издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из-за парты на производство

Энергетики готовят себе смену со школьной скамьи

В компании En+ и её дочерних предприятиях уже много лет активно пропагандируется развитие производственной системы (РПС). «Сибирский энергетик» на примере ПАО «Иркутскэнерго» рассказывает, как компания готовит себе будущих специалистов нового формата с «бережливым» мышлением и навыками РПС уже со школьной скамьи.

 

В 2011 году пять образовательных учреждений Иркутской области вошли в программу «Школа нового поколения», которая в Сибири реализуется компанией En+ и фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». По всей Сибири в программу было вовлечено 21 учебное заведение – в тех регионах, где присутствуют предприятия группы. Сейчас в Иркутской области таких школ 11.

В рамках программы ребята на практике с помощью малых образовательных квестов знакомятся с технологиями бережливого мышления. На таких практических занятиях ребята посещают предприятия компаний «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь», смотрят, как внедряется производственная система в промышленный процесс. После увлекательных экскурсий, которые школьники уже успели полюбить, они возвращаются в свои школы и в форме игры рассказывают об увиденном другим ученикам, тем самым закрепляя полученные знания.

В 2015 году в рамках проекта «Школа бережливого мышления» прошла первая малая образовательная экспедиция «Черемхово-2015», одна из первостепенных задач которой заключалась в том, чтобы познакомить участников с работой топливно-энергетического комплекса на примере угольного разреза и ТЭЦ. Юные энергетики посетили Черемховский угольный разрез и ТЭЦ-12, увидели, как работает энергосистема, как добывается уголь и как его превращают в тепло. Энергетики рассказали детям о внедрении производственной системы и о многом другом. Проверить действенность системы ребята смогли во время пионергинга. Сначала участникам предложили построить конструкцию из хаотично разбросанных брусков и верёвок, а после показали, насколько можно сэкономить время и силы, если все материалы разложены по порядку, размеру, подписаны и промаркированы по системе 5S.

По итогам экспедиций ребята сами снимают видеоролик, в котором показывают, как они могут применять новые знания: как систематизируют своё рабочее место по системе 5S. «Это то поколение, на детей которого мы смотрим с позитивом и перспективой на то, что они станут когда-то сотрудниками наших компаний и, собственно, будут представлять Сибирь в каких-то успешных проектах и бизнесах»,– отметила Екатерина Яковлева, специалист по устойчивому развитию En+ Group и координатор программы.

В Иркутске 19 мая состоялся очередной квест по теплоэнергетике. Школьники и студенты пяти учебных заведений Иркутска, Байкальска, Тулуна и Дивногорска приняли участие в малой образовательной экспедиции, которая проводилась на базе ИрНИТУ. Ребятам пришлось проявить весь потенциал. В одном из заданий необходимо было при помощи строительного валика, крышки от кастрюли, динамо-машины и верёвки заставить загореться лампочку. Проявить смекалку нужно было и во время выполнения задания, в котором требовалось при помощи обычных листов бумаги перелить воду из одной ёмкости в другую.

Пройдя все этапы, школьники и студенты энергоколледжа побывали на Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго». Они узнали, как устроена ТЭЦ и что происходит на разных этапах технологической цепочки. Применить на практике полученные знания ребята смогли во время игры «Строительство ТЭЦ», которая прошла в школе № 80. А самое главное – для того, чтобы усвоить информацию, им совсем не пришлось сидеть за партами. По итогам экспедиции команда Иркутского энергоколледжа заняла первое место.

Победа Иркутского энергоколледжа далеко не случайна, именно в этом учебном заведении ведётся активная подготовка специалистов нового поколения, здесь не понаслышке знают о бережливом производстве и производственной системе.

«В 2008 году нашему колледжу предложили войти в проект «Рабочие нового поколения», организатором которого выступила группа компаний Еn+, – рассказала заместитель директора по производственной работе Наталья Козловская. – Они как раз обучили наших мастеров и часть преподавателей основам бережливого производства».

