Миллионеры на общем режиме
Ангарский городской суд приговорил к реальным срокам наказания создателей финансовой пирамиды
До того, как отправиться в зону, три мошенницы успели нагреть в городе нефтехимиков 264 человека, желавших поправить свои материальные дела с помощью «сказочного» кредита. В карман к потерпевшим никто не залезал – они сами на блюдечке приносили деньги в офис, арендованный в престижном деловом центре.
А некоторые ещё и волновались, вдруг с ними не заключат договор? Его условия выглядели на редкость притягательными: деньги выдавались на несколько лет под 7,5 процента годовых независимо от возраста и доходов заёмщика. Правда, сыр в мышеловке был не совсем бесплатным: три процента от суммы кредита нужно было заплатить за посреднические услуги и ещё одну тысячу рублей – за проверку кредитной истории. Слово «ипотека» в договоре не играло роли, поскольку ни о какой недвижимости речь не шла. Бери деньги, на что хочешь, и гуляй себе. А это значит, что, к примеру, 75-летняя Мария Ивановна с пенсией 12 тысяч рублей тоже впервые решила связаться с миллионным кредитом и понесла свои «гробовые» деньги на вступительный взнос. Да что там говорить, у каждого из этой толпы заёмщиков была своя история, своя драма. Но суть заключалась в том, что в этой обманной схеме вообще не предполагалась выдача каких-либо кредитов. Мошенницы забирали деньги клиентов, а потом оставляли их, что называется, с носом.
Криминальную операцию по «деликатному» отъёму денег у земляков придумала Юлия Неунывалова. Работая в сфере торговли и услуг, она мечтала о больших деньгах и крупных тратах. В этом случае её могла удовлетворить только дерзкая масштабная афера. Именно такой и стала идея заключения фиктивных договоров ипотеки от имени реально существующей фирмы – ООО «Сибфинцентр», к которой Неунывалова не имела никакого отношения. Копии необходимых документов и печать общества с ограниченной ответственностью ей передала за денежное вознаграждение Наталья Тихончук, которая вскоре стала её ближайшей помощницей. Третья фигурантка этого уголовного дела – Евгения Ключевская. Ей в офисе была уготована роль менеджера, который непосредственно общался с клиентами.
На дворе стоял март 2014 года. После рекламы в местной газете и эффекта сарафанного радио народ потянулся к мошенницам за кредитами. Дамы в офисе выглядели солидно, процедура оформления договора была простой. Сначала за одну тысячу рублей для отвода глаз проверяли кредитную историю клиента, а после уплаты первоначального взноса с ним подписывали договор. Но вожделенных денег заёмщикам нужно было ждать 120–150 дней. Понятно, что это условие играло мошенницам на руку. Встревоженным клиентам можно было повесить на уши ещё одну порцию лапши: дескать, у банка, с которым сотрудничает их фирма, внезапно отобрали лицензию и надо подождать. Возможно, аферисты надеялись, что дальше будут вести дела по принципу «финансовой пирамиды», когда взносы новых клиентов идут на покрытие уже выданных обязательств. Но даже при небольшом разумении и элементарном подсчёте концы с концами тут решительно не сходятся.
Это уголовное дело вёл Ангарский городской суд. Процесс был громкий и долгий: давала показания целая армия обманутых заёмщиков, которые требовали возмещения ущерба и наказания виновных. В материалах дела есть любопытные подробности, свидетельствующие о человеческой недальновидности, глупости и жадности. Случалось так, что люди отменяли своё решение взять кредит и требовали возврата внесённой суммы. Одна женщина размахнулась на заём в 10 миллионов рублей. Её первоначальный взнос составил 300 тысяч. Она смогла заплатить только половину средств и решила, что такой договор не потянет. После долгих уговоров ей всё-таки вернули 100 тысяч рублей, но вынудили подписать договор на 45 тысяч (как тут не вспомнить про овцу и клок шерсти). Кто-то хотел подписать один договор, но его разводили на два. Сгубил свою репутацию руководитель одной из сетевых компаний в Братске. Он сам поверил мошенницам, а потом и своих сотрудников убедил в выгоде этого дела.
Обманутые заёмщики рассказывали в суде, как артистично всё было поставлено. Летом 2014 года народ валил в офис за кредитами, как за манной небесной. Каждый уже предвкушал, как распорядится деньгами. Для пущей убедительности мошенницы даже организовали собрание с присутствием генерального директора фирмы. Её роль исполнила Наталья Тихончук. На стене вывешивались списки тех, кто должен был получить кредиты в первую очередь. Хотя ими и не пахло.
Сами подсудимые, как могли, сваливали вину друг на друга. Каждая считала, что её роль в надувательстве граждан была минимальной, как и полученные доходы. Все пытались отрицать своё участие в организованной преступной группе. Но никакой судебной натяжки в данном случае не было. А как иначе можно назвать такое сообщество, когда есть главарь, распределяются роли, используются вымышленные имена, разыгрываются целые сцены из спектакля на тему доверия?
Конец аферы в ноябре 2014 года был предсказуем. После закрытия головного офиса и филиалов обманутые заёмщики стали толпами преследовать мошенниц, караулить их возле домов. Кто-то давил на жалость, кто-то сыпал угрозами. Аферистки в золоте и норковых шубах стремились скрыться от разъярённых людей на своих авто. В яростных взаимных перепалках деньги уже не делали их счастливыми. По Ангарску ходила байка, что у одной из мошенниц пёс нашёл под кроватью пачку купюр в 350 тысяч рублей и погрыз её. Настало время ответить за всё перед судом. С весны до поздней осени 2014 года мошенницы успели похитить в виде первоначальных взносов за фиктивные кредиты около16 миллионов рублей. И надеялись на условные сроки наказания. Ведь до этого судимы не были, у каждой семья, дети. Но приговор Ангарского городского суда не оказался таким мягким, как они рассчитывали. Главная виновница Неунывалова отправилась на шесть лет в колонию общего режима. Её криминальные помощницы Тихончук и Ключевская выйдут на свободу на два года раньше. Но и тогда жизнь вряд ли покажется им мёдом, ведь украденные деньги по многочисленным искам так или иначе придётся возвращать. Конфискация имущества подсудимых лишь в минимальной доле покрыла нанесённый ущерб.
Наручники преступницам надели прямо в зале суда.