издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слово об Александре Вампилове

  • Автор: Владимир Ходий

Известный факт: драматург, прозаик, журналист Александр Валентинович Вампилов, 80-летие со дня рождения которого мы отмечаем в эти дни, свой творческий путь начинал с написания и публикации под псевдонимом А. Санин 4 апреля 1958 года рассказа «Стечение обстоятельств» в многотиражной газете «Иркутский университет».

А вот факт из разряда неизвестных: 29 мая того же года, то есть менее чем через два месяца после появления первого рассказа, имя будущего писателя впервые «засветилось» на страницах «Восточно-Сибирской правды». В небольшой заметке под заголовком «Обсуждение произведений начинающих литераторов» сообщалось о том, что при редакции университетской газеты создано литературное объединение, руководит которым кандидат филологических наук В.П. Трушкин. Молодые литераторы регулярно проводят занятия, увлекаются творческой учёбой, печатают лучшие работы в своей многотиражке. А недавно в Иркутском отделении Союза писателей состоялось обсуждение произведений нескольких членов объединения, в том числе А. Вампилова. Хотя стихи и рассказы студентов подверглись серьёзной критике, тем не менее лучшие из них предложено опубликовать в альманахе «Ангара»…

К моменту выхода в «Восточке» указанной заметки у Вампилова в университетской газете был напечатан и второй рассказ – «Железнодорожная интермедия», потом ещё два – «Девушка на скамейке» и «Стоматологический роман». А к концу года их набралось уже более десятка, причём опубликованных на страницах не только многотиражной, но и иркутской районной газеты «Ленинские заветы» и областной газеты «Советская молодёжь». И это вполне солидное для студента собрание рассказов автор представил на обсуждение секции прозы областного совещания молодых писателей, которое состоялось весной следующего года.

О подробностях их обсуждения – и этот факт тоже из разряда неизвестных – поведала «Восточно-Сибирская правда» 21 мая 1959 в статье руководителя литобъединения при Иркутской областной писательской организации Виктора Киселёва:

«Горячий спор разгорелся при обсуждении юмористических рассказов Александра Вампилова. К сожалению, жанр сатиры не получил ещё широкого распространения среди иркутских писателей, и молодой автор выступил как бы пионером в этом творчестве. Его опыты признаны успешными: острые замыслы, сложные ситуации, хлёсткие фразы – всё это обусловливает удачу рассказов».

Однако последовала и критика в адрес начинающего писателя: «А. Вампилову надо больше набираться жизненного опыта, наблюдений и, пожалуй, не подменять мягким юмором то, что требует самого жестокого осмеяния. Отсутствием опыта следует также объяснить подражательность автора и подчас подмену подлинной сатиры и юмора зубоскальством».

И всё-таки оценка «признаны успешными» перекрыла критические замечания. По рекомендации совещания его рассказы были включены в план Иркутского книжного издательства и под названием первого из них – «Стечение обстоятельств» – отдельным сборником увидели свет в 1961 году.

К тому времени Вампилов окончил университет и ещё до получения диплома пришёл работать в редакцию газеты «Советская молодёжь». Он стал одним из инициаторов создания при отделении Союза писателей, а фактически на базе молодёжной газеты, уникального в масштабах страны объединения начинающих прозаиков, поэтов, художников – ТОМа (Творческого объединения молодых). Томовцы вышли за привычные тогда рамки деятельности общественных организаций – без согласования с кем-либо выступали со своими стихами, рассказами, рисунками в студенческих и других аудиториях. Идеологическое начальство в этих выступлениях усмотрело крамолу, и в начале 1963 года состоялось собрание творческих работников города, на котором, как писала «Восточно-Сибирская правда», произведения молодых авторов были признаны «не только слабыми в художественном отношении, но и явно претенциозными, с налётом пессимизма и пошлости, а подчас подражающими образцам западного абстракционизма и формализма…» Речь, конечно, шла прежде всего о художниках, однако явное неодобрение присутствующих «вызвали и цитирования … некоторых произведений молодых прозаиков Санина (Вампилова), Машкина, поэта Файбышенко».

