«Потерянные» поликлиники и «отложенные» школы
В городах и посёлках Иркутской области «большая стройка» соцобъектов может так и не начаться
Готовить сани к зиме летом, увы, не получается в Иркутской области. Строительство и ремонт важных социальных объектов в городах и посёлках начнутся, видимо, не раньше июля. Ведь областные ведомства – министерства образования, культуры, строительства, ответственные за эти объекты, оказались не слишком расторопными. Субсидии до территорий доходят с опозданием, подрядчики зачастую не выбраны. А подрядчиков этих ждут в муниципалитетах, где «прохудились» школы и детсады, разрушаются поликлиники. Какими бы ни были причины такого «простоя» со стороны чиновников, жертвами опять окажутся простые люди – те, которым будет негде учиться, лечиться. Ведь времени на стройку остаётся в обрез. Особенно в условиях короткого сибирского лета.
Муниципалитеты Иркутской области застыли в ожидании. Главный предмет их чаяния – бюджетные средства из региональной казны, которые обещаны были им в 2017 году на ремонты и строительство социальных объектов. Между тем ожидание это затягивается, и вместе с ним нарастают опасения, что освоить обещанные правительством Иркутской области миллионы, увы, не удастся до конца года.
Среди объектов, которые оказались в зоне риска, – школы, детские садики, дома культуры, объекты здравоохранения и даже полигоны для твёрдых бытовых отходов. Контрольно-счётная палата Иркутской области называет лишь некоторые из них – детсад в Тайшете, новые школы в Баклашах Шелеховского района, Бирюсинске Тайшетского района, Тутуре Жигаловского района, посёлке Покосное Братского района, строительство Дома спорта в Усть-Ордынском, плавательного бассейна в Усть-Куте, хоккейного корта в Боханском районе, более десятка многофункциональных спортивных площадок, обещанных для сёл и посёлков Иркутской области – Покосное Братского района, Макарово Киренского района, Мойган Заларинского района, Раздольное Усольского р-на, Холмогой Заларинского района. Строительство домов культуры в Железнодорожном Усольского района, Заларях, Забитуе Аларского района, сооружение полигона для ТБО в Михайловке Черемховского р-на, мусоросортировочной станции с элементами переработки отходов в Ольхонском районе. По всем этим объектам просто-напросто отсутствуют нормативно-правовые акты правительства Иркутской области о распределении и предоставлении областных субсидий, отмечается в официальном заключении аудиторов КСП, размещённом на сайте Заксобрания.
Тревогу бьют и пытаются привлечь внимание областных чиновников к ситуации с социальными объектами и сами представители территорий. Так, депутат Владимир Новожилов напомнил о «потерянном» объекте здравоохранения:
– На поликлинику № 1 Иркутска предусматривалось 18,7 миллиона рублей. Необходимо было выбрать подрядчика на разработку проектно-сметной документации. Но вопрос об этом объекте почему-то вообще нигде не звучит!
Коллега Новожилова депутат Нина Чекотова напомнила чиновникам о другом объекте здравоохранения, где также получают помощь жители Иркутска
– По поликлинике № 9 Иркутска торги должны были разыграться в мае, но в итоге их отложили на июнь. А при этом речь идёт о немалой сумме: максимальная заявка – 491 миллион рублей!
– Торги по ремонту Качугской школы № 1 предполагается объявить не раньше 1 июля, – замечают представители Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.
– У нас сложились серьёзные опасения относительно выполнения капремонта объектов образования, – замечает вдогонку депутат Заксобрания Наталья Дикусарова. – Их надо выполнить за время летних каникул, пока дети отдыхают.
– Конкурсные процедуры по поликлинике в Мегете не проведены, подрядчик не определён. А решение о финансировании этого объекта принято ещё в 2016 году. УКС не принялся за небольшую достройку этой поликлиники, – напомнил спикер ЗС Сергей Брилка.
Система буксует
Определить, где же буксует система и почему в Приангарье не началась обещанная передовая стройка (ведь областные чиновники постоянно говорят о «беспрецедентной» сумме на соцобъекты), пытаются парламентарии устно и письменно в общении с региональным правительством. Оно, кстати, и обязано предоставить «беспрецедентные» деньги на ремонты, капремонты и строительство важных объектов.
– Все субсидии, которые предусмотрены в областном бюджете по госпрограммам в пользу муниципалитетов, должны в определённый период времени быть распределены. И это время уже истекло, – замечает Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета Заксобрания.
– А до конца года – семь месяцев, – подсчитывает тем временем и спикер Сергей Брилка. – В муниципалитетах не проведены конкурсы, не определены подрядчики. Если речь идёт о таких крупных объектах, как, например, ремонт Усольского роддома или Иркутского областного перинатального центра, как будут успевать ремонтировать такие объекты муниципалитеты? Как будут осваиваться выделенные деньги – сотни миллионов рублей?! Тем более если деньги будут получены в августе? Это закончится печально. По большому счёту, даже года мало для строительства подобных объектов.
В Ассоциации муниципальных образований Иркутской области подтверждают слова депутатов – заключение соглашений между регионом и муниципалитетами действительно затягивается. Так, всего планируется подписать в Иркутской области между правительством и органами местного самоуправления 1150 соглашений на выделение субсидий. На сегодняшний день заключено только 471. Примечательно, что из оставшихся 670 с лишним соглашений 459 – соглашения, финансирование по которым пойдёт на небезызвестный проект «Народные инициативы». Он включает в себя те самые объекты, которые построить или отремонтировать просят сами местные жители.
Предельный срок распределения областных субсидий местным бюджетам – 24 апреля 2017 года. Только пять министерств Иркутской области справились с задачей и по своим объектам распределили деньги в срок. Среди «двоечников» – тех ведомств, у которых наибольший остаток нераспределённых средств, – министерство строительства и дорожного хозяйства (не распределило 663 млн руб.), министерство жилполитики (придержало 340 млн), минприроды (33 млн), минспорта (25 млн) и так далее. Всё это – деньги на капстроительство, ремонт, реконструкцию.
Объявление торгов в Иркутской области тоже дело не быстрое. Советник председателя Ассоциации муниципальных образований Пётр Темников рассказывает, что в рамках областной госпрограммы «Развитие образования» на строительство и капремонт школ объявлено наконец-то 16 торгов, не размещено – ещё 22. По модернизации объектов ЖКХ размещены только одни торги, ждут своей очереди ещё 20. Для организации летнего отдыха детей также размещены только одни торги. Для выполнения работ по строительству дорог только два муниципалитета разместили торги.
Аналогичная ситуация и по госпрограмме «Молодым семьям доступное жильё»: доступным будет оно, видимо, только в двух территориях, где удалось разыграть торги, ещё в семи, несмотря на ожидания семей, торги не объявлены. План областного правительства по развитию физкультуры в Приангарье (в рамках одноимённой региональной программы. – Авт.) со счётом три–девять (размещённые и неразмещённые торги) тоже пока не в пользу чиновников.
– А вот на развитии культуры в Иркутской области хотелось бы остановиться более подробно. У нас имеются замечания по доведению лимитов бюджетных средств от областного ведомства муниципалитетам. Территории пишут в Ассоциацию, что уведомления от минкульта доводятся поздно и в неустановленной форме. Размещены пока только три контракта. Вывод напрашивается один: если бы наш минфин работал так же, как некоторые другие отраслевые министерства, у нас бы 50% малообеспеченных поселений давно обанкротились, – не удержался от едкого замечания в адрес минкульта Пётр Темников.
Управленческий кризис на подходе
При таком развитии событий мэры и главы территорий уже предвкушают, каким горячим окажется для них предстоящее лето.
– Что можно успеть за два месяца? Будем скакать галопом по Европам, чтобы освоить деньги, а качество ремонта окажется в ущербе… Такое ощущение, как будто областное казначейство живёт не с нами, в другом регионе или в другой стране, – комментирует мэр Нукутского района Сергей Гомбоев.
И других вариантов, кроме как «скакать галопом», у мэров нет. Ведь в противном случае поблажек не будет – нормы бюджетного законодательства диктуют своё: неосвоенные деньги, которые слишком поздно пришли в муниципалитеты (пусть даже не по вине самих муниципалитетов), на осенней сессии парламента придётся снимать и перемещать на другие нужды (которых, как известно, у региона немало). А школы, детсады и спортплощадки подождут других, лучших времён.
– Но это – крайние, исключительные случаи! Такого не должно быть! – уже наперёд возражает председатель бюджетного комитета Заксобрания Наталья Дикусарова, а вместе с ней и остальные депутаты, за которыми стоят муниципалитеты.
Такой посыл направлен в адрес областных министерств и ведомств, вызванных на откровенный разговор на прошлой неделе на сессии Заксобрания. Чиновники же разводят руками – виноваты не мы, а… система. «Произошёл сбой работы единой информационной системы. И по всей стране более 50% заказчиков не могли разместить свои планы закупок, поэтому сдвинулись сроки», – комментируют в правительстве региона.
Между тем виноватыми в конечном итоге останутся муниципальные власти, а ущемлёнными в своих интересах – местные жители. Ведь первым придётся включаться в софинансирование объектов, предусмотренных в госпрограммах (по законодательству сначала именно муниципалитеты направляют транш на объект, а потом уже свою долю вносит регион). Вторым, если правительство области до конца сезона не позволит провести ремонты и стройки, придётся ходить в ветшающие школы, проваливаться под сгнившие полы в своих поликлиниках, водить детей в полуразрушенные детские садики. При условии, что такие объекты вообще имеются в территориях.
