внучка Валентины Грюнзайд и Евгения Катаева, известного читающему на русском человечеству как соавтор «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Евгений Петров. Они очень быстро поженились. Как вспоминал Виктор Ардов, Валентина тогда была ещё слишком молода, и молодожёнам пришлось обмануть регистраторшу в загсе, немного прибавив невесте возраст. Уже в 1930 году у них родился сын, а потом второй. Старший, Пётр Катаев, стал известным кинооператором. Среди его работ были фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Шла собака по роялю». Младший, Илья Катаев, названный в память о соавторе Петрова Ильфе, стал композитором и написал музыку к фильмам «У озера», «Любить человека», «Миллион в брачной корзине», сериалу «День за днём».
А Евгений Петров записал когда-то в рукописном альманахе Корнея Чуковского «Чукоккала»: «Моя жена Валентина в шестилетнем возрасте выучила Вашего «Крокодила» и помнит его до сих пор наизусть». На что Юрий Олеша иронично ответил строчкой ниже: «Евгений Петров умалчивает, что его жене, Валентине, когда она была тринадцатилетней девочкой, был посвящён роман «Три толстяка». Она выросла и вышла замуж за другого».
Валентина Леонтьевна Петрова (Катаева) умерла в 1991 году. Посвящение было только в первом издании «Трёх толстяков»…
И, кстати, читайте газеты!