По следам «красного петуха»
Черемхово – Кутулик – Залари – Зиминский район – по такому маршруту проехали депутаты Законодательного Собрания Иркутской области на прошлой неделе. За день народные избранники во главе с председателем ЗС Сергеем Брилкой побывали почти во всех точках, которые в конце апреля нельзя было назвать иначе, как горящими. Сейчас основная забота депутатов, местных властей и правительства – помочь людям, оставшимся без крыши над головой. Сделать это зачастую не так просто, как кажется на первый взгляд.
По закону погорельцы могут претендовать на компенсацию по утрате имущества из федерального бюджета в размере 110 тысяч рублей на одного человека. Иркутская область также выделяет материальную помощь – по 100 тысяч рублей на человека, но не более 300 тысяч на одну семью. Местный бюджет тоже не остаётся в стороне, но его помощь обычно в десятки раз меньше. Если жильё было муниципальным, местные власти должны предоставить погорельцу другое жильё. Согласно постановлению губернатора Иркутской области от 4 мая 2017 года, погорельцы также могут претендовать на выделение 150 кубометров леса для восстановления домов.
Однако государство уверено, что претендовать на его помощь дают право только прописка и «факт проживания». Соответствующие поправки в постановление правительства РФ были внесены в 2016 году. Свидетельство о собственности, к примеру, такого права гражданину не даёт. Собственник должен самостоятельно заботиться о своём жилище, например, вовремя его страховать. Но жизнь сложнее законов и преподносит такие задачи, которые нельзя решить, вооружившись одним только постановлением правительства. По-человечески невозможно отказать в помощи многодетной матери, которая вложила в дом материнский капитал, взяла ипотеку, но не успела прописать в доме ни себя, ни детей. Аналогичных трудных случаев на территориях достаточно.
На окраине Черемхова пожар начался утром 28 апреля. Пожарные расчёты в это время занимались профилