Обещанного уже не ждут
Сергей Левченко за полтора года успел забыть о своей предвыборной программе
Всякая новая власть обязательно отмечает 100 дней с момента своего прихода. Очень удобная дата, ни к чему, в сущности, не обязывающая: можно ограничиться перечислением тяжкого груза проблем, оставшихся от предшественников, сообщить о том, что волевым усилием новой команды удалось избежать катастрофы. А на конкретные вопросы отвечать: «Вы хотите, чтобы мы за три месяца решили все проблемы, накопленные десятилетиями?»
Мы решили отойти от шаблонов и посмотреть, как прошла команда губернатора Сергея Левченко треть пути. Это честнее и позволяет заглянуть в будущее, которое уже запрограммировано, ведь путь уже намечен, ускорение получено. Осталось только двигаться по спроектированной траектории.
Единственным официальным документом, посвящённым экономическому развитию Иркутской области под руководством Сергея Левченко, остаётся его предвыборная программа. Стратегию социально-экономического развития он пока так и не доработал, так что её проверка на прочность – в далёком будущем.
Программа Сергея Левченко включала 17 пунктов. Первый – «Остановить ценовой и тарифный беспредел!». Были обозначены конкретные мероприятия: контроль за ценообразованием, оказание помощи предприятиям для удешевления выпускаемых ими товаров народного потребления, снижение тарифов на коммунальные услуги, административная ответственность «за превышение цен сверх допустимых на продукцию и услуги для населения».
Первое своё обещание Сергей Левченко нарушил сразу же, как только был избран. Он отпустил тарифы на водоснабжение, водоотведение, электрическую и тепловую энергию и др. Мотивация была простая: вновь избранный губернатор посчитал, что заморозка цен, на которую пошёл его предшественник Сергей Ерощенко, плохо сказывается на предприятиях и может привести к ухудшению их экономического положения. Об «экономическом положении» простых людей Сергей Левченко почему-то не задумался.
За первый же год правления Сергея Левченко тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в Иркутской области на 9,1%.
Что касается прочих цен, эта тема даже не обсуждалась. Они беспрепятственно растут, разгоняя инфляцию в отдельно взятом регионе. Темпы, с которыми дорожают продукты и услуги в Иркутской области, одни из самых высоких в Сибирском федеральном округе.
Левченко во время послания Законодательному Собранию признался: «К сожалению, пока не удалось сдержать инфляцию до желаемого предела. Здесь мы пока отработали не так эффективно и по субъективным, и по объективным причинам по сравнению с другими регионами».
Но самое циничное, что было сделано в этой ситуации, – это поручение губернатора его чиновникам: «Разработать отдельный антиинфляционный план, в течение двух-трёх лет нам необходимо выйти на приемлемые показатели инфляции в Сибири». По-простому это означает, что Сергей Левченко берётся довести инфляцию в Иркутской области до показателей других сибирских регионов к концу своего срока. Это значит – никогда.
Ещё один довольно интересный пункт программы Левченко – «Коррупции во власти и бизнесе, чиновному произволу – нет!». Он пообещал, что не будет никаких распилов, откатов, финансовых нарушений и произвола со стороны чиновников и предпринимателей. Как уверял будущий губернатор, гласность и открытость власти – метод борьбы с коррупцией. Чудеса с этим пунктом программы тоже не заставили себя долго ждать. Уже в 2015 году губернатор Левченко начал творить что-то странное с Международным аэропортом Иркутск: Федеральная антимонопольная служба была вынуждена дважды направлять предупреждения о недопустимости передачи акций аэропорта без конкурса в управление «Новапорту».
Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров на одной из своих пресс-конференций заявил, что не знает, как обстоят дела с аэропортом и что будет происходить дальше, так как губернатор сам курирует этот вопрос. Сейчас КСП Иркутской области заявляет о том, что из-за невыполнения условий соглашения с Правительством РФ о передаче 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» эти акции могут быть отозваны опять в федеральную собственность.
Не лучше дела обстоят и в других ключевых отраслях. Например, в лесной. В прошлом году прошёл, пожалуй, самый скандальный аукцион на право вырубки 1 млн куб. м древесины в год на срок 49 лет. Таких грандиозных лотов лесная отрасль России ещё не знала. При этом результаты конкурса неоднократно отменялись, вся процедура проходила с судами и скандалами, отстранением «лишних» участников. В итоге лес был продан по 70 рублей за кубометр, в три раза дешевле цены отменённого аукциона.
Сейчас рукотворные чудеса наблюдаются в приватизации имущества, принадлежащего региону. Губернатор уже заявил, что при Корпорации развития Иркутской области будет создан специальный Центр недвижимости, который и продаст областные здания, подлежащие приватизации.
В экономическом блоке программы Левченко также значилось «Содействие расширению и развитию малого предпринимательства». Как итог – в Иркутской области за год стало на 3 тысячи малых предприятий меньше. По официальным данным Росстата, в 2015 году работало 90,5 тысячи субъектов предпринимательства, в 2016 – 87,3 тыс. А ведь одно малое предприятие – это в среднем 3–5 рабочих мест…
Довольно оптимистично звучали обещания Левченко помочь промышленности Иркутской области. Итог: практически сразу же, с февраля прошлого года, возникли проблемы у «Саянскхимпласта» и Ангарского завода полимеров. Без каких-либо возражений со стороны губернатора (или мы чего-то не услышали, а возражения были? – Авт.) закрывается мясокомбинат «Иркутский», сокращается производство на АЭХК.
Нерешёнными остаются вопросы по Байкальску: федеральный центр выделил миллиарды рулей на строительство нового теплоисточника, ликвидацию шлам-лигниновых накопителей, создание инфраструктуры для особой экономической зоны «Ворота Байкала», но ничего не сделано. И неизвестно, когда будет сделано. Председатель правительства Александр Битаров и губернатор Сергей Левченко между собой дискутируют уже полтора года: какую котельную строить – газовую, электрическую, угольную или «альтернативную»? Вероятно, дело идёт по тому же сценарию, что и с аэропортом: федерация просто заберёт свои деньги.
Ещё один замечательный пункт предвыборных обещаний Сергея Левченко – «Северным территориям и моногородам Иркутской области – опережающее развитие».
Губернатор и его правительство сразу же взялись за северные города. Авиасообщение с ними было поставлено под вопрос, начались проблемы с компенсацией авиаперевозчикам выпадающих доходов, возня вокруг собственности и управления. Как следствие – малые аэропорты Иркутской области и Международный аэропорт Иркутск исключены из федеральной программы модернизации аэропортов. То есть через несколько лет авиасообщение может прекратиться, поскольку не будет отвечать задачам безопасности.
С моногородами дела обстоят не лучше. То же самое Усолье-Сибирское, которое получило статус Территории опережающего развития и должно было получить уже в 2016 году из федерального бюджета до 5 млрд рублей на развитие инфраструктуры под новые промышленные объекты, так и стоит без движения. Правительство Иркутской области опоздало с подачей документов на финансирование…
А вот этот пункт программы – «Уровню и качеству жизни населения – последовательное повышение» – заслуживает особого внимания. По данным правительства Иркутской области, прозвучавшим пару недель назад из уст Александра Битарова, реальные доходы населения значительно снизились, в 2016 году они составили 88,1% к уровню 2015 года. Это худший показатель с 2007 года.
Как губернатор Левченко умудрился добиться такого показателя при росте областного бюджета на 23%?
Прямое следствие снижения доходов – сокращение оборота розничной торговли. Люди в 2016 году покупали на 6% меньше, чем в 2015 году. Не все, конечно, а в среднем. Как показывает статистика, доходы семей чиновников в среднем не сократились, у жены Левченко они и вовсе выросли в десятки раз. Наверное, она стала тратить больше. А кто-то – меньше, и не на 6%, а в полтора-два раза.
Люди потянулись из Иркутской области в поисках лучшей жизни. В 2016 году регион покинули более 70 тысяч человек. Приехали – 62 тысячи, но даже губернатор вынужден признать, что это неадекватная замена, ведь уезжают молодые и перспективные.
К слову, губернатор не видит никакой катастрофы в обнищании населения: он полагает, что доходы людей сократились из-за закредитованности. Она в Иркутской области составляет 60 тысяч рублей в год на человека! Губернатор считает, что раз люди берут кредиты, значит, верят в светлое будущее и в то, что завтра смогут рассчитаться. К сожалению, такой показатель, как безнадёга, в официальной статистике отсутствует…