Так колледж ввёл в учебный план новую дисциплину «Основы бережливого производства» для студентов 4 курса, чтобы перед самым выходом на производство они понимали, что это такое, и хорошо воспринимали все изменения, которые происходят в «Иркутскэнерго» – основном работодателе для будущих специалистов. Более того, по словам Натальи Козловской, такой дисциплины сейчас нет ни в одном другом учебном заведении области.

Кроме того, по предложению ПАО «Иркутскэнерго» в учебную программу энергоколледжа введён ещё один курс – «Производственная система». Лекции и практические занятия по нему проводят специалисты энергокомпании. В этом году студенты побывали на полигоне в Усть-Орде, где рассматривали производственные процессы. Ребята участвовали в игре – энергетики ставили им задачу, а юные специалисты, применяя принципы и инструменты бережливого производства, вооружившись хронометрами, выявляли и классифицировали потери, находили первопричины и пути решения проблем, а потом анализировали результаты и делали выводы.

«Для того, чтобы у ребят была более быстрая адаптация на рабочих местах, когда они приходят трудоустраиваться, мы переоборудовали слесарно-механическую мастерскую – привели в порядок по системе 5S рабочее место слесаря, и ребята уже на втором курсе на практике видят эффект от применения инструментов бережливого производства в слесарно-механической мастерской» – говорит Наталья Козловская.

ПАО «Иркутскэнерго» совместно с руководством энергоколледжа были организованы практические занятия непосредственно в мастерских на территории колледжа, доставлены все необходимые материалы и оборудование для организации процессов, с которыми студенты будут сталкиваться в работе в будущем.

Активное внедрение курса по подготовке молодых специалистов в направлении производственной системы в «Иркутскэнерго» началось несколько лет назад. «Когда мы поняли, что, если начать подготавливать специалистов со школьной скамьи, им будет проще адаптироваться на производстве, начали, соответственно, с Иркутского энергетического колледжа», – рассказывает менеджер отдела повышения эффективности производства ПАО «Иркутскэнерго» Антон Мехряков. По его словам, студентам преподают курс «Основы бережливого производства», но он далёк от производственной системы в том виде, в котором она представлена в компании в настоящее время. «Это не совсем соответствует реалиям «Иркутскэнерго», ведь мы постоянно развиваемся и идём вперед, соответственно, меняется методология, совершенствуются подходы и инструменты производственной системы. Чтобы они понимали, с чем столкнутся на своих рабочих местах, а также для формирования культуры непрерывных улучшений с первых дней, была введена дисциплина «Производственная система». Для студентов очень важно, чтобы их максимально приблизили к нашему производству»,– отметил Мехряков.

Во время производственной практики студенты посетили АО «Байкалэнерго», ОАО «ИЭСК» а также Иркутскую ГЭС. В «Байкалэнерго» студентам показывали, где непосредственно в производстве внедряется производственная система. Сотрудники ОАО «ИЭСК» не только проводили экскурсии, но и на практике демонстрировали студентам правила хронометража исходного состояния процессов, методы выявления потерь, совместно придумывали, какие можно внести изменения в эти процессы. В конечном итоге студенты убедились, что в любом процессе есть потери, но их можно исключить, сократить трудозатраты и, соответственно, повысить эффективность.

По словам Мехрякова, производственная система применима в «Иркутскэнерго» абсолютно к любым процессам – как в производственной, так и в непроизводственной сферах: HR, финансовое управление, PR, казначейство, юриспруденция, IT и т.д. «Выпускники колледжа распределяются по филиалам, идут в основном электромонтёрами и слесарями, они будут работать руками, и для нас очень важно, чтобы их ежедневная работа не была рутинной, чтобы они видели в своей работе перспективы улучшений и были готовы к любым изменениям, – отметил Антон Мехряков. – Производственная система – это прежде всего философия, которая вдохновляет людей на ежедневное переосмысление своей деятельности, поэтому внедрение этой культуры, этой философии нужно начинать со школьной скамьи».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры