издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель

Широкой публике граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был известен как выдающийся кавказский генерал, прославившийся в войну 1877-1878 гг. взятием Карса, а затем как энергичный распорядитель по охране России от чумы, когда она появилась после войны в Астраханской губернии. На юге его знали как харьковского генерал-губернатора.

В 1880 г., после террористического акта – взрыва в Зимнем Дворце, Александр II создал Верховную распорядительную комиссию, которая должна была руководить общенациональной борьбой с терроризмом. Во главе неё стал Лорис-Меликов. Чуть позже он был объявлен начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Но работа комиссии не ограничивалась карательными мерами: Лорис-Меликов хотел понять, почему в России, где традиционно отношение широких слоёв к власти и особенно к правителю лояльное и уважительное, стали возможными террористические акты. После назначения летом 1880 г. на пост министра внутренних дел Лорис-Меликов не только продолжил активную борьбу с террористами, но и всячески убеждал императора в необходимости новых кардинальных преобразований.

Революционеров чрезвычайно тревожила и в высшей степени озлобляла сама политика Лорис-Меликова, которая клонилась именно к тому, чтобы изолировать их, и они, естественно, могли опасаться скоро увидеть себя обойдёнными и отрезанными от общества ловкой и рационально направленной политикой «диктатуры сердца». В 1880 г. действительно не было новых террористических актов, кроме покушения на самого Лорис-Меликова, произведённого Млодецким, относительно которого исполнительный комитет «Народной воли» выпустил объявление, что это не его дело, а личный акт Млодецкого: за исключением этого случая других покушений не было. Однако в подпольной прессе чрезвычайно резко порицалась вся политика Лорис-Меликова, делались попытки подорвать к нему всякое доверие, причём его деятельность характеризовалась как политика «лисьего хвоста», направленная на то, чтобы обмануть общество и просто сделать карьеру.

Под руководством Лорис-Меликова стала разрабатываться программа реформ на ближайшие годы. Предполагалось понизить выкупные платежи. Встал вопрос и о представительном собрании. Министр понимал, что без решения этого вопроса он не сможет сблизиться с «благомыслящей частью общества» и изолировать революционеров. Но он был против немедленного создания парламента по западному образцу, считая, что это внесло бы в Россию «полную смуту». В докладе императору он предложил воспользоваться опытом, полученным при разработке крестьянской реформы: созвать комиссию с участием представителей земств и некоторых крупных городов. Это был отдалённый прообраз представительного собрания.

«Всеподданнейший доклад» с изложением этого плана был подан Лорис-Меликовым императору 28 января 1881 года. Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии будущего императора Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император, которого министр настоятельно просил после ареста Желябова и на период раскрытия террористического подполья не выезжать на публику, пренебрёг этой всеподданической просьбой и погиб в результате террористического акта.

В течение двух месяцев новый император определялся с выбором дальнейшего пути развития государства. И выбрал консервативно-охранительный. Лорис-Меликов ушёл в отставку и до конца жизни проживал вне России. Умер в Ницце в 1888 году. Империя умерла ещё через 29 лет.

И, кстати, читайте газеты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры