История в квестах
Размышления о повести Юрия Баранова «В поисках тайны Ремеза»
Историко-приключенческая повесть Юрия Баранова «В поисках тайны Ремеза», вышедшая в нынешнем году в Иркутске, адресована детям среднего школьного возраста, хорошо знакомым с компьютерными играми и различными виртуальными или реальными квестами, но по понятным причинам мало знающим историю своего края – или вообще не имеющим о ней представления.
Идея создания книги принадлежит председателю Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» знаменитому современному сибирскому просветителю Аркадию Елфимову. Под его руководством фонд подготовил к печати издание для детей, имея в виду не только конкретную адресную аудиторию, но и определённую педагогическую цель. В послесловии, названном «Герои на все времена», Аркадий Елфимов пишет:
«В спорах «отцов и детей» никогда прежде поколение «детей» не отторгало себя от культуры предков и от всех культурных достижений человечества. Только в наше время антикультура смогла этого добиться. Не выродимся ли мы в манкуртов, не вымрем ли потому, что безнравственному, бездуховному обществу не нужны ни Родина, ни продолжение рода, если предадим забвению наше прошлое? Если не будем каждодневно и неустанно деятельно заботиться о духовном и культурном росте каждого человека?»
В этих словах – не только боль нашего времени, но и чёткий позитивный, созидательный ответ на вызов современности.
Иркутский писатель Юрий Баранов подошёл к общественному запросу на просветительскую литературу для детей основательно, хорошо зная психологию современных маленьких читателей. Он использовал в своём художественном решении исторического сюжета весь набор ходов и приёмов современной приключенческо-развлекательной литературы для детей, но вложил в них более чем серьёзное содержание – историю о Семёне Ремезове, великом русском человеке, географе, художнике, историке.
Эпоха реформ Петра I пробудила этот многогранный талант и дала ему в руки большое государственное дело. Но с сожалением мы должны сказать, что имя Семёна Ульяновича Ремезова по-настоящему, в полной мере было возвращено сибирской и русской культуре только в начале XXI века. Фонд «Возрождение Тобольска» выпустил, а точнее, буквально вернул в общественную жизнь целую серию масштабных трудов гениального русского самородка: «Сибирскую летопись», «Чертёжную книгу Сибири», «Служебную чертёжную книгу Сибири» и, наконец, «Хорографическую книгу Сибири».
Само по себе это уже подвиг, но для нашего «беспамятного» времени, к сожалению, его недостаточно – нужна широкая популяризация, героизация, в конце концов, наиболее достойных, талантливых и деятельных героев нашей истории, ибо молодых привлекают прежде всего герои, подвижники, меняющие мир в лучшую сторону.
Книга Юрия Баранова отвечает на этот запрос. Его герой – юный Кешка Дубровин, «случайно» оказавшись в «живом уголке», зацепившись пытливым умом буквально за слово (один из видов сибирских синичек называется «ремез» – «строитель»), попадает в череду увлекательных приключений, путешествий во времени, интриг вокруг знаменитых сибирских карт Ремезова, представлявших немалый интерес и для самой России, и для других государств, зарящихся на её природные богатства.
Книга построена по принципу современного квеста. Это интересная литературная технология, где каждая глава – одно приключение, испытание качеств юного героя, и каждое приключение добавляет к историческому образу Семёна Ремезова какие-то живые черты, новые факты. «Исторический» герой становится для Кешки живым и реальным, оживают страсти и интриги вокруг ценнейших карт, создаваемых Ремезовым, картинка из локального приключения разворачивается в эпохальное и геополитическое измерения событий.
Эту литературную технологию нельзя назвать абсолютно новой – ведь и квест в его современной форме опирается на традиции приключенческой литературы для детей и юношества. Однако современный квест существенно уплотняет, ускоряет события, в чём-то, может быть, и проигрывая ввиду схематичности, но безусловно выигрывая в плане динамики (совпадения с темпоритмами нашей стремительной жизни) и возможности яркого «точечного», «акупунктурного» включения в богатейшую реальную историческую канву.
Форма квеста максимально удачна для подобных сюжетов – она, конечно, не позволяет развернуть психологически внутренний мир героев, передать их переживания, пути ума и души героев к важным жизненным выводам (это задача, скорее, для читателей постарше), но зато существенно увеличивает скорость и плотность событий, позволяет «спрессовать» время и пренебречь деталями – в общем, жанровый и стилевой выбор писателя оказывается вполне оправданным.
Большую лепту в создание атмосферы приключения вносят иллюстративный ряд, карты и планы – художник Геннадий Метченко разместил их в книге максимально много, они очень удачно выполняют сразу несколько задач: создают атмосферу приключения, путешествия по неизведанным краям, заставляют останавливать чтение и читать далее неспешно, вглядываясь и вдумываясь, воочию воссоздают реальные творения Семёна Ремезова – и, наконец, это просто красиво.
Над каждой картой можно сидеть подолгу, разглядывая её, пытаясь соотнести с сегодняшними реалиями, определить своё местоположение в «исторической» перспективе, а можно и самому юному читателю вдохновиться созданием собственных карт и макетов сибирских крепостей по картинкам-планам книги.
Вы спросите, имеет ли это смысл при современных технических методах картографии? Ответ будет: безусловно, педагогически – да, ибо всё, что делает сам человек, составляет его силу и опыт, а если это происходит в детстве и юности – сделанное своими силами ещё и становится частью фундамента личности. Всё же, что мы передоверяем другим, а тем более технике, в конечном итоге оборачивается нашей слабостью и беспомощностью перед непредсказуемостью и сложностью реальной жизни.
В совокупности текст и его оформление создают увлекательный образ книги, которую можно и читать, и разглядывать, и что-то по ней создавать и моделировать. Книга как стимул к творчеству – именно это сегодня и нужно нашим маленьким читателям.