«Мы даём уголь»
28 апреля в 17 часов на Мугунском производственном участке филиала «Разрез «Тулунуголь» была добыта и погружена 100-миллионная тонна угля. Погрузку топлива в вагоны выполнила дежурная смена экскаватора ЭР-1250 № 99 в составе машиниста ротора Владимира Иванова, машиниста погрузки Романа Невидимова, помощника машиниста Олега Бруева. Из забоя вагоны с юбилейной тонной вывезла бригада тепловоза ТЭМ7 № 35 – машинист Сергей Луцаев и помощник Андрей Власов.
Для сравнения: добытого на Мугунском разрезе за тридцать лет угля хватило бы Ново-Иркутской ТЭЦ на 50 лет работы. А если вагоны с мугунским углём поставить в цепочку, то она протянется на 18 тысяч километров.
Сегодня уже невозможно представить, что ещё три десятка лет назад в этих местах была непроходимая сибирская тайга. Сейчас на месте таёжных просторов раскинулся мощный современный, самый большой и самый перспективный в Иркутской области, угольный разрез Мугунский, точнее – Мугунский производственный участок «Тулунугля».
Строительство Мугунского разреза начиналось ещё в советские времена. Замысел был грандиозным – производственная мощность предприятия планировалась на уровне 25 млн тонн угля в год.
Под стать разрезу проектировался и посёлок Алгатуй. Число жителей в нём должно было достигать 15 тыс. человек. Непосредственно работать в забоях должны были около четырёх тысяч человек. Остальные – медики, педагоги, работники коммунальных и вспомогательных служб, социально-культурной сферы. В качестве общественного транспорта, в том числе и доставляющего людей на работу, планировалось создать несколько троллейбусных маршрутов. Алгатуй должен был, по замыслу архитекторов, стать образцовым современным посёлком. Но с наступлением перестройки планы пришлось скорректировать.
«У нас, по сути дела, когда мы пришли работать, даже и тепляка не было, – вспоминает первый директор разреза «Мугунский» Евгений Дегтярев. – Зимой – мороз, но даже и летом, когда, к примеру, дождь идёт, от него и спрятаться было негде. А ведь где-то надо и пообедать, и погреться. Всё пришлось строить так называемым хозспособом. Работали по бартеру, когда деньги за продукцию не получали, обменивали уголь на нужные материалы. Но выкрутились, смогли».
Первый полувагон угля был загружен 26 августа 1992 года в траншее Центрального блока экскаватором
ЭР-1250 № 99. Машинист Григорий Мосензов. Первое ноября 2007 года стало для всего коллектива предприятия новой, очередной на долгом рабочем пути знаменательной вехой – потребителям была отправлена 50-миллионная тонна топлива. Экипаж, правда, был уже в другом составе – машинисты Николай Вологжин и Олег Литашов, помощник – Роман Невидимов. Тепловозом, который подавал вагоны под погрузку, управляли машинист Иван Слесаренко и его помощник Роман Иванов – именно им выпала честь подать в забой коротенькую связку вагонов для погрузки юбилейной тонны.
Сегодня филиал «Разрез «Тулунуголь» объединяет все угледобывающие предприятия района (бывшие Тулунский, Азейский и Мугунский разрезы и Азейское ОПТУ, которое занималось вывозкой угля из забоев). Опытные сотрудники и горнодобывающая техника позволяют выполнять все необходимые задачи.
Перспективы у «Тулунугля» хорошие. Среди самых насущных задач – увеличение добычи угля до 2,5 млн тонн на производственном участке «Азейский». Рассматривается возможность вовлечения в разработку ранее законсервированного участка Центральной эксплуатационной площади. Производственным участком «Мугунский» проведены работы по детальной доразведке Южного блока эксплуатационного участка № 1. Производится расчёт технико-экономического обоснования отработки южного участка карьерного поля № 1 с целью создания единого усреднительного угольного склада.
Запасы угля на Мугунском участке «Тулунугля» составляют около 300 миллионов тонн. (Общие запасы место-рождения – около 1,7 миллиарда тонн.) При сегодняшнем уровне годовой добычи (около 6 миллионов тонн) угля на Мугунском месторождении хватит на 300 лет добычи.
«Мы работаем, и наша работа нужна. Мы даём уголь. Спасибо за труд всему коллективу. Будем так же работать и дальше. Уголь будет востребован всегда», – отмечает руководитель «Тулунугля» Дмитрий Липатов.