«Можно было бы уже и посчитать»
Будет ли продлено действие федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал» после 2020 года, кто займётся рекультивацией отходов деятельности закрытого в 2013 году БЦБК и построят ли дорогу на Ольхоне? Ответы на эти вопросы были даны в пятницу на совещании, посвящённом актуальным проблемам сохранения озера Байкал и экологического развития Байкальской природной территории, которое провёл президент РФ Владимир Путин. Корреспондент «ВСП» изучил стенограмму встречи. О самом интересном – в материале Виктории КОМАРОВОЙ.
В совещании с главой государства приняли участие министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, а также временно исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Сам Владимир Путин заявил, что первая, требующая неотложных действий задача, – ликвидировать экологический ущерб, провести полноценную рекультивацию загрязнённых территорий Байкальского ЦБК в Иркутской области и Джидинского вольфрамо-молибденового комбината в Бурятии, которые уже несколько лет как закрыты, «однако накопленные ими отходы продолжают отравлять воду озера и питающих его рек»:
– Объёмы сброса неочищенных вод в озеро, безусловно, нужно кардинально сокращать. И в этой связи возникает вторая задача – интенсивно и качественно модернизировать коммунальную инфраструктуру. Это ответственность регионов, которые могут опираться на действенную поддержку со стороны федеральных властей, в том числе на федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы».
Позже глава Минприроды заметил, что после закрытия Байкальского ЦБК показатели экологической обстановки в регионе стабилизировались. В частности, выбросы в атмосферный воздух на Байкальской природной территории в целом за последние четыре года уменьшились на 15%, по Центральной экологической зоне – более чем в два раза. Сбросы в озеро сточных вод снизились более чем на 80%. Львиную долю загрязнения сейчас формируют предприятия ЖКХ – это более 60% от всего объёма. При этом в Бурятии сегодня действуют 33 очистных сооружения, и лишь четыре из них соответствуют экологическим требованиям. Из 17 действующих очистных сооружений в Иркутской области практически ни одно не удовлетворяет экологическим требованиям. Из предусмотренных ФЦП 46 очистных сооружений завершено строительство по шести объектам, ещё три объекта в Иркутской области находятся в стадии завершения.
«Росгеологию» введут на промплощадку БЦБК
Не обошлось и без сенсаций. Сергей Донской рассказал, что министерством разработана и утверждена совместно с регионом «дорожная карта» ликвидации накопленных отходов. По его словам, в целях организации работы в установленные сроки рассматривается возможность привлечения в качестве оператора государственной компании «Росгеология».
– Она имеет мощности и необходимый опыт, в том числе в Арктике работала на уборке отходов, – пояснил министр. – В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, просьба дать поручение правительству рассмотреть вопрос о статусе «Росгеологии» как единственного исполнителя работ по ликвидации отходов Байкальского ЦБК. Это позволит быстрее начать работу – уже в этом году.
На площадке Байкальского ЦБК накоплено более 6 млн тонн опасных промышленных отходов. «Минприроды подготовлена проектная документация, полномочия по реализации этого проекта переданы Иркутской области, работа по ликвидации отходов должна быть начата не позднее декабря текущего года», – отметил Донской.
Генпрокуратура выявит «вредную деятельность»
Уже в самом начале совещания президент дал понять, что намерен продлить действие принятой в 2012 году ФЦП до 2030-го. Сейчас она рассчитана на период 2012–2020 годов и составляет почти 26 млрд рублей (хотя первоначально предполагала финансирование в размере 58 млрд). В 2018 году программой предусмотрено 2,6 млрд против 2,4 в текущем году.
Говоря о развитии туризма, Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре проверить Байкальскую территорию на предмет фактов незаконной и экологически вредной деятельности. «Интерес к Байкалу и российских, и иностранных граждан постоянно растёт, до миллиона человек бывает на берегах Байкала за год, – отметил президент. – Но обратной стороной этого в целом позитивного фактора становятся новые проблемы».
Глава МПР рассказал, что реализация единой терсхемы, возможно, будет частью федеральной целевой программы. Сейчас документом предусмотрено создание в Республике Бурятия 20 полигонов, а в Иркутской области – 11 полигонов. Сегодня в Бурятии закончено строительство двух объектов и по одному объекту ведутся работы, а в Иркутской области один объект построен и один в работе.
Донской также проиллюстрировал масштабы браконьерства на Байкале на примере сокращения популяции байкальского омуля. «Численность омуля за последние десять лет снизилась практически в четыре раза, – отметил он. – Сейчас популяция нерестового стада в два раза меньше средних многолетних значений. Для восстановления популяции необходимо увеличить выпуск молоди омуля. В том числе в рамках ФЦП предусмотрена реконструкция трёх устаревших рыбозаводов Росрыболовства, это тоже позволит увеличить объём выпуска омуля».
