Проверка пульта
В обслуживании Хомутовского участка ООО «Иркутская энергосбытовая компания» сегодня находится 24 тысячи договоров на электроснабжение. Показания каждого электросчётчика абонентов на территории большей части Иркутского района в направлении трёх трактов – Александровского, Качугского и Голоустненского – компании необходимо снимать раз в три месяца. Ответственны за эту работу контролёры – именно они иногда стучатся в дверь с просьбой проверить показания приборов учёта, наличие договора или для уведомления о скопившейся задолженности. На один из таких обходов абонентов попал «СЭ». В итоге мы не только проследили за непростой работой сбытовиков «в полях», но и узнали, на что стоит обратить внимание владельцам собственных домов, чтобы счета на электричество не преподносили неприятные сюрпризы.
Новый офис ООО «Иркутскэнергосбыт» открылся в Хомутово ровно год назад, чтобы потребители одного из самых быстро растущих районов могли оперативно решать проблемы с подключением и последующей оплатой услуг компании. Снятие показаний счётчиков, которые с недавнего времени по требованию законодательства нужно проводить раз в три месяца, ведутся усилиями специалистов-контролёров, которых в штате Хомутовского участка насчитывается семь человек. Пять дней в неделю они отправляются в соответствующие рейды.
Ежедневно в списке бригады из двух человек значится 50–70 адресов, где нужно проверить состояние счётчиков. «Но в действительности за день сотрудники смогут провести эту работу лишь в отношении в лучшем случае третей части полученного перечня, – говорит заместитель начальника Восточного отделения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Евгений Поливан. – Сложность в том, что жители подведомственных территорий в основном работают в Иркутске – застать их в течение рабочего дня порой невозможно, хотя обходы наших специалистов начинаются с восьми утра. Именно поэтому зимой контролёры работают со вторника до субботы – это позволяет застать некоторых владельцев дома».
В день, когда «СЭ» попал на обход вместе с контролёрами Хомутовского участка, на встречу с абонентами отправились три бригады сотрудников. «Мы отправляем их всегда парами, – объясняют в офисе. – Делается это в первую очередь для обеспечения безопасности: бывают случаи, когда люди не только с недоверием открывают двери, но и начинают вести себя агрессивно». Нетривиальные истории о том, как могут закончиться такие встречи, есть практически у каждого специалиста: разборки с пьяными автовладельцами, угрозы оружием и даже взятие в заложники. Из средств защиты в случае неадекватной реакции – шокеры, газовые баллончики. К счастью, случаи, когда их приходилось использовать, можно пересчитать по пальцам.
На обход «СЭ» отправился с мужской бригадой контролёров. Сергей Прокофьев работает в этой должности четыре года, его напарник Евгений Афанасьев – два. «По нашим меркам это очень опытные сотрудники, – говорит их начальник Евгений Поливан. – За последний год коллектив Хомутовского участка сменился практически на 95% процентов – была высокая текучка кадров: люди работали месяц-два и увольнялись, не выдержав нагрузки». С учётом постоянного роста нагрузки и увеличения интервала проверок абонентов за год семи контролёрам приходится обойти почти сотню тысяч адресов. И если в близкие к Хомутово населённые пункты можно добраться в течение дня, то в самые дальние подведомственные территории, вроде Большого Голоустного, приходится организовывать рейды. «Рабочий день – восемь часов, – поясняют «СЭ», – поездка только в одну сторону займёт не менее 2,5 часа. Остаётся три часа на обходы – это практически ничто».
Пломбовый гарант
При обходе потребителей контролёры должны не только проверить состояние приборов учёта, но и уведомить о задолженности при её наличии, а также ответить на возникшие вопросы потребителей. Кроме того, при наличии запросов специалисты проводят пломбирование приборов учёта – без пломбы «Иркутскэнергосбыта» показания счётчиков недействительны. Стоит обратить внимание, что эту услугу компания предоставляет бесплатно.
Именно пломбировка счётчика в частном доме оказалась первым пунктом в расписании бригады «СЭ». Владельцы двухэтажной деревянной постройки ни дня там не прожили, но отметили отсутствие пломбы сбытовой компании. «Я знаю случай, когда люди жили без неё несколько лет и при этом исправно платили по счетам. В какой-то момент они решили расставаться со своей недвижимостью и пришли в офис сбытовой компании, чтобы получить справку об отсутствии долга, – рассказывает владелица дома. – Только там они выяснили, что прибор на балансе не числится, и им пришлось платить за годы потребления электричества по нормативу». Такие ситуации, подтверждают в ООО «Иркутская энергосбытовая компания», не редкость. Виной всему элементарная невнимательность.