Что касается конкретно Вампилова, то упрёк в его адрес был запоздалым – от прозы он тогда, по существу, отошёл, всерьёз занявшись драматургией. Минул всего год, и «Восточка» представила Александра уже как автора первой многоактной пьесы – тоже факт из разряда неизвестных. «Эта литературная страница, – читаем в номере газеты за 4 апреля 1964 года, – подготовлена членами Иркутского творческого объединения молодых. К областной конференции «Молодость, творчество, современность» томовцы идут с произведениями, достойными широкого обсуждения. Например, геолог Геннадий Машкин написал романтическую повесть «Синее море, белый теплоход», журналист Александр Вампилов закончил трёхактную пьесу о студенчестве «Ярмарка»…»

В следующем, 1965 году с этой пьесой, к тому времени переименованной в «Прощание в июне», он готовится к поездке в Читу на совещание молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. И более чем за месяц до его начала приносит в нашу газету отрывок из неё, который был опубликован под названием «Сад» и с такой аннотацией:

«Александр Вампилов – участник драматургической секции предстоящего Читинского совещания. Его комедия «Прощание в июне» принята комитетом по драматургии Министерства культуры СССР и будет поставлена в Москве.

В этой пьесе автор рассказывает о жизни молодых людей, о том, как, прощаясь с юностью, они определяют своё место в обществе, а вместе с этим в поисках и сомнениях приобретают необходимые ей нравственные ценности.

Обстоятельства вынуждают студента-биолога Колесова покинуть университет. Человек нетерпеливый, увлечённый любимым делом, Колесов во что бы то ни стало решает достигнуть поставленной перед собой цели, но выбирает для этого ошибочный путь.

Публикуемый отрывок застаёт героя в саду спекулянта Золотуева, где Колесов работает в качестве садовника и где его посещают друзья.

Избранный героем путь – «к цели во что бы то ни стало» – разочаровывает героя, не приносит ему счастья. Добрые намерения, благородные цели, как бы высоки они ни были, не могут быть достигнуты низким путём – таков в двух словах смысл пьесы».

И следующую многоактную пьесу Вампилова «Старший сын» – также комедию – первой представила «Восточка». Точнее, представила и оценила. Речь идёт о рецензии на спектакль по ней, впервые в стране поставленный на сцене Иркутского драматического театра имени Николая Охлопкова в конце 1969 года. Автор рецензии – ныне здравствующий старейший театральный критик Иркутска Наталья Дмитриевна Флорова – начинает разбор спектакля с похвалы в адрес народного артиста России Аркадия Тишина, игравшего роль Сарафанова, и следом переходит к оценке самой пьесы:

«Победа актёра закономерна. Она выросла из драматургического материала, который дал возможность не только ярко обрисовать события, но и оценить, обобщить явления жизни. Это тем более интересно и ценно, что «Старший сын» – комедия. В мастерском построении занимательной и очень смешной интриги, в чётких, действенных диалогах, в ярком языке виден почерк одарённого писателя, чувствующего сцену; в философском подспорье, подведённом под комедийные «шалости», ощущается раздумье над жизнью… Фантастическая интрига комедийных положений оборачивается глубокой смысловой подкладкой. В умении драматурга совершить такой поворот легко, без натуги, не выходя за рамки жанра, видится основное достоинство пьесы».

* * *

И так до конца, пусть не всеохватно, но зато по важным событиям, освещала «Восточка» жизненный и творческий путь Александра Вампилова, который трагически завершился 17 августа 1972 года. А через два дня – в день его 35-летия – газета от имени Иркутской писательской организации опубликовала некролог, в котором были такие слова:

«Безвременно погиб в расцвете сил и таланта писатель, наш земляк Александр Валентинович Вампилов. Трудно и горько писать эти строки о человеке, которому в августе, через два дня после трагедии, исполнилось бы только тридцать пять лет, о человеке, которому были даны высокий и счастливый талант драматурга, доброе сердце и большое будущее. От первой тоненькой книги юмористических рассказов «Стечение обстоятельств», изданной в Иркутске десять лет назад, до пьес «Прощание в июне» и «Старший сын», «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота» он пронёс сквозь короткую жизнь свою доброту, веру в человека, во всё лучшее в нём. Мы, его друзья и товарищи, знаем, как много ещё он мог сделать для читателей, зрителей, для литературы, какой недюжинный и редкий талант был у него, мы всегда видели в Александре Вампилове человека открытого, честного, доброго товарища. Таким и останется он в наших сердцах».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры