Здравствуй, читатель
Жанетта Полина Гёбль (Pauline Gueble, в замужестве Прасковья Егоровна Анненкова) смогла стать женой декабриста Ивана Александровича Анненкова только потому, что он, любимый и любящий, был лишён всех прав состояния и отправлен на каторгу.
До этого брак внука генерал-губернатора Иркутского и Колыванского Якоби и французской модистки был невозможен.
После осуждения (что любопытно, на Сенатской площади Анненков был в составе своего полка напротив восставших, но по результатам следствия был признан активным, то есть слишком свободным в застольных разговорах, заговорщиком) уже из крепости Иван Анненков передаёт Полине Гёбль записку: «Где ты? Что с тобой? Боже мой, нет даже иголки, чтобы положить конец страданиям». Он думал, что Полина его бросила, и хотел покончить жизнь самоубийством. А Полина была беременна, находилась в Москве, потом примчалась в Петербург, заплатила лодочнику, добралась до крепости, передала Ивану медальон с запиской: «Я поеду с тобой в Сибирь».
И вот мать внебрачной дочери поручика-кавалергарда Анненкова пишет на французском, вне всякого этикета, письмо императору и молит о разрешении последовать за каторжником.
Император не только соизволяет, но и передаёт ей 3000 (!!!) рублей.
Она оставляет дочь Сашеньку не знакомой до этого с внучкой матери Анненкова и уезжает к нему в Сибирь на тридцать лет. Ей было 25, а ему 23 года.
Прасковья Егоровна рожала восемнадцать раз, из них благополучно только семь. По тем временам Анненковы оказались долгожителями, окончив свой жизненный путь в Нижнем Новгороде в 76 и 75 лет.
В фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», часть съёмок которого проходила в Иркутске, наших героев играли польская актриса Эва Шикульска и великолепный Игорь Костолевский. Режиссёр не мог не ощутить параллели с историей своей семьи. Он – сын репрессированного польского политэмигранта, сгинувшего в Соловках. Отца арестовали, когда Владимиру было три года. Мать с маленьким сыном помчалась в Медвежьегорск – пересылочный пункт для заключённых. Надеялась встретиться там с мужем. События стали прообразом несостоявшегося свидания Полины Гёбль с Иваном Александровичем Анненковым, поручиком лейб-гвардии Кавалергардского полка, перед его отправкой на каторгу. Отец Мотыля вскоре погиб на каторге. А его маму отправили в ссылку на Северный Урал.
И, кстати, читайте газеты!