издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Криминальный талант

Областной суд отправил квартирного афериста и убийцу в зону на 20 лет

Преступник носил дорогие костюмы, ездил на «Мерседесах», тусовался в модных ресторанах и саунах. Его близким другом был сотрудник милиции, а сожительницей – следователь прокуратуры. Но не только благодаря этим обстоятельствам он вызывал доверие окружающих. Анатолию Беляеву, обладателю криминального таланта, не откажешь в личном обаянии – он умел найти подход даже к неглупому человеку, чтобы потом ободрать его как липку и исчезнуть из поля зрения, переключившись на следующий объект. Мошеннику годами сходили с рук его аферы – до тех пор, пока он не совершил убийство, чтобы присвоить чужую квартиру.

Жертвой «чёрного риелтора» стал его давний знакомый Максим – сосед по площадке, однокашник младшего брата. Весной 2010 года Анатолий Беляев случайно узнал, что сосед-наркоман, неоднократно судимый за кражи, после смерти родителей стал хозяином двухкомнатной квартиры в посёлке Молодёжный. После чего невзрачный, плохо одетый паренёк, работавший на мойке, стал вдруг закадычным приятелем благополучного Беляева, фактически владевшего автоломбардом, оформленным на мать. Новый друг приглашал наркомана в рестораны и на рыбалку, возил на дорогих тачках, вытаскивал из полицейского участка.

Склонить наркозависимого, всегда нуждающегося в дозе, продать свою квартиру оказалось делом несложным. Достаточно было пообещать ему бескорыстную помощь. Парень оформил на имя благодетеля нотариальную доверенность, позволявшую приватизировать и продать «двушку». Мало того, он открыл в Сбербанке счёт на своё имя и выдал Беляеву доверенность с передачей всех полномочий владельца. Это случилось 27 мая 2010 года, а уже на следующий день хозяин квартиры исчез. Его труп с верёвкой на шее нашли на излучине реки Лены в Качугском районе спустя месяц. К этому времени приватизация объекта недвижимости была близка к завершению. Милиция нагрянула в квартиру в тот момент, когда её осматривали потенциальные покупатели.

На предварительном следствии Беляев признался, что придушил своего приятеля в тот же вечер, когда они приехали на берег Лены. До рыбной ловли дело не дошло. Поставив палатку, рыбаки стали распивать спиртные напитки, потом случилась ссора с дракой. Оба упали на землю, Максим оказался сверху, и Беляев, нащупав на земле верёвку, пытался якобы с её помощью успокоить собутыльника. Ему это удалось. И лишь утром он обнаружил, что переусердствовал. Тогда, испугавшись уголовного преследования, привязал к телу камень и сбросил его в реку. Надеялся, что труп не всплывёт, поскольку в том месте была глубокая яма. Всем знакомым Беляев рассказал, что Максим после рыбалки уехал в Уфу к своей девушке.

Эту историю суд признал в целом правдивой, не поверив только в отсутствие умысла на убийство из корыстных побуждений. Позднее Беляев от своих слов отказался, заявив, что оговорил себя из-за применения к нему недозволенных методов следствия. Однако видео-психологическая экспертиза записи допроса показала, что признательные показания были даны добровольно. Не было попыток вспомнить заученный текст, а из жестов и мимики подследственного видно, что он действительно вспоминает реальные события, но пытается преподнести их в более выигрышном для себя свете.

«Виновность Беляева вытекает из материалов уголовного дела и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств», – утверждает государственный обвинитель Татьяна Желбанова.

Друг оказался вдруг

Важными свидетелями обвинения Беляева в убийстве стали его лучший друг и сожительница. В каком-то смысле их можно считать и пострадавшими. Инспектору ГИБДД и следователю прокуратуры пришлось распрощаться со службой – уголовная история, в которую они оказались втянутыми, оставила пятна на их мундирах. Но в своих неприятностях бывшие правоохранители должны винить лишь собственную неразборчивость в связях. Тимур Р., к примеру, три года приятельствовал с Беляевым – они вместе отдыхали, распивали спиртное, посещали бары и сауны. При этом сотрудник милиции прекрасно отдавал себе отчёт, что дружок возит по увеселительным заведениям наркомана, чтобы кинуть его с квартирой. Мало того, он сам был не прочь приобрести эту двушку задёшево – за один миллион вместо двух, на которые она тянула по рыночным расценкам. Но, узнав, что жилплощадь не приватизирована, отказался. А ещё сотрудник правоохранительных органов в суде признался, что Беляев говорил ему как-то по пьянке, что убил на рыбалке Максима, доверившего ему продажу квартиры. И от знакомого он слышал о том, что незадолго до этого его друг пытался нанять киллера, но сделка сорвалась. Этот факт подтвердил в суде и сам кандидат в наёмные убийцы, отказавшийся в своё время от «выгодного заказа» на отстрел владельца недвижимости.

Любопытно, что на ту самую рыбалку, где планировалось разделаться с хозяином квадратных метров, Беляев приглашал и своего приятеля-милиционера. Но Тимура Р., на его счастье, не отпустил начальник. Как раз накануне сотрудник ГИБДД потерял служебное удостоверение и очень переживал по этому поводу. Он был шокирован, узнав, что после задержания Беляева исчезнувшая ксива обнаружилась при обыске в дачном домике, где его друг проживал вместе со следователем прокуратуры. Вполне возможно, Беляев замышлял в дальнейшем подставить Тимура Р., свалив на него вину в преступлении, которое планировал совершить на рыбалке.

Засветилась в этой уголовной истории и следователь прокуратуры, в жилище которой коллегам пришлось производить обыск после задержания Беляева. В суде она твердила, что «Толя не может быть убийцей», характеризовала его как «очень коммуникабельного, располагающего к себе человека, которому всё просто и легко давалось: и документы какие-то сделать, и машину на учёт поставить». Женщину почему-то не смущало, что фактически ей приходилось содержать сожителя. Не настораживала её и тесная связь Анатолия с наркоманом, которого она назвала «неразвитым, необразованным, неблагополучным, с неприятной внешностью». В дом следователя был запросто вхож неоднократно судимый тип, разукрашенный татуировками с головы до пят (на стопах у Максима были надписи «Мойте мне ноги» и «Красивые девки», на предплечьях нарисованы череп, крест, женское лицо и дракон, а пальцы рук украшали наколки перстня, свастики и числа 13). Не вызывали протеста прокурорского работника и просьбы сожителя использовать служебное положение, чтобы вызволить из спецприёмника наркомана или вернуть изъятые Рыбнадзором сети.

В сетях ловеласа

Как выяснилось, в сетях ловеласа запуталась не одна жертва. В объятия мошенника женщины летели как мотыльки на свет. На ухаживания кавалер отводил обычно месяц, после чего просил в долг большую сумму на короткий срок. Нетрудно догадаться, что с чужими деньгами он исчезал и отключал телефон. В уголовном деле, рассмотренном областным судом, потерпевшими значатся три близкие подруги Анатолия Беляева. Все, кстати, образованные и вполне состоятельные дамы, что не помешало им купиться на внешний лоск ухажёра, презентовавшего себя в качестве успешного бизнесмена.

Одна из подруг имела собственное предприятие по продаже стройматериалов.

Она настолько доверяла любовнику, что, когда тот попросил в долг 300 тысяч рублей якобы на приобретение дерева ценной породы для развития собственного столярного производства, тут же заняла необходимую сумму у знакомого под проценты. По этому случаю парочка выпила вечером бутылку коньяка, а утром женщина обнаружила пропажу и любовника, и денег. Причём ухажёр прихватил не только предназначавшийся ему заём, но и вытряс всё содержимое кошелька подруги до копеечки. Пришлось ей идти в милицию и писать заявление о краже. Только тогда потерпевшая хватилась, что не спросила у любовника даже фамилию, хотя уже познакомила его со своими родителями. Подозреваемого в краже установить не удалось, долг женщина постепенно выплатила сама. А через пару лет сотрудник уголовного розыска, занимавшийся в своё время делом о пропаже денег, приехал к ней на работу с Беляевым, которого, по его словам, встретил случайно. Тот пообещал возместить ущерб, и к расследованию уголовного дела уже никто возвращаться не стал. Но на банковский счёт потерпевшей Беляев перевёл только 100 тысяч рублей. Позднее выяснилось, что никакого столярного цеха он никогда не имел, это был просто развод на деньги.

Несколько иначе выглядела схема хищения средств у другой подруги Беляева. Она работала в банке, имела высшее образование и вроде бы понимала, что финансовые операции, даже построенные на доверии, необходимо оформлять должным образом. Тем не менее безо всякой расписки передала 600 тысяч рублей в руки Беляеву, с которым, как она выразилась, «эпизодически встречалась и имела близкие отношения». В суде пояснила свой поступок тем, что безоговорочно доверяла этому человеку. «Он хорошо одевался, говорил, что занимается бизнесом, имеет земельные участки, квартиры, дома, автомобили». Деньги бизнесмену якобы понадобились, чтобы срочно выкупить сруб и установить на участке. Поскольку нужной Беляеву суммы у женщины не было, часть средств она заняла. А её дружок сфотографировал пачку переданных ему купюр и выслал знакомому это фото, похваставшись удачной аферой. Как потом стало известно, никакого участка, на котором можно было бы установить сруб, Беляев сроду не имел.

Чтобы выудить деньги у студентки юридического колледжа, живущей на полном содержании родителей, неутомимый на выдумки Беляев сочинил другую историю. Ему якобы срочно понадобились средства, чтобы нанять адвоката другу, задержанному милицией за наркотики. Вернуть обещал через неделю. Девушка приняла эту версию за чистую монету и сняла со сберкнижки все свои сбережения – 20 тысяч рублей. В течение трёх недель будущий юрист безуспешно пыталась разыскать исчезнувшего с горизонта кавалера, постигая на собственном печальном опыте суть деяния, предусмотренного статьёй 159 Уголовного кодекса РФ. К теме любви и женитьбы аферист вернулся, когда его заключили под стражу. Из СИЗО-1 он в СМС уговаривал девушку изменить показания в его пользу, уверял, что после освобождения они сыграют свадьбу.

Теперь уже ясно, что эти брачные аферы 2006–2010 годов не остались для Беляева безнаказанными только потому, что он стал обвиняемым в умышленном убийстве. После его задержания в сентябре 2010 года за совершение особо опасного преступления следователи подняли из архивов и дали ход заявлениям, годами лежавшим без движения. Женщин, которых раньше уверяли, что их отношения с обидчиком носят гражданско-правовой характер, пригласили к следователю и допросили как потерпевших. А ведь если бы Беляев не уверовал в собственную безнаказанность, потерпевших, возможно, было бы меньше.

Сколько верёвочке ни виться

Областной суд признал Анатолия Беляева виновным в умышленном убийстве из корыстных побуждений, покушении на мошенничество с квартирой в особо крупном размере, двух мошенничествах с причинением крупного и значительного ущерба, а также краже денег в крупном размере. Окончательное наказание аферисту и убийце составило 20 лет исправительной колонии строгого режима. Сейчас ему 40. В судебных заседаниях он до последнего отрицал свою вину.

«Процесс был сложным, но никаких сомнений в виновности подсудимого не осталось», – говорит прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Татьяна Желбанова. –Судом были проверены все версии стороны защиты, и они не нашли подтверждения. Алиби Беляева на дни убийства оказалось ложным, как и явка с повинной его сокамерника, взявшего труп на себя. В результате суд согласился с мнением государственного обвинителя, признав исследованные в процессе доказательства убедительными и достаточными для вынесения обвинительного вердикта.

Приговор не вступил в законную силу, дело будет рассматриваться в суде апелляционной инстанции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры