Остаёмся ночевать
Очередь на переправу с Ольхона на Большую землю растянулась на несколько суток
«Гуманитарная катастрофа» надвигается на остров Ольхон. После того, как в конце прошлой недели сломался основной паром «Семён Батагаев», стало ясно, что два оставшихся не справляются с обрушившейся на них нагрузкой. За выходные на переправе скопилась очередь в несколько сотен машин. С пытающимися проехать вне очереди постоянно вспыхивают драки. Ожидающие переправы ночуют в машинах, жгут костры, съедают всю еду и выпивают всю питьевую воду в придорожных кафе. Такие тревожные сведения поступают в Иркутск по мобильной связи от участников беспрецедентной очереди с отдыха – домой.
Простояв в очереди весь воскресный день – с утра до позднего вечера, и вернувшись в Иркутск только в три часа утра, Игорь Ковалевский рассказывает, что начала очереди он не застал – паром сломался в субботу, и, к тому времени, когда его машина приехала к семи часам утра на переправу, в очереди она оказалась уже 184-й. Как рассказывали стоявшие впереди, на тот момент (к обеду воскресенья) не могли прорваться на материк люди, которые встали в очередь в пять часов вечера субботы.
– Такая ситуация сложилась потому, что многие пытались проехать и проезжали без очереди, – объясняет Игорь. – Я сейчас говорю не про местных – к ним вопросов не было, они переправлялись на пароме «Дорожник», как принято. Но многие представлялись местными, вставали в их очередь, а потом прорывались на второй паром «Ольхонские ворота». В результате произошло множество драк.
По его словам, сейчас очередь растянулась на трое суток, у людей уже начинают сдавать нервы. Начались проблемы с едой – в кафе скупили всё, заканчивая пачками просроченных чипсов. Кафе печально поблёскивают буквально пустыми полками и прилавками. Закончилась также питьевая вода. Когда Игорь написал об этом в соцсетях, некоторые стали иронизировать – быть у Байкала, да не напиться? Игорь объясняет – единственное место, где можно набрать воды из озера – тут же, на пристани, на съезде к паромной переправе, а эта вода, загрязнённая катерами и прочими маломерными судами. Воду надо обязательно кипятить, а не у всех стоящих в очереди есть газовые горелки.
– Пока стояли, мы урегулировали ситуацию. Нас собралось около двадцати человек, стоявших там с самого утра. Договорились, что на «Дорожник» проезжают только местные, в объезд никого не пускают. Все остальные встают в общую очередь. К вечеру воскресенья появились сотрудники ГИБДД, которые начали всё грамотно разруливать, но это только вечером.
Его машина попала на паром только в десять вечера – это был предпоследний паром по расписанию, но речники пообещали, что рейсы продолжатся до двух часов ночи – на этом пароме и уехали все члены стихийно созданной народной дружины.
– Я не знаю, организовался ли там новый костяк активистов – следить за порядком нужно постоянно. Кроме того, выкладывая сообщение об этой ситуации в соцсетях, я пытался привлечь внимание к ситуации властей – может быть МЧС отреагирует. Там необходимо поставить полевые кухни, так как коммерсанты не справляются с потребностью в продуктах, просто не успевают завозить.
На вечер воскресенья, как подсчитали сами люди, стоящие в очереди – в том числе с помощью квадрокоптера – в ней находилось около семисот машин. Затор растянулся на три километра вдоль дороги. По самым приблизительным подсчётам, если за день паром «Ольхонские ворота» увозил на Большую землю приблизительно 200 машин, пробка затянулась на три дня.
При этом со стороны Саха-Юрты на Ольхон очереди нет.
Однако к полудню понедельника ситуация нормализовалась, по крайней мере, была уже не столь драматичной. Об этом рассказала Анна Суркова, генеральный директор интернет-портала «Твой Иркутск», в начале недели возвращавшаяся с отдыха на Ольхоне.
– Мы подъехали к двенадцати в надежде, что утренняя очередь уже рассосётся – думали, что паромы будут ходить всю ночь. Но, как мне объяснили, в ночное время по технике безопасности этого сделать невозможно. Сейчас всё цивилизованно, никаких драк я не видела, хотя, конечно, ещё не вечер. Здесь много детей, люди спускаются на пляж, где сейчас сидят около двадцати человек. Я вижу, как на приколе стоит «Семён Батагаев», и местные жители рассказывают, что его починят только через неделю.
К полудню понедельника в очереди ещё оставалось около четырёхсот машин, а к двум часам дня добавилось ещё примерно тридцать (это не учитывая в общей сумме тех, кого за два часа успели вывезти – очередь, хоть и медленно, но двигалась). Осложнялось движение тем, что было очень много автобусов, которые имеют приоритет во въезде на паром. По словам Анны, машины с продуктами пропускают с материка регулярно, поэтому все кафе работают, и в магазинах не наблюдается никакого дефицита, ажиотажа и даже повышения цен.
Как прокомментировали в пресс-службе Восточно-Сибирского речного пароходства, 29 июля на грузопассажирском пароме «Семён Батагаев», обслуживающем паромное сообщение «МРС-Ольхон», сотрудниками ПАО «ВСРП» были выявлены сбои в работе электронной системы дистанционного автоматического управления «Корвет – 03.12.22.00» левым двигателем.
Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и автотранспорта, работа парома была приостановлена. В этот же день ПАО «ВСРП» связались с заводом изготовителем ООО «Риатом» для диагностики и устранения сбоев в системе. Работы по выявлению причин и их устранению специалисты завода-изготовителя планируют завершить ко 2 августа.
«Сбои в системе – это гарантийный случай, именно поэтому на устранение проблемы требуются специалисты завода изготовителя (из г. Барнаул), предоставившего систему дистанционного управления «Корвет – 03.12.22.00» дизелями и реверс редукторными агрегатами», – пояснили в пресс-службе.
Техники завода должны приехать в начале недели. По крайней мере, в «ВСРП» надеются, что уже в среду «Семён Батагаев» вновь заступит на вахту. Пока же два оставшихся парома вместо плановых пятнадцати делают по двадцать рейсов в день.