Проблемами Байкала озаботились на федеральном уровне
Генпрокуратура РФ направила федеральному правительству соответствующее письмо, сообщило ТАСС со ссылкой на надзорное ведомство 23 июля. Документ среди прочего содержит упоминания о сокращении запасов рыбы, «особенно байкальского омуля», из-за роста антропогенного воздействия и незаконного промысла, а также предложения по увеличению числа объектов, подпадающих под экологический надзор.
Федеральная структура отмечает, что только в 2015-2016 годах региональные прокуроры Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области совместно с органами Росприроднадзора выявлили и пресекли свыше 3 тыс. нарушений законодательства при осуществлении природопользования в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. «Зачастую не соблюдаются ограничения хозяйственной деятельности в нарушение Федерального закона «Об охране озера Байкал» и постановления правительства РФ о перечне видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», – передаёт ТАСС содержание послания федеральному правительству. На берегах Байкала появляются не только негерметичные выгребные ямы, но и незащищённые склады горюче-смазочных материалов. Закрыть пришлось даже незаконный свинокомплекс, расположенный в 35 метрах от воды. Кроме того, постоянно выявляются случаи самовольной застройки, прежде всего побережья озера. «Незаконному предоставлению земельных участков, отметили в прокуратуре, способствует отсутствие в кадастре недвижимости сведений о границах зон Байкальской природной территории», – упоминается в сообщении федерального информационного агентства.
Отмечаются также катастрофическая ситуация с недостатком очистных сооружений и стихийное возникновение свалок из-за отсутствия полигонов для размещения отходов. «Только в Бурятии после вмешательства прокуратуры приняты меры к ликвидации 50 свалок, возбуждено три уголовных дела о порче земли», – отмечается в сообщении ТАСС.
Прокурорские проверки, связанные с охраной Байкала, выявляют факты использования подземных вод без лицензий на недропользование и запрещённую законодательством добычу металлических руд в центральной экологической зоне Байкала. В письме Генпрокуратуры отмечается, что «вопреки запрету, содержащемуся в постановлении правительства от 2001 года, Роснедра не прекратило действие таких лицензий. На участке Холоднинского месторождения с 2005 года велась добыча руды, и лишь после представления Генпрокуратуры был решён вопрос об аннулировании лицензии».
Негативной экологической ситуации на Байкале, по оценке Генпрокуратуры, способствует также возникновение лесных пожаров, предупреждение и борьба с которыми ведутся на недостаточном уровне.
В дополнение к сказанному в Генпрокуратуре отмечают, что в Иркутской области несколько лет не уточняется перечень объектов, подлежащих экологическому надзору. Причиной послужило то, что в соответствующий приказ Минприроды РФ изменения не вносились с 2013 года. Это «препятствует исполнению контроля водопользователей, осуществляющих в значительных объёмах забор воды и её реализацию населению». Решить проблему федеральное ведомство предлагает, поручив Минприроды РФ «дополнить перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Иркутской области и подлежащих государственному экологическому надзору».