В ходе работ выяснилось, что, хотя повесить пломбу на счётчик кажется делом пяти минут, процесс может значительно растянуться. «Час как минимум, – замечает Евгений Афанасьев – Специалистам необходимо замерить работу прибора учёта, полностью его осмотреть, сверить документы. Появление нового собственника, как понимаете, не облегчает работу. Ещё многое зависит от расположения ввода: если он где-то под чердаком, до него ещё надо добраться. Поэтому мы всегда советуем людям, чтобы избежать проблем и расходов за погашение долгов прежних владельцев, при покупке жилья приехать в «Иркутскэнергсбыт» и вызвать контролёра, который осмотрит счётчик на наличие пломб, уточнит информацию по задолженности и выдаст соответствующий акт».
Из-за отсутствия пломбы на счётчике владельцам упомянутого дома придётся платить за «чужие» 8000 Вт. Нести дополнительные расходы владельцам подключения придётся также в случае, если к их сетям присоединилось третье лицо:
– Был совершенно уникальный случай в Дзержинске, – рассказывают контролёры. – В отделение прибежал мужчина, говорит, что его дистанционный счётчик с пультом выдаёт показание в разы больше, чем внутридомовой – разница в 2000 Вт. Мы начали разбираться – вдруг правда поломка? Приехали, начали смотреть. В итоге обнаружили, что от его подключения провод к соседу тянется. Начали к соседу стучаться, а он плечами пожимает, говорит: «Электрик так сделал». Сейчас люди судятся, выясняют, сколько у кого «намотало».
Служба поддержки
Хомутово, по словам энергетиков, – уникальное место: если в большинстве сельских территорий обычно фиксируется снижение численности потребителей, то здесь их число, напротив, активно растёт. «Эта часть улицы новая, – говорят собеседники «СЭ», указывая на дорожный гравий в одном из районов села. – А там, где асфальт, – старая. Года три назад здесь вообще болото было». Появление новых адресов не облегчает работу: порой, чтобы найти нужный дом, приходится проводить опросы местного населения. Но и это не всегда спасает. «Это ещё не самый тяжёлый случай, – говорит Евгений Афанасьев. – В некоторых пунктах всё намного сложнее. Например, в посёлке Столбово есть улица Столбово, которая потом стала Пушкина, затем ещё как-то «переназвалась». В такой ситуации «Иркутскэнергосбыт» должен быть уведомлён об изменениях, как и другие организации, в течение 30 дней. Но чаще всего о произошедших переменах контролёр узнаёт уже на месте, по факту».
При этом ежедневно контролёры должны снять показания не менее чем по 30 адресам. Независимо от погоды, времени года или занятости местных. «Ребята, ну что ж вы так не вовремя», – со стонами чертыхается один из потребителей, услышав просьбу контролёров о проверке показаний счётчика.
Точно определить, сколько займёт посещение каждого адреса, невозможно – сложности могут появиться там, где их и не ждёшь. Классическая история, которая есть в практике каждого контролёра, – «бабушка и пульт», когда вместо пульта от дистанционного счётчика им выносят пульты от телевизоров и плееров.
Сейчас из 24 тыс. приборов в ведении Хомутовского участка около 15 тыс. – дистанционные счётчики типа РиМ. «Остальные – старые приборы и те, что не включены в автоматизированные системы учёта показаний», – отмечает Евгений Поливан. У каждого такого прибора свой срок эксплуатации – от 8 до 16 лет. После его истечения, согласно законодательству, собственник обязан провести замену оборудования за свой счёт. «Только объяснить это порой непросто», – говорят контролёры.
Впрочем, некоторым потребителям удалось сэкономить на установке приборов учёта, стоимость которых может доходить до 17 тыс. рублей.
– Нам в прошлом году «Сети» ставили (ОАО «ИЭСК». – Авт.), – рассказывает житель одного из домов, куда постучались контролёры. – Они предложили сделать это бесплатно, а мы не стали отказываться – чтобы потом не мучиться. Теперь у семьи из четырёх человек на опоре около дома висит автоматический счётчик, показания с которого снимаются с помощью дистанционного пульта. «Установка приборов учёта у этих людей прошла в рамках программы сетевой компании, направленной на снижение сверхнормативных потерь, – поясняет Евгений Поливан. – В крупных населённых пунктах компания сама устанавливала их, чтобы проследить потребление».
