издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Котлован шумит

  • Автор: Анатолий КУЗНЕЦОВ, «Восточно-сибирская правда», 11 августа 1957 г.

Стиснутая диабазовыми стенами, шумно и мощно неслась аквамариновая вода. Изредка у берегов всплёскивала рыбёшка, спасаясь от прожорливого окуня. Здесь сегодня над водой повисли хвосты дыма и пыли, распластались дамбы вплоть до самой середины реки. По дамбам идут самосвалы, стучат топоры. Льётся мутным потоком пульпа. Громко переговариваются и шутят шофёры, выйдя на минутку из машины, чтобы попить кваса у киоска, что стоит на самой серёдке Ангары.

Мимо продольной перемычки куда стремительней, чем прежде, несутся стеклянные прозрачные волны, лижут наваленные камни, вымывают песок. Ряжевая стена и две поперечные дамбы буквой «П» охватили половину русла, теперь это место называется «котлован», здесь заложат фундамент станции.

Дамбы далеко не закончены. В них ещё нужно отсыпать 132 тысячи кубометров песка, гравия, песчаника, диабазов, намыть землесосной установкой полмиллиона кубометров грунта. Перемычки должны выдержать даже самый максимальный паводок, бывающий раз в 100 лет. Поэтому ни на минуту не прекращается поток самосвалов по правобережному бичевнику. Сигналя и воя, они, как танки, идут и идут. Путь не лёгкий и не близкий. До карьеров, где работают экскаваторы, 10–15 километров. Ни минуты простоя. Каждая секунда на счету. Суточная отсыпка доходит сейчас до 5-6, а то и 8 тысяч кубометров. Дамба растёт на глазах.

Отлично работают шофёры Дмитрий Алексеевич Дьяконов и его сын Владимир Дьяконов. Их десятитонный «ЯЗ» за смену делает до 12 рейсов, проходит до 300 километров. Сын соревнуется с отцом. Непривычному человеку трудно было бы выдержать и половину такой смены: крутые спуски, взлёты, жаром пышет мотор.

А рядом, вдоль бичевника, под отвесной стеной дрожит под бешеным напором пульпопровод. В трубках мчится вода пополам с песком. Длина этого пульпопровода немалая – 6,5 километра. Он проходит по дамбе, по дороге, через две бурные протоки и три острова. Там, вдали от котлована, среди тайги на острове Зуй стоят грохот и скрежет. Иногда, вырываясь из стыков труб, вода свистит и завывает на всю тайгу, пока песком не засосёт щель. Поваленные лиственницы, обгорелые стволы, горы песка, и среди них мелькают машины. Девять бульдозеров нагребают песок и подают его к земустановке. Это не обычный земснаряд, он не плавучий, а сухопутный. В глубокой выемке, зарывшись в пески, как диковинный зверь, эта машина посылает из трубы в яму мощную струю воды. Пласты песка обрушивают сверху бульдозеры. Вместе с бурлящим потоком образуют грязно-мутное месиво, а тут вторая труба жадно всасывает всё, что выливает первая.

Ещё строят навес над пультом управления, а гидромеханизаторы уже работают на полную мощность. У пульта багермейстер Борис Лядов. Он прибыл сюда с Камгэсстроя, со знаменитого комсомольско-молодёжного земснаряда № 16. С Камы приехали строить Братскую ГЭС и его сменщики Василий Катырев, Аверьян Федосеев, начальник земустановки В.С. Гроза. У всех за плечами солидный стаж гидроработ, но сухопутное предприятие – земснаряд – дело новое. И всё же освоение нового метода идёт успешно. Сейчас гидромеханизаторы борются за 6-7 тысяч кубометров грунта в сутки. Ни на минуту не находится в покое багермейстер Лядов. Нужно регулировать подъём всасывающей трубы, следить за работой всей установки, держать связь с насосной, с перекачкой на острове Гладкий. Часто меняется напряжение. Электрики земустановки нервничают, звонят на подстанцию.

– Мы не можем из-за вас останавливать машину, быстрее налаживайте, грунт идёт на котлован!

Несколько дней назад закончился ещё один этап в героической работе плотников, сооружавших ряжи продольной перемычки. Ряжевая стена уже возвышается на пять метров выше уровня Ангары. Сейчас на неё двинутся самосвалы, чтобы покрыть грунтом и этот ярус. Особенно высоко, на семь метров, поднялись ряжи в головной части перемычки, там, где на неё обрушивается главный удар течения. Это плацдарм бригады плотников Никиты Михайловича Хотулёва, она работала на ряжах с самого начала. В феврале на льду они строили из огромных брусьев деревянные клетки, опускали их в прорубь. Это они торжествовали победу, когда успешно провели невиданный опыт перекрытия реки в зимних условиях и перемычка достигла поверхности.

Это уже история. Об этом можно писать книги, можно сложить песни. А сейчас плотники Хотулёва вдвое-втрое перевыполняют задание, наращивая перемычку. Соревнуясь с двумя другими бригадами на ряжах – Виктора Кошелева и Юрия Кузнецова, они выполнили нормы за последний месяц на 240 процентов, срубили 631 кубометр ряжей. Их соперники вместе срубили 800 кубометров. Бригадир Хотулёв – кадровый гидростроитель, он имеет уже 12-летний бригадирский стаж, руководил плотниками, опалубщиками на стройке гидростанции в Мурманской области, работал на Сунагэсстрое. Два года бессменно руководит он бригадой на Братской ГЭС. Бригада у него небольшая, но очень дружная и опытная. По два года работают с Хотулёвым почти все члены бригады – П. Бакач, М. Горностаев, И. Демидов, И. Перетолчин, В. Конюхов и другие. А с Лихошвой и Яскевичем, Козловским у бригадира Хотулёва давняя дружба. Он приехал с ними с Сунагэсстроя. Они ещё там были в его бригаде. Десятки почётных грамот, полученных на различных стройках, хранятся у бригадира. Ему присвоено звание «Лучший плотник Иркутской области», его фотографии – на доске почёта. Уже год держит бригада алый вымпел передовика социалистического соревнования. Это свидетельство трудовых подвигов. А сколько таких подвигов впереди!

Будущее! Слово, которое наиболее употребительно среди строителей. Ради этого будущего оживают дикие, непроходимые земли вокруг порога Падун, ради этого отец и сын Дьяконовы без устали водят свою машину. Багермейстер Лядов стремится перекрыть плановое задание, а бригада Хотулёва поднимает ряжи на высоту двухэтажного дома – ради этого совершаются трудовые подвиги. Будет город! И вот в провалах, просеках, среди поваленных стволов и хаоса красно-бурых гор земли уже чёткими прямыми обозначились магистрали города, выстроились дома, заложены первые десятки метров асфальта. Асфальт там, где недавно только редкий охотник выслеживал зверя, где были логовища волков. И будет плотина, и будет море в центре Сибири!

И вот отвоёвана половина русла грозной Ангары. Отблески огней у громадного котлована освещают по ночам небо, скала рушится под взрывами. Это советский человек, строитель будущего, утверждает своё право на жизнь и счастье в обновлённом мире.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры