Здравствуй, читатель
Знаменитая художественная коллекция князей Мещерских, в которой находились работы Ван Дейка, Тициана, Мурильо, Тинторетто, Брюллова, после Октябрьской революции была национализирована. Но среди этих полотен не оказалось жемчужины собрания – тондо (картины в круге) Боттичелли. (Впоследствии её стали относить к кисти неизвестного мастера школы Боттичелли.)
30 мая 1918 года вопрос о судьбе картины рассматривался на заседании большевистского Совета Народных Комиссаров под председательством Ленина.
«Ввиду исключительного художественного значения картины Боттичелли (тондо), принадлежащей в настоящее время гражданке Е.П. Мещерской, предполагающей, по имеющимся сведениям, вывезти картину за границу, Совет Народных Комиссаров постановляет: картину эту реквизировать, признать её собственностью РСФСР и передать в один из национальных музеев РСФСР.
Исполнение сего постановления возложить на Комиссариат народного просвещения».
Но, как было отмечено выше, Наркомпрос задачу решить не смог – тондо среди изъятого не было.
И к делу подключилась ВЧК.
Хронология событий, восстановленная тогда 14-летней дочерью княгини Екатерины Прокофьевны княжной Екатериной Александровной:
«1917, конец. – Конфискация имущества: имений, дворцов, московской квартиры. Лишение матери права на труд и получение хлеба.
1918. – Арест матери. Приговор: расстрел. Передача Советской власти картины С. Боттичелли «Мадонна с ребёнком». Отмена приговора. Встреча с Ф.Э. Дзержинским. Освобождение матери».
«Мама написала мне записку: «Китти! Отдай Боттичелли. Мама». Передала её чекистам. Когда мне привезли эту записку, тогда я и отдала картину… Холст хранился зашитым в тяжёлую парчовую занавесь, которая была на толстой подкладке…»
Княжна Мещерская после смерти матери: голодная и полулегальная, на правах приживалки, жизнь во флигеле своего имения, скитания, лишение права работать и иметь паспорт, арест, опять арест… Преподавание вокала, работа ткачихой, дворничихой.
Книга воспоминаний, персональная пенсия от Горбачёва, смерть в 94-летнем возрасте.
Флорентийская «Мадонна» экспонируется в одном из залов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
И, кстати, читайте газеты!