Район, где проходил обход при участии корреспондентов «СЭ», сейчас периодически остаётся без света и электричества: ОАО «ИЭСК» тянет по соседству дополнительную линию для новых абонентов растущего села. «Я понимаю, что это необходимость, – начинает жалобу одна из местных жительниц, пока контролёры снимают показания её счётчика. – Причём всё происходит, как по закону подлости, когда на улице холод и снег. Как немного теплеет – так включают». «Мы, конечно, объясняем, что другой возможности у сетевиков работать нет – им ветер и снег тоже срывают все планы, – отмечает Сергей Прокофьев. – Жалуются люди постоянно. Причём, если одни хотя бы по объективным причинам, другие просто ищут собеседников. Вот мы и оказываемся вдруг службой психологической поддержки».
Нервы и собаки
Практически ни один хомутовский двор, куда заходят контролёры, не обходится без собак. Ещё на подходе к калиткам они начинают лай. Правда, на некоторых из их владельцев это никак не влияет – они просто не хотят выходить на встречу с представителями компании. «Тут нам вряд ли кто-то откроет, – отмечают собеседники, глядя в окна одного из домов, откуда высовывается маленькая породистая собачка. – Хозяин накопил долги и теперь не идёт на контакт».
– Сегодня при возникновении дебиторской задолженности мы адресно можем направить наших специалистов, – комментирует Евгений Поливан. – Довольно часто должниками оказываются люди, у которых нет проблем с доходами. Они могут не платить за услуги больше года, зато бабушки с маленькой пенсией строго раз в месяц приносят 100 рублей – такое отношение».
В случае, когда долг перед сбытовиками достигает нескольких тысяч рублей, а иногда переваливает и за десяток, компания может пойти на крайние меры. «Мы собираем наряд с участием наших служб безопасности для работы с «проблемными абонентами», – говорят собеседники. – Это помогает обезопасить наших сотрудников от лишнего недовольства и агрессии». В злости люди могут угрожать расправой, посылать проклятия, обещать натравить собак. «С последними мы и так постоянно сталкиваемся, только вчера собака прикусила за костюм, – рассказывает контролёр Евгений Афанасьев. – Хозяин не успел её вовремя отогнать». Чтобы хоть как-то обезопасить сотрудников, контролёрам в «Иркутскэнергосбыте» раздали ультразвуковые установки для распугивания животных. Кроме того, за их перемещениями постоянно следит трекер. «С одной стороны, этот прибор позволяет оценить эффективность работы контролёров, – отмечает Поливан. – С другой – мы по карте видим их расположение и в случае экстренного сигнала всегда сможем оперативно прийти на выручку».
– Вы зачем пришли? А зачем снимаете? – открыв глухую калитку, сыплет вопросами мужчина по одному из адресов. – Жены дома нет, я не собственник, показания вам тоже давать не буду.
В итоге «отказнику» выдали бумагу о задолженности и справочные листовки сбытовой компании. «Требовать у него пульт, конечно, никто не может, – говорят контролёры. – Но мы должны посмотреть, правильно ли работает прибор учёта, соответствуют ли показания. Так как здесь отказались предоставить эти данные, мы выставим счет, исходя из потребления по нормативам».
– У нас уже есть такая практика, – говорят в хомутовском офисе «Иркутскэнергосбыта». – Когда тебе выставляют счёт не за 300–500 Вт, а по нормативу – в 10 раз больше, как того требует законодательство в случае непредоставления показаний прибора учёта, это мотивирует идти на контакт с компанией и её представителями.
Стоит обратить внимание, что пени за услуги ООО «Иркутская энергосбытовая компания» начисляются автоматически, поэтому важно не пропускать время подачи показаний и платежа.
Чтобы увеличить эффективность работы контролёров, показания с автоматических приборов учёта снимают «с колёс». «Мы отправляем машину, оборудованную ридером для дистанционного считывания показаний с автоматических счётчиков, – поясняет Евгений Поливан. – Таким образом, мы выполняем объём работы, которые наши контролёры смогут проделать лишь в течение одной рабочей недели». Кроме того, сейчас «Иркутскэнергсбыт» работает над проектом выполнения подобной работы с помощью квадрокоптера. «Это позволит сократить затраты на топливо», – объясняют в компании.