По следам Бернгарда Петри
Деревни Шохтой и Тотохон Эхирит-Булагатского района расположены в долине реки Мурина (притока Куды) в километре друг от друга. По некоторым данным, ранее в этой местности проживали курыканы – древний кочевой народ предположительно тюркского или монгольского происхождения, переселившийся с территории современной Монголии. В урочище Ута-Ялга (что в переводе с бурятского означает «длинная падь»), недалеко от Шохтоя, археологами обнаружены остатки наконечников стрел, датируемые периодом неолита (8–4 века до нашей эры). В июле этого года иркутские археологи вернулись из экспедиции, которая проводилась в рамках проекта «Тропою профессора Петри», организованной при поддержке ПАО «Иркутскэнерго».
Сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, заведующий археологическим отделом музея Бернгард Петри работал на переломе XIX-XX веков, когда в Иркутске, в Восточной Сибири сформировалась интереснейшая этнографическая школа. Позднее она была искоренена – даты жизни многих этнографов этого поколения, попавшего в мясорубку сталинских репрессий, заканчиваются 1936-1937 годами.
Учёный-этнограф Бернгард Петри впервые побывал в Прибайкалье в 1912 году, затем были командировки в 1913 и 1916 годах, пока в 1918-м он не осел в Иркутске окончательно, приняв активное участие в организации университета. Он начал работу на кафедре истории и первобытной культуры.
В Прибайкалье Петри оказался первым учёным, который занялся этнографией и археологией. Согласно коллекционным описям, Петри собрал и описал около 600 предметов по этнографии бурят, эвенков, тофаларов и сойотов. Эти коллекции уникальны, потому что многие народы сейчас ассимилировали и утратили свою традиционную культуру. Работы Бернарда Петри интересны тем, что он застал бурятское общество ещё до массовой коллективизации.
Предметы по этнографии бурят поступали из Тункинской долины, Кудинских степей, местности Аларь, верховий Лены. Всего в собрании Иркутского краеведческого музея шесть коллекций по этнографии бурят, содержащих около 200 предметов. Предметы собирал сам Петри во время поездок и экспедиций (одни из них он покупал на свои средства, другие ему дарили), будущие экспонаты ему присылали и местные жители. Петри переезжал из села в село, везде его тепло встречали, пытался записывать бурятские песни на пластинки, собирать предметы быта, археологические материалы, записывать фольклор. Вот как он описывает коллекцию, зарегистрированную в 1920 году: «Камень, упавший с неба (улус Хандатский), туеса, ящик для онгонов…стрелы с места сожжения шамана улуса Ханда, маленький лук и стрела от детской зыбки, дары О.А. Монастырёвой (улус Шохтой), которые употреблялись для отвлечения злых духов-вредителей…»
Дорогой открытий
С 10 по 20 июля в рамках проекта «Тропою профессора Бернгарда Петри» на территории Эхирит-Булагатского района Иркутской области в долинах рек Куды и Мурина работала археолого-этнографическая экспедиция Иркутского областного краеведческого музея. В рамках этнографической части были обследованы шесть населённых пунктов – деревни Верхняя и Нижняя Идыга, Харазаргай, Кукунут, Тотохон и Шохтой.
Грант на реализацию проекта сотрудники музея получили от Восточно-Сибирского отделениями Русского географического общества, спонсором выступило ПАО «Иркутскэнерго». В экспедиции участвовали заведующий сектором Иркутского областного краеведческого музея Григорий Иванов, старший научный сотрудник Дмитрий Шергин, научные сотрудники Алексей Матвеев, Николай Афанасьев, младший научный сотрудник Мария Байбородина.
Как рассказал «Сибирскому энергетику» заведующий сектором Иркутского областного краеведческого музея Григорий Иванов, который непосредственно возглавил археолого-этнографическую экспедицию, проект предполагает сбор археологических и этнографических коллекций в местах работы советского этнографа и антрополога Бернгарда Петри в Иркутской губернии с 1912-1913 годах, а конкретно – на территории Эхирит-Булагатского района.
– С работой этой экспедиции связано появление первых развёрнутых научных данных по археологии и этнографии Прибайкалья и первых развёрнутых научных концепций по каменному и железному векам. Эта экспедиция работала ещё на Байкале и на Верхней Лене (село Анга Качугского района), и с этим сейчас всё понятно в археологическом отношении, данных много, а в Эхирит- Булагатском районе, в долине Куды и Мурина, данные оставались малоизученными, – говорит Иванов. – Целями нашей поездки были сбор фактологического материала по археологии и этнографии Кудинской долины, пополнение фонда музея новыми экспонатами.
В археологической части экспедиции было обследовано шесть археологических объектов, датируемых периодом от неолита до железного века. «В долине реки Куды мы исследовали искусственную каменную конструкцию и в ранее неизвестном месте нашли артефакты времён палеометалла. Это фрагменты керамических сосудов и изделия из камня. Временной диапазон находок очень широк – от пятого тысячелетия до нашей эры до второго тысячелетия нашей эры», – говорит Григорий Иванов.
Археологи заложили пять шурфов (небольших земляных площадей), на одном которых был зафиксирован культурный след железного века, а в другом шурпе – два культурных слоя каменного века. То есть в одном из горизонтов, в земляной прослойке, которая содержит следы деятельности человека (артефакты, обугленная земля), были найдены два каменных наконечника стрелы. Это для нас большая удача. Сейчас их обработаем, и они поступят в фонды музея».
По словам археолога, Бернгард Петри в Кудинской долине работал только в 1936 году, перед арестом. Там он открыл два археологических объекта, которые находятся в посёлке Бозой. «Мы там открыли два новых объекта в шести километрах от посёлка. Один предварительно датировать можно каменным–железным веками, один, в урочище Сухая, – железным веком».
В Муринской долине, в районе сёл Шохтой и Тотохон, Петри нашёл объект железного века. Археологам краеведческого музея повезло больше – в долине реки Мурина, в пади Ута-Ялга, они зафиксировали культурные слои железного века (первое-второе тысячелетия нашей эры), а также нашли стоянку эпохи неолита – ранней бронзы, датируемую пятым–третьим тысячелетиями до нашей эры. Здесь были обнаружены фрагменты керамики, наконечники стрел и множество каменных отщепов. Все экспонаты сейчас изучаются более подробно и в ближайшее время будут представлены в музее.
При поддержке местных жителей
Сотрудники собрали материалы и по этнографии ХХ века – традиционные верования, информацию о материальном и духовном укладе жизни населения. Собрана также коллекция предметов быта – стремена, удила, подковы и подсундучник, декорированный резным орнаментом. «Какую-то часть экспонатов нам передали сами жители, мы составляли акты приёма, а какую-то просто нашли, – говорит младший научный работник Мария Байбородина. – В Шохтое местная жительница Любовь Бозоева нам отдала два колокольчика – на одном клеймо 1820 года, а также удила и подковы, которые имеют историческую ценность. Все собранные материалы поступят на хранение в фонды Иркутского областного краеведческого музея и будут использоваться в музейной работе. Мы делаем это для того, чтобы уберечь объекты от разрушения, больше узнать о быте и жизни древних людей, а главное – для пополнения фондов экспонатами».
– После экспедиции Бернгарда Петри прошло почти 100 лет, конечно, за это время многое изменилось. В этих местах проживают западные буряты, им удалось сохранить веру – шаманизм, свой язык и культуру. Несмотря на то что в дореволюционные времена шаманистам пришлось терпеть гонения, некоторых бурят крестили, им удалось сохранить свою культуру и самобытность. Испокон веков буряты вели кочевой образ жизни, и очень примечательно, что некоторые до сих пор сохранили юрты, в которых проживали их предки. Эта экспедиция была очень интересной, в каждом населённом пункте можно было встретить людей, которые хорошо знают историю своего края и рода. Все собранные материалы оформим и опубликуем, – рассказывает Мария Байбородина.
В контексте
Незадолго до этой экспедиции, в июне, в Кудинской долине иркутский археолог и доцент кафедры истории и философии ИрНИТУ Алексей Тетенькин обнаружил фрагмент уникальной керамики – кварцитовый нуклеус – и кости животных, а также многие другие артефакты каменного, бронзового веков. Как сообщили в пресс-службе ИрНИТУ, в экспедицию отправились четыре группы учёных-археологов, возглавляемые заведующим лабораторией, профессором ИрНИТУ Артуром Харинским, доцентами Алексеем Тетенькиным, Дмитрием Кичигиным и научным сотрудником Юлианой Емельяновой. Они работали около недели в районе деревень Байтог и Бозой Эхирит-Булагатского района.
По словам Тетенькина, целью исследовательских работ являлось определение границ археологических памятников в долине реки Куды. В ходе экспедиции учёные обследовали пять археологических памятников. Необычный артефакт – фрагмент глиняного сосуда с узором-штамповкой в виде восьмилучевой звезды и элементами зубчатого орнамента – Алексей Тетенькин обнаружил на стоянке «Улан-Байтог-3».
Керамика с подобным орнаментом ранее не встречалась в Приангарье. Учёным ещё предстоит выяснить, изготавливали ли такие сосуды в нашем регионе. На этом же участке археологи раскопали остатки керамики с более распространёнными шнуровыми оттисками. Не менее интересными оказались работы на стоянке «Апхайский брод». Там учёные нашли фрагмент металлического ножа. На стоянке «Харлом» Тетенькин и его коллеги открыли новый культурный горизонт, датированный мезолитическим периодом. Самая яркая находка на «Харломе» – призматический нуклеус из белоснежного жильного кварца. Раньше нуклеусы служили материалами для изготовления орудий труда. Подобные кварцитовые артефакты особенно ценятся археологами, поскольку выполнены из редкого материала и обладают определённой эстетической ценностью.
По словам доцента ИрНИТУ, многие археологические открытия происходят случайно. Например, участник экспедиции Алексей Чеботарёв во время вечерней прогулки «наткнулся» на нуклеус для скалывания каменных пластин, решил поискать ещё и в итоге открыл новую стоянку древнего человека. В честь учёного археологический объект получил название «Алёшкино».