издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель

С Иркутском связанные судьбы.

Урождённая графиня Александра Григорьевна Чернышёва, в замужестве Муравьёва, была дочерью действительного тайного советника графа Григория Ивановича Чернышёва и Елизаветы Петровны Квашниной-Самариной. 22 февраля 1823 года она стала женой Никиты Михайловича Муравьёва, столбового дворянина, сына и внука сенаторов Российской Империи. Когда мужа-декабриста арестовали, ждала третьего ребёнка. Разрешение следовать за мужем получила 26 октября 1826 года.

Иван Иванович Пущин писал:

«Во время оно я встречал Александру Григорьевну в свете, потом видел её за Байкалом. Тут она явилась мне существом, разрешающим великолепно новую, трудную задачу. В делах любви и дружбы она не знала невозможного: всё было ей легко, а видеть её была истинная отрада.

Вслед за мужем она поехала в Сибирь (в 16 суток прискакала из Москвы в Иркутск). Душа крепкая, любящая поддерживала её слабые силы. В ней было какое-то поэтически возвышенное настроение, хотя в сношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это составляло главную её прелесть. Непринуждённая весёлость с доброй улыбкой на лице не покидала её в самые тяжёлые минуты первых годов нашего исключительного существования. Она всегда умела успокоить и утешить – придавала бодрость другим. Для мужа была неусыпным ангелом-хранителем и даже нянькою.

С подругами изгнания с первой встречи стала на самую короткую ногу, и тотчас разменялись они прозвищами. Нарышкину назвали Lischen, Трубецкую – Каташей, Фонвизину – Визинькой, а её звали Мурашкою. Эти мелочи, в сущности, ничего не значат, но определяют близость и некоторым образом обрисовывают взаимные непринуждённые сношения между ними, где была полная доверенность друг к другу.

Помню тот день, когда Александра Григорьевна через решётку отдала мне стихи Пушкина. Эти стихи она привезла с собой. Теперь они напечатаны. Воспоминание поэта – товарища Лицея, точно озарило заточение, как он сам говорил, и мне отрадно было быть обязанным Александре Григорьевне за эту утешительную минуту. Недолго однако мы наслаждались присутствием Александры Григорьевны между нами. Во цвете лет она нас покинула…»

И, кстати, читайте газеты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры