Из-за парты на производство
Энергетики готовят себе смену со школьной скамьи
В компании En+ и её дочерних предприятиях уже много лет активно пропагандируется развитие производственной системы (РПС). «Сибирский энергетик» на примере ПАО «Иркутскэнерго» рассказывает, как компания готовит себе будущих специалистов нового формата с «бережливым» мышлением и навыками РПС уже со школьной скамьи.
В 2011 году пять образовательных учреждений Иркутской области вошли в программу «Школа нового поколения», которая в Сибири реализуется компанией En+ и фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». По всей Сибири в программу было вовлечено 21 учебное заведение – в тех регионах, где присутствуют предприятия группы. Сейчас в Иркутской области таких школ 11.
В рамках программы ребята на практике с помощью малых образовательных квестов знакомятся с технологиями бережливого мышления. На таких практических занятиях ребята посещают предприятия компаний «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь», смотрят, как внедряется производственная система в промышленный процесс. После увлекательных экскурсий, которые школьники уже успели полюбить, они возвращаются в свои школы и в форме игры рассказывают об увиденном другим ученикам, тем самым закрепляя полученные знания.
В 2015 году в рамках проекта «Школа бережливого мышления» прошла первая малая образовательная экспедиция «Черемхово-2015», одна из первостепенных задач которой заключалась в том, чтобы познакомить участников с работой топливно-энергетического комплекса на примере угольного разреза и ТЭЦ. Юные энергетики посетили Черемховский угольный разрез и ТЭЦ-12, увидели, как работает энергосистема, как добывается уголь и как его превращают в тепло. Энергетики рассказали детям о внедрении производственной системы и о многом другом. Проверить действенность системы ребята смогли во время пионергинга. Сначала участникам предложили построить конструкцию из хаотично разбросанных брусков и верёвок, а после показали, насколько можно сэкономить время и силы, если все материалы разложены по порядку, размеру, подписаны и промаркированы по системе 5S.
По итогам экспедиций ребята сами снимают видеоролик, в котором показывают, как они могут применять новые знания: как систематизируют своё рабочее место по системе 5S. «Это то поколение, на детей которого мы смотрим с позитивом и перспективой на то, что они станут когда-то сотрудниками наших компаний и, собственно, будут представлять Сибирь в каких-то успешных проектах и бизнесах»,– отметила Екатерина Яковлева, специалист по устойчивому развитию En+ Group и координатор программы.
В Иркутске 19 мая состоялся очередной квест по теплоэнергетике. Школьники и студенты пяти учебных заведений Иркутска, Байкальска, Тулуна и Дивногорска приняли участие в малой образовательной экспедиции, которая проводилась на базе ИрНИТУ. Ребятам пришлось проявить весь потенциал. В одном из заданий необходимо было при помощи строительного валика, крышки от кастрюли, динамо-машины и верёвки заставить загореться лампочку. Проявить смекалку нужно было и во время выполнения задания, в котором требовалось при помощи обычных листов бумаги перелить воду из одной ёмкости в другую.
Пройдя все этапы, школьники и студенты энергоколледжа побывали на Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго». Они узнали, как устроена ТЭЦ и что происходит на разных этапах технологической цепочки. Применить на практике полученные знания ребята смогли во время игры «Строительство ТЭЦ», которая прошла в школе № 80. А самое главное – для того, чтобы усвоить информацию, им совсем не пришлось сидеть за партами. По итогам экспедиции команда Иркутского энергоколледжа заняла первое место.
Победа Иркутского энергоколледжа далеко не случайна, именно в этом учебном заведении ведётся активная подготовка специалистов нового поколения, здесь не понаслышке знают о бережливом производстве и производственной системе.
«В 2008 году нашему колледжу предложили войти в проект «Рабочие нового поколения», организатором которого выступила группа компаний Еn+, – рассказала заместитель директора по производственной работе Наталья Козловская. – Они как раз обучили наших мастеров и часть преподавателей основам бережливого производства».
Так колледж ввёл в учебный план новую дисциплину «Основы бережливого производства» для студентов 4 курса, чтобы перед самым выходом на производство они понимали, что это такое, и хорошо воспринимали все изменения, которые происходят в «Иркутскэнерго» – основном работодателе для будущих специалистов. Более того, по словам Натальи Козловской, такой дисциплины сейчас нет ни в одном другом учебном заведении области.
Кроме того, по предложению ПАО «Иркутскэнерго» в учебную программу энергоколледжа введён ещё один курс – «Производственная система». Лекции и практические занятия по нему проводят специалисты энергокомпании. В этом году студенты побывали на полигоне в Усть-Орде, где рассматривали производственные процессы. Ребята участвовали в игре – энергетики ставили им задачу, а юные специалисты, применяя принципы и инструменты бережливого производства, вооружившись хронометрами, выявляли и классифицировали потери, находили первопричины и пути решения проблем, а потом анализировали результаты и делали выводы.
«Для того, чтобы у ребят была более быстрая адаптация на рабочих местах, когда они приходят трудоустраиваться, мы переоборудовали слесарно-механическую мастерскую – привели в порядок по системе 5S рабочее место слесаря, и ребята уже на втором курсе на практике видят эффект от применения инструментов бережливого производства в слесарно-механической мастерской» – говорит Наталья Козловская.
ПАО «Иркутскэнерго» совместно с руководством энергоколледжа были организованы практические занятия непосредственно в мастерских на территории колледжа, доставлены все необходимые материалы и оборудование для организации процессов, с которыми студенты будут сталкиваться в работе в будущем.
Активное внедрение курса по подготовке молодых специалистов в направлении производственной системы в «Иркутскэнерго» началось несколько лет назад. «Когда мы поняли, что, если начать подготавливать специалистов со школьной скамьи, им будет проще адаптироваться на производстве, начали, соответственно, с Иркутского энергетического колледжа», – рассказывает менеджер отдела повышения эффективности производства ПАО «Иркутскэнерго» Антон Мехряков. По его словам, студентам преподают курс «Основы бережливого производства», но он далёк от производственной системы в том виде, в котором она представлена в компании в настоящее время. «Это не совсем соответствует реалиям «Иркутскэнерго», ведь мы постоянно развиваемся и идём вперед, соответственно, меняется методология, совершенствуются подходы и инструменты производственной системы. Чтобы они понимали, с чем столкнутся на своих рабочих местах, а также для формирования культуры непрерывных улучшений с первых дней, была введена дисциплина «Производственная система». Для студентов очень важно, чтобы их максимально приблизили к нашему производству»,– отметил Мехряков.
Во время производственной практики студенты посетили АО «Байкалэнерго», ОАО «ИЭСК» а также Иркутскую ГЭС. В «Байкалэнерго» студентам показывали, где непосредственно в производстве внедряется производственная система. Сотрудники ОАО «ИЭСК» не только проводили экскурсии, но и на практике демонстрировали студентам правила хронометража исходного состояния процессов, методы выявления потерь, совместно придумывали, какие можно внести изменения в эти процессы. В конечном итоге студенты убедились, что в любом процессе есть потери, но их можно исключить, сократить трудозатраты и, соответственно, повысить эффективность.
По словам Мехрякова, производственная система применима в «Иркутскэнерго» абсолютно к любым процессам – как в производственной, так и в непроизводственной сферах: HR, финансовое управление, PR, казначейство, юриспруденция, IT и т.д. «Выпускники колледжа распределяются по филиалам, идут в основном электромонтёрами и слесарями, они будут работать руками, и для нас очень важно, чтобы их ежедневная работа не была рутинной, чтобы они видели в своей работе перспективы улучшений и были готовы к любым изменениям, – отметил Антон Мехряков. – Производственная система – это прежде всего философия, которая вдохновляет людей на ежедневное переосмысление своей деятельности, поэтому внедрение этой культуры, этой философии нужно начинать со школьной скамьи».