Возвращение «шагаря»
На Жеронском разрезе пополнение: большой шагающий экскаватор ЭШ-11/70 размеренно занимается вскрышными работами. Глядя, как машина высотой с девятиэтажный дом мощно поворачивает стрелу и загребает большим ковшом горную породу, сложно представить, что этот экскаватор 13 лет провёл в консервации. Сотрудники разреза говорят, что возвращение «шагаря» стоило затраченных средств и сил. Всего за один год работы машина сэкономит для компании 51 млн рублей.
На Жеронском угольном разрезе под Усть-Илимском применяется два вида вскрышных работ: бестранспортная (шагающими экскаваторами) и автотранспортная, при которой верхний подуступ снимается экскаватором Liebher-964 с отгрузкой в автомобили МоАЗ-7504 и вывозится в отвал. Автотранспортный способ вскрыши значительно дороже бестранспортного, что напрямую отражается на себестоимости продукции.
– Раньше автотранспортная вскрыша была дороже бестранспортной в 5,5 раза, – рассказывает директор флиала «Разрез Жеронский» Виктор Шмыков. – В 2015-2016 годах мы запускали проекты в формате А3, направленные на снижение себестоимости вскрышных работ. В 2016 году достигли результатов: себестоимость автотранспортной вскрыши снизилась на 5% и стала в 4,7 раза дороже бестранспортной. Казалось бы, результат есть. Но он нас не удовлетворял. При этом мы понимали, что, даже если бы продолжали внедрять проекты, полностью выровнять себестоимость не получилось бы. Поэтому приняли решение кардинально поменять ситуацию – привезти на разрез ещё один шагающий экскаватор.
По словам Виктора Шмыкова, себестоимость кубометра вскрыши с помощью шагающего экскаватора на 17 рублей меньше. А если учесть, что объём вскрыши в 2017 году составляет 3 млн кубометров, то экономия составляет 51 млн рублей. Раньше на разрезе трудились два «шагаря»: ЭШ-10/70 № 489 и ЭШ-6/45 № 217. И вот в команду «великанов» решили добавить ещё одну машину высотой с девятиэтажный дом – ЭШ-11/70 № 32.
«После всех расчётов мы сделали предложение в исполнительную дирекцию компании «Востсибуголь» переместить экскаватор № 32, который находился в консервации в Тулуне, к нам – сюда. По подсчётам, проект полностью окупился бы чуть больше чем за год», – рассказал Шмыков.
У компании уже был опыт транспортировки шагающего экскаватора. Так что сроки перевозки экскаватора из-под Тулуна в Усть-Илимск были поставлены сжатые. Однако на месте выяснилось, что экскаватор находится в плачевном состоянии. Фактически 13 лет машина провела в консервации. По словам директора ООО «Рудоремонтный завод» Юрия Куриленко, демонтаж экскаватора проводился в зимний период с большими трудностями.
«Демонтаж проходил с задержкой, в результате чего перевозчик, с которым была договорённость о транспортировке, увёл транспорт на другой объект. Для разрешения ситуации пришлось вести переговоры на уровне руководителей», – вспоминает Юрий Куриленко.
Экскаватор перевозили частями. Машину не только разобрали, но и разрезали на крупные части. Машинист шагающего экскаватора ЭШ-11/70 № 32 Максим Дармадехин и экипаж участвовали в сборе экскаватора. Он вспоминает, что каждый раз, когда прибывали новые части, сложно было сдержать эмоции: казалось, что объём работ выполнить в поставленные сроки невозможно. Но ремонтники, расстроенные задержкой демонтажа, на сборку направили все свои силы буквально – и физические, и моральные. В итоге машина была готова на 24 дня раньше крайнего срока.
«Когда мы приехали на монтажную площадку, увидели только разобранные части экскаватора, зрелище нас не просто удивило – почти шокировало. Как за два месяца собрать экскаватор? – с улыбкой вспоминает Максим Дармадехин. – Но коллектив работал как часы, мы быстро сработались со специалистами ООО «Рудоремонтный завод». От сотрудничества с ними остались только положительные эмоции. Рудоремонтники подарили нам огромный опыт по монтажу экскаватора ЭШ-11/70 № 32».
Во время сборки машину улучшили: модернизировали электрическую часть, систему управления приводами. Теперь можно обходиться практически без работы наладчиков приводов электрооборудования. Кроме того, провели серьёзный ремонт поворотной базы.
– За 2,5 месяца собрали машину с нуля. Когда мы представили собранный экскаватор, не все нам поверили, что он работает, – смеётся Юрий Куриленко. – Проверяли работу генераторной группы дедовским способом: ставили копеечку на ребро и запускали машину. Копеечка стояла, не шелохнувшись, – это показатель сбалансированной работы генераторной группы экскаватора. Такой результат – заслуга большой команды. Благодарность работникам, которые участвовали в сборке. Спасибо специалистам, которые занимались транспортной логистикой, которые торопили перевозчика, чтобы тот быстрее привёз части экскаватора. Важна работа всех участников: и тех, кто демонтировал, и тех, кто монтировал, и тех, кто грузил и разгружал части экскаватора.
Появление ещё одного шагающего экскаватора на Жеронском разрезе открывает новую веху в истории филиала. Постепенно – к началу следующего года – здесь планируют полностью отказаться от автотранспортной вскрыши. Весь объём вскрышных работ будут выполнять «шагари».