Однако и запрет промысла, и увеличение искусственного воспроизводства не дадут результатов. В министерстве считают, что при сохранении современного уровня браконьерского улова и бесконтрольной продажи нелегальной продукции, включая икру, добиться этого будет сложно. «Поэтому регионом должна быть организована система контроля оборота продукции из омуля – это тоже одна из ключевых задач», – заявил глава ведомства, сославшись на то, что решить её предстоит на средства ФЦП.
МПР подготовлены предложения по корректировке водоохранной зоны и уточнению границ, сокращающие её площадь с 57 тысяч до 5,9 тысячи квадратных километров. Они подготовлены совместно с учёными Института имени Сочавы. «Водоохранную зону сделали более привязанной к ландшафту, то есть она фактически обеспечивает охрану исключительно озера Байкал именно в рамках тех экологических норм, которые у нас в законодательстве прописаны, – заявил на совещании глава МПР, комментируя выступление врио главы Бурятии. – Новая водоохранная зона может быть утверждена уже весной».
Министр найдёт карьер, а губернатор проведёт расчёты
Самого долгого обсуждения удостоился, казалось, наименее значимый из всех вопрос. Когда Путин обратился к губернатору Иркутской области: «Сергей Георгиевич, есть что добавить?» – глава региона остановился лишь на одной проблеме. (Мы приводим эту часть разговора практически без сокращений. – Ред.) «Владимир Владимирович, вы помните, на «Прямой линии» с вами житель острова Ольхон говорил по поводу невозможности строительства дороги», – уточнил он.
– Задача по строительству дороги на Ольхоне не может быть решена без корректировки федерального законодательства, – заявил Левченко. – Дело в том, что он входит в Центральную экологическую зону, а там запрещена добыча общеприродных полезных ископаемых. Ближайший карьер расположен в другом районе, в Баяндаевском, за 160 километров, плюс ещё на пароме нужно возить общедоступные природные ресурсы. Мы в этом году выполняем работы по планировке дорожного покрытия по самому острову, но, конечно, этого недостаточно для того, чтобы дорога была там нормальная, цивилизованная. Поэтому я хотел бы попросить вашего поручения правительству внести изменения в перечень видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в части снятия запрета на разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых в целях реконструкции и строительства автомобильных дорог. Иначе возить в наших сибирских просторах нужно очень далеко.
– В данном случае тема дороги, как мы у себя разбирались, на самом деле достаточно давно возникла, – дополнил Донской. – Коллеги сейчас обратились, чтобы посмотреть, где можно оптимизировать, где можно взять щебень.
– Вопрос в чём? Вопрос в том, чтобы туда щебень довозить? Вопрос не в том, чтобы разрешить строительство дороги? – наседал президент.
С. Донской: Нет, дорогу можно построить.
В. Путин: Вы хотите выкопать там огромную яму, чтобы построить дорогу?
С. Левченко: Нет. Там достаточно недалеко – не за пределами Центральной экологической зоны, не за 200 километров – есть территории, где можно взять… Мы же дорогу до острова построили уже, причём с асфальтированным покрытием, но по самому острову не можем построить, потому что нет карьера. Рядом есть, в пределах этих 200 километров, но не везти же.
С. Донской: Мы с коллегой тогда рассмотрим.
В. Путин: Секундочку, а как вы рассмотрите? Мы сейчас разойдёмся, и вы будете рассматривать ещё лет десять, потом на пенсию пойдёте, скажете: «Всё, меня уже не касается». Вам же понятно, в чём проблема. Нужно менять этот перечень?
С. Левченко: Да, включить в перечень.
В. Путин: Если мы сейчас включим в перечень, потом все будут рыть ямы по берегам Байкала – вот в чём проблема.
С. Левченко: Без разрешения, Владимир Владимирович, они всё равно не будут.
В. Путин: Как без разрешения?
С. Левченко: Всё равно контролирующая роль органов, которые должны согласовывать.
В. Путин: Сколько стоит туда завезти песок, щебень для того, чтобы не нарушать установленные правила?
С. Левченко: Мне трудно навскидку сказать, остров большой. До столицы, до Хужира, 40 километров по самому острову. Плюс, если через паром и те 200 километров, по которым нужно из-за пределов Центральной экологической зоны везти, я думаю, что раза в 3–3,5 увеличивается стоимость.
В. Путин: Скажите, пожалуйста, а карьер, о котором вы сказали, он когда-то функционировал?
С. Левченко: Да.
В. Путин: Там есть карьер?
С. Левченко: Да, не на острове, а рядом.
В. Путин: То есть это когда-то был действующий карьер и его просто закрыли?
С. Левченко: Да, совершенно верно.
В. Путин: Когда его закрыли?
С. Левченко: С введением закона.
В. Путин: Когда это было?
С. Левченко: Закон был введён в 1996 году.
В. Путин: До этого работал как карьер?
С. Левченко: Да.
В. Путин: Карьер – он и есть карьер. Там что, щебень?
С. Левченко: Щебень, да.
С. Донской: То есть можно ли оттуда ещё брать, какие объёмы? Непонятно, в каком состоянии этот карьер и что оттуда можно взять.
В. Путин: А сколько нужно завезти щебня?
С. Левченко: Опять же навскидку сказать трудно – смотря какой класс дороги. Если будет самый низкий…
В. Путин: Сергей Георгиевич, вы нас ставите в трудное положение, потому что вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько она увеличится конкретно – вы не знаете. Какой нужен объём щебня – вы ответить не можете. А как принять решение?
С. Левченко: Дело в том, что если возить из-за пределов Центральной экологической зоны, то мы автоматически никакую экспертизу не пройдём.
В. Путин: Экспертизу чего?
С. Левченко: Экспертизу проекта дороги.
В. Путин: Почему?
С. Левченко: Потому что стоимость будет далеко за пределами существующих рамок.
В. Путин: Это другой вопрос. Имея в виду уникальность ситуации, тут как раз решение принять легче – это вопрос только денег. А то, что вы просите, это вопрос защиты озера Байкал.
Я понимаю ваши озабоченности как хозяйственного руководителя, связанные с лишними тратами, но надо понять, каковы они. Может быть, легче заплатить чуть побольше, а мы вам могли бы помочь в этом, но я должен понять, сколько это стоит.
С. Левченко: Можно и так, Владимир Владимирович. Но с учётом того, что дорогу, я повторяю, до самого острова, до места, где паромная переправа, мы сделали относительно недавно, и это тоже в Центральной экологической зоне, то я думаю, что это просто самый оптимальный вариант решения – ещё раз из этого карьера взять.
В. Путин: А вы брали из этого карьера?
С. Левченко: Да, совершенно верно.
В. Путин: А как же вы брали, если это запрещено?
С. Левченко: А разрешение действовало до закона.
В. Путин: До 1996 года?
С. Левченко: Да. Эта дорога строилась, наверное, с середины 1980-х годов.
В. Путин: 1996 год, когда запретили законом, – это было когда уже, 20 лет назад.
С. Левченко: 20 лет назад, да.
В. Путин: А вы говорите, построили дорогу недавно.
С. Левченко: Асфальт сделали по этой дороге и сделали ту планировку, которую мы можем в пределах законодательства…
В. Путин: Вы же не могли положить асфальт на покрытие, на подушку, которая была 20 лет назад положена.
С. Левченко: Нет, Владимир Владимирович, мы сделали необходимую планировку. Там была гравийка. Мы сделали необходимую планировку, утрамбовали для того, чтобы сделать асфальт, и положили последний кусок, десять километров, в прошлом году.
В. Путин: Давайте посмотрите.
Первое, что я могу сказать, хочу сказать и должен сказать: дорога должна быть сделана. Вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счёт Байкала, и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета: просто дадим немножко больше денег, завезёте туда больше гравия, вот и всё. Посчитайте, сколько это стоит.
«Прямая линия» была в июне. Июнь, июль, август – можно было бы уже и посчитать. Сергей Георгиевич, посчитайте, пожалуйста.
С. Левченко: Это, конечно, элементарно, Владимир Владимирович. Просто я думал, что мы другим путём пойдём. Хорошо, договорились, сделаю буквально к понедельнику.
В. Путин: Давайте. Прикиньте и дайте нам информацию о том, сколько это стоит. Сергей Ефимович посмотрит.
Обращаясь к Сергею Донскому, президент попросил «посмотреть, в каком состоянии этот карьер, можно ли сделать исключение, насколько это будет действительно серьёзным ущербом». Глава МПР не исключил, что может быть найдено и другое решение.
Бурятское предложение для Монголии
Игорь Честин из Всемирного фонда дикой природы обратил внимание собравшихся на трансграничную угрозу Байкалу. «Это строительство ГЭС на реке Селенге, в нашей соседней стране, дружественной Монголии, и фактически правовая неурегулированность данного вопроса», – заметил Честин. Алексей Цыденов поддержал эту тему: «Мы сделали предложение монгольским коллегам по поставке электроэнергии от нас».
– В регионе есть профицит, у нас недозагружена Гусиноозёрская ГРЭС, – обратился Цыденов к президенту. – Предварительно посмотрели, получается конкурентная цена по электричеству: что они будут брать от нас, что они будут получать у себя с ГЭС с учётом инвестиционных затрат на эти ГЭС. При этом они с ГЭС попадают в кредит от Китая, как они планируют, а у нас кредита не будет. У меня просьба дать нам поручение, чтобы мы с Минэнерго проработали баланс электричества и объём инвестиций, чтобы мы могли монголам дать официальное предложение по цене и по условиям.
«Давайте тоже в поручение запишем, и Минэнерго посчитает», – закрыл совещание президент.
Детали
Депутат Госдумы Сергей Тен посчитал цену дороги на Ольхоне
«Поскольку интересующиеся обращаются с вопросом на профессиональную тему, хочу озвучить своё субъективное мнение по поводу дороги на Ольхоне от паромной переправы до Хужира, – написал он в воскресенье на своей страничке в «Фейсбуке». С целью удешевления строительства при сохранении соответствующего качества предлагается:
1. Для расчёта стоимости работ по дороге четвёртой технической категории с асфальтобетонным покрытием необходимо по максимуму использовать существующее земляное полотно с минимальным объёмом земляных работ там, где требуется изменение кривых в плане.
2. Для устройства органоминерального слоя основания дорожной одежды, что на десятки процентов дешевле стандартного асфальтобетона, считаю возможным применение современной технологии ресайклирования. Данная технология позволяет на месте смешивать щебёночный слой с битумной эмульсией с добавлением цемента.
В Республике Бурятия более 100 км дорог ремонтируется ежегодно по этой технологии, на федеральной сети автомобильных дорог Иркутской области в 2016 году отремонтировано 42 км дорог.
3. Устройство кюветов и установка водопропускных труб в необходимых местах позволят избежать подтопления дороги, что также скажется на сроках ремонта автомобильной дороги и, соответственно, на затратах на её эксплуатацию.
4. Весь объём материалов, полагаю, должен быть заготовлен в зимний период с транспортировкой по ледовой переправе. Ближайшие карьеры, с которых можно брать щебёночные материалы, не нарушая действующее природоохранное законодательство на Байкальской природной территории, находятся на расстоянии примерно 160 км от дороги на Ольхоне, в Баяндаевском районе. Необходимо будет завезти не менее 130 тысяч кубометров щебня.
В конечном итоге, полагаю, приближённая стоимость работ на о. Ольхон при протяжённости дороги 38 км на завозных материалах обойдётся примерно в 1,1–1,3 млрд рублей.
Выполнить поручение президента получится не ранее 2019 года. Правительству Иркутской области необходимо разработать проектную документацию, получить положительное заключение государственной экспертизы – на это уйдёт не менее 6 месяцев.
Правительство области оценило работы в 2 млрд рублей
Стоимость строительства дороги на острове Ольхон от паромной переправы до посёлка Хужир составит более 2 млрд рублей. Об этом в понедельник сообщила министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина.
На имя президента России подготовлено письмо от губернатора Сергея Левченко, в котором приводятся обоснования расчётов. Протяжённость автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир на острове Ольхон от паромной переправы до п. Хужир составляет 35,2 км. В общую стоимость дорожных работ для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние с асфальтобетонным покрытием включена реконструкция причальных сооружений как неотъемлемой части дороги, начать выполнение которой предлагается первым этапом в 2018 году. Параллельно планируется вести разработку проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт участков автомобильной дороги.
Сейчас участок автомобильной дороги протяжённостью 5,6 км в гравийном исполнении соответствует IV технической категории, перевод покрытия в асфальтобетонное будет выполнен путём проведения работ по капитальному ремонту дороги.
Для приведения остального участка дороги протяжённостью 29,6 км к параметрам IV технической категории необходимо осуществить его реконструкцию.
Кроме того, в целях реконструкции автомобильной дороги требуется передать в областную собственность земельные участки, которые в настоящее время входят в состав территории Прибайкальского национального парка, для чего необходимо решение федерального центра Иркутская область, в свою очередь, предлагает внести временные изменения в перечень разрешённых видов деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, чтобы иметь возможность добывать инертные материалы на территории острова и установить асфальтобетонный завод. Это позволит снизить затраты на строительство дороги почти на 700 млн рублей.