Статус-кво
Заксобрание Иркутской области отклонило законопроект об изменении порядка выборов иркутского мэра
Такое решение было принято 28 июня на сессии областного парламента. Большинство депутатов проголосовали за отклонение законопроекта, внесённого фракцией КПРФ и представителем «Гражданской платформы» Владимиром Матиенко.
Законопроект «О внесении изменения в статью 3 закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» рассматривался на сессии 28 июня, через две недели после того, как парламентарии отклонили вопрос о возврате прямых выборов в Иркутске, который инициативная группа от КПРФ предлагала вынести на референдум. Проект закона был внесён депутатами от КПРФ Ольгой Носенко, Ильёй Сумароковым, Романом Габовым, Павлом Сумароковым, Сергеем Бренюком, Андреем Левченко и представителем «Гражданской платформы» Владимиром Матиенко.
Напомним, что законом Иркутской области от 30 мая 2014 года «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления…» закреплён общий подход: глава муниципалитета, наделённого статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием на пять лет. Но это правило не распространяется на мэра городского округа, на территории которого располагается административный центр Иркутской области. То есть на мэра города Иркутска. Он избирается Думой из своего состава. Группа депутатов предложила внести изменения в статью 3 закона 2014 года и установить в качестве единственного способа избрания глав муниципалитетов прямые выборы. Парламентарии считают, что из части 1 статьи 3 нужно исключить положения, которые ограничивают прямые выборы в Иркутске, признать утратившим силу пункт, которым установлен особый порядок избрания главы Иркутска. «С принятием законопроекта в Иркутской области будут установлены равные и единообразные подходы к формированию органов местного самоуправления всех муниципалитетов», – сказала депутат от КПРФ, председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко.
27 июня обком КПРФ у Дворца спорта «Труд» провёл митинг за возврат прямых выборов, на котором присутствовали Ольга Носенко, Роман Габов, Сергей Бренюк. Митинг, и это признали и сами коммунисты, не собрал большое количество людей. Сказывались, видимо, рабочий день и летние отпуска. Тем не менее опрос мнения горожан состоялся. В течение 9 дней после обсуждения на сессии вопроса о проведении референдума по возврату прямых выборов в Иркутске волонтёры газеты «Байкальские вести» собирали подписи горожан. Они спрашивали, согласны ли те на проведение референдума о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Правоведы между тем напомнили, что сбор подписей носил нелегитимный характер, поскольку такого рода подписи собираются после того, как инициативная группа зарегистрирована облизбиркомом. Однако, поскольку сессия отклонила вынесенный ею референдумный вопрос, по закону после этого облизбирком обязан отказать группе в регистрации. По мнению специалистов правового управления ЗС, собирая подписи, волонтёры вводили жителей Иркутска в заблуждение, поскольку никакой зарегистрированной инициативной группы нет, нет и темы «согласия – несогласия» граждан на референдум. Однако волонтёрами было собрано 18 779 подписей в поддержку возврата прямых выборов в Иркутске. Ольга Носенко сообщила, что подписи она принесла на сессию, и обещала передать их Заксобранию. Кроме того, она процитировала слова президента Владимира Путина на прямой линии. Путин, отвечая на вопрос: «Кого вы оставите после себя преемником?», заявил, что только россияне могут определять, кто возглавит страну, город и регион. И происходить это должно только на прямых выборах путём тайного голосования. «Я не думаю, что кто-то в зале будет возражать против слов президента», – сказала Носенко. Она напомнила, что Дума Иркутска уже в 2019 году сложит полномочия, полномочия же мэра истекают в 2020 году. «Чтобы мэру избраться вновь по существующему законодательству, ему надо будет сложить полномочия, избираться депутатом, и не факт, что депутаты потом изберут его», – заметила Носенко.
Депутат Геннадий Истомин поинтересовался, есть ли у авторов законопроекта статистика, в скольких регионах сегодня мэры избираются непрямым способом, а в скольких – прямым. Такой статистики у Носенко не было.
– Ситуация мне напомнила историю из фильма Марка Захарова «Формула любви», – сказал депутат ЗС от КПРФ Сергей Бренюк. – Когда на реплику героя Семёна Фарады: «Обещали котом», граф Калиостро говорит: «Недостоин». Во многих городах, то там, то тут, депутаты берут на себя роль вот этого графа Калиостро. И определяют, кто чего достоин, а кто чего недостоин. А роль Фарады отводят народу. В одном случае говорят: достоин выбирать мэра, в другом – недостоин выбирать мэра. Две недели назад мы совершили ошибку, когда не поддержали инициативу о проведении референдума. Теперь мы напрямую, без референдума, законом можем решить вопрос в отношении областного центра. И надеюсь, что в последующем мы закрепим это для всей области.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин напомнил, что одной из форм конституционных прав граждан на участие в управлении государством и развитии демократии является право на участие в выборах глав городов, посёлков региона. «Я полагаю, что нельзя людей лишать такой возможности», – сказал Валерий Лукин.
Однако глава комитета по госстроительству Борис Алексеев сообщил, что депутаты его комитета рекомендовали сессии отклонить законопроект. «В соответствии с частью 3.1 статьи 36 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» в случае принятия регионального закона, изменяющего порядок избрания главы муниципалитета, он применяется после истечения срока полномочий действующего главы, – сообщил Алексеев. – В пояснительной записке же сказано, что действующее законодательство лишает жителей Иркутска активного избирательного права, а также ограничивает право на осуществление местного самоуправления. Такая оценка не имеет под собой правовых оснований. Само по себе адекватное изменение способа избрания главы муниципального образования не может расцениваться как ограничение избирательных прав, поскольку способ избрания главы Иркутска основан на нормах федерального закона, конституционность которого подтверждена Конституционным судом РФ, а именно – постановлением КС от 1 декабря 2015 года. Таким образом, пояснительная записка не указывает на правовые основания ограничения избирательных прав граждан». Борис Алексеев заявил, что нужно обсуждать вопрос с муниципальным сообществом Иркутска, институтами гражданского общества, а также провести оценку работы местного самоуправления в административном центре, после чего вынести вердикт о том, стоит ли возвращать прямые выборы мэра. В результате 26 человек выступили против, девять – «за», двое воздержались, двое не голосовали. Для сравнения – по вопросу референдума две недели назад голоса распределились следующим образом: 15 воздержались, пять не голосовали, шесть человек «за», 9 не было на сессии.