– К концу мая, если ситуация не исправится, я намерен заявить об управленческом кризисе в регионе, в который пытаются втянуть ещё и мэров, чтобы сделать их крайними, – объявил Сергей Брилка.
Когда мэров лихорадит
Придерживает регион сейчас и другой вид финансовой помощи для муниципалитетов – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. И здесь уже муниципалитеты не просто застыли в ожидании. Их начинает лихорадить. Ведь при нехватке собственных средств в местных бюджетах покрывают они основные статьи своих расходов – зарплату бюджетникам, коммунальные нужды (в том числе подготовку к отопительному сезону) – именно за счёт этих межбюджетных трансфертов.
– На начало этого года несбалансированность бюджета у нас составляла более 200 миллионов рублей. Сейчас ситуация примерно та же. Ежемесячно нам не хватает денег, постоянно возникает кассовый разрыв. Сейчас в ущерб других статей расходов приходится закрывать зарплату. Однако, думаю, долго это не продлится: без изменения ситуации уже с 1 августа в Зиме не будет денег на зарплату бюджетникам. Обращения в областное правительство о нехватке средств пишем каждый месяц, – комментирует мэр Зимы Андрей Коновалов.
И он не одинок в своей безысходности. Многие территории также признаются, что платить по своим обязательствам они смогут только до июня. А потом – неизвестность. Которая пугает ещё и тем, что зима близится (а значит, отопительный сезон).
Председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семёнов для наглядности поделился цифрами. Наиболее тяжёлое финансовое положение сегодня в поселениях, районах. Так, с мая по октябрь текущего года зарплата не включена в бюджеты поселений в Братском, Заларинском, Нижнеудинском, Осинском, Нижнеилимском, Тайшетском, Тулунском районах. В муниципальных районах за этот период не хватает средств на зарплату в следующих территориях: Нижнеудинский район – 21,6 млн рублей, Усть-Удинский – 20 млн, Черемховский – 32,1 млн, Чунский – 28 млн, Баяндаевский – 24,5 млн, Мамско-Чуйский – 35 млн, Нижнеилимский – 20 млн, Братский – 31 млн, Ольхонский – 20 млн, Слюдянский – 28,5 млн, Иркутский – 74,1 млн. В городских округах недостаточно средств для зарплаты в таких территориях, как Зима – 48,6 млн рублей, Черемхово – 55,8 млн, Свирск – 19,2 млн. В городе Братске не хватает на зарплату 115,9 млн.
Кроме того, из-за дефицита средств в местных бюджетах грозит подскочить просроченная кредиторка, особенно за коммунальные услуги. Так, без финансовой помощи со стороны областного правительства долг за коммуналку в Аларском районе составит 10,3 млн рублей, в Баяндаевском – 21 млн, в Усть-Илимском – 10 млн, в Осинском – 12 млн, в Нижнеилимском – 17,2 млн, в Тайшетском – 31,6 млн, в Эхирит-Булагатском – 15,6 млн, в Чунском – 16,2 млн.
Дадут деньги или нет? И если дадут, то когда и сколько? Только и остаётся сейчас гадать территориям с низкой бюджетной обеспеченностью.
– Обещал – ещё не значит, что женится, – шутит один из мэров относительно ожиданий финансовой помощи от региональных властей.
Другой, тоже предусмотрительно пожелавший остаться неназванным, уже не шутит:
– Это такой подход: смотреть, чтобы территории совсем не померли с голоду. Минфин никак не может просчитать, сколько территориям надо денег. И поэтому не выделяет – не дай бог ещё лишнее переплатит. А когда мы поднимаем вопрос о необходимости установить для нас нормативы расходования средств на обязательства, чтобы по ним вычислять сумму финансовой помощи, то наш главный распорядитель финансов отказывается от этого. Ведь невыгодно – тогда-то им точно придётся выплачивать средства муниципалитетам. А сегодня можно просто говорить: «Мы же не знаем, сколько вам надо, вы нам докажите, что столько-то…»
И действительно, заместитель министра финансов Иркутской области Марина Загария, объясняя, почему территории сидят без денег, говорит: «Мы не можем сразу распределить весь ресурс, так как не видим всю картину, не знаем, сколько вам реально потребуется денег».
Письма из территорий – крик души – в массовом порядке посыпались и в Ассоциацию муниципальных образований и в Законодательное Собрание Иркутской области. Здесь мэров услышали: спикер парламента направил уже своё письмо на имя губернатора региона с требованием вынести вопрос о межбюджетных трансфертах на рассмотрение на сессию в июне. Возможно, в документ удастся внести поправки, которые частично снимут напряжение в территориях.