«Если есть возможность оставить селезёнку, надо оставлять»
Большую победу одержал коллектив Ивано-Матрёнинской детской больницы. Врачи были удостоены главной медицинской премии России – «Призвание». Хирург Владимир Подкаменев рассказал нашей газете о новом уникальном методе лечения, который позволяет сохранить детям важный иммунный орган – селезёнку.
– Впервые было дано научное обоснование возможности и безопасности неоперативного лечения тяжёлых повреждений селезёнки у детей. Такие травмы обычно сопровождаются кровотечением в брюшную полость. Раньше, как правило, удаляли селезёнку. А это важный иммунный орган, сохранение селезёнки – профилактика тяжёлых инфекционных заболеваний, в том числе пневмонии, сепсиса. Если есть возможность оставить селезёнку, надо оставлять, – настаивает Владимир Подкаменев, заведущий курсом детской хирургии факультета повышения квалификации ИГМУ. – Ведь качество жизни пациентов без селезёнки значительно ухудшается. И этих детей можно лечить успешно, не прибегая к хирургическому вмешательству. Мы это доказали.
За последние 15 лет около 80 пациентов с травмами селезёнки прошли через хирургов и врачей других специализаций Ивано-Матрёнинской детской больницы. И в 92% случаев селезёнку удалось сохранить. Было доказано, что удалять повреждённую селезёнку нужды нет, анатомия и физиология этого органа сохраняется и восстанавливается. Доказательства основаны на специальных методах диагностики.
– Это лучший по России показатель. Судя по данным, которые публикуются по этой тематике, таких показателей пока ни у кого нет. Ивано-Матрёнинская больница, коллектив анестезиологов, реаниматологов, хирургов, специалистов по ультразвуковой диагностике могут гордиться своими успехам и достижениями. И это критерий высокого качества оказания помощи детям. С позиций науки, фундаментальных научных понятий и обоснований.
– С позиции гуманизма?
– Это вы хорошо подметили. Наш новый метод лечения отвечает международным этическим принципам детской хирургии. Когда мы говорим об этике в педиатрии и детской хирургии, мы должны лечить ребёнка с минимальной болью и травматичностью, используя сложное, дорогостоящее оборудование. При этом получая невероятно высокий клинический результат. Качество жизни ребёнка с сохранённой селезёнкой по сравнению с качеством жизни детей с удалённым органом выше и лучше.
Чаще всего травмы селезёнки получают мальчики, они становятся жертвами спортивных и бытовых травм, ДТП. В год бывает от 5 до 11 таких случаев, в среднем 7-8.
– Ребёнок поступает к нам на «Скорой» с разрывом селезёнки и кровотечением в брюшную полость. Мы госпитализируем его в палату интенсивной терапии и реанимации, ведём наблюдения. Измеряем давление, пульс, проводим анализы крови и ультразвуковое исследование брюшной полости. Если мы видим, что у ребёнка в процессе наблюдения сохраняется нормальное артериальное давление, состояние стабилизируется, мы продолжаем наблюдение и не оперируем. Раньше детей с такими травмами сразу отправляли на операционный стол. Но, как оказалось, кровотечение самостоятельно останавливается, кровь из брюшной полости в последующие дни рассасывается, а селезёнка постепенно заживает. Так что нужно подождать, дать селезёнке самой восстановиться. Мы всех этих детей отслеживаем, в том числе и через 5 лет. У всех ребят восстановились функции селезёнки. В больнице дети проводили 10–14 суток, потом мы их отпускали домой на щадящий режим.
К этому врачи подошли осознанно – проводили научные исследования, глубоко изучали анатомию и физиологию, искали свойства и особенности селезёнки, которые позволили понять, почему кровь останавливается самостоятельно, почему запускаются такие хорошие репаративные процессы. Исследовались и пациенты, умершие от сочетанных политравм. На основании научных фактов и данных было найдено большое количество особенностей и закономерностей.
– Основа нашего метода научная, методом «тыка» действовать было нельзя, эмпирический подход не нужен и не оправдан. Почему мало в нашей стране неоперативного лечения? Не было факторов, научных обоснований. Страх перед кровотечениями заставлял более активно оперировать этих детей. А мы доказали, что массивных кровотечений у детей не бывает. Это умеренная степень кровопотери, не оказывающая серьёзное влияние на состояние здоровья.
Сегодня этот метод стал практиковаться в Усолье-Сибирском, Ангарске, Владивостоке, ряде московских клиник. Иркутские врачи из Ивано-Матрёнинской детской больницы за 15 лет опубликовали более 35 научных трудов, сдали монографию. Один из трудов был выпущен в соавторстве с профессорами Евгением Григорьевым и Константином Апарциным, которых смело можно назвать пионерами в отечественной разработке принципов органосберегающей хирургии.
Церемония награждения проходила в Театре Российской Армии, на неё съехались врачи из самых разных регионов России. Ведущими выступили Елена Малышева и Александр Розенбаум. Иркутяне получили премию из рук актрисы Ингеборги Дапкунайте.
Врачи Иркутской Ивано-Матрёнинской детской больницы уже второй раз становятся обладателями престижной награды. В 2006 году Владимир Подкаменев получил «Призвание» в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека». Ребёнок, попавший под задние колёса автобуса, получил тяжёлую сочетанную травму, в том числе полный разрыв трахеи. В тяжёлом состоянии он поступил в больницу. Мальчиком занималась бригада анестезиологов, реаниматологов, эндоскопистов. Удалось сшить трахею и восстановить её проходимость. Человеческая жизнь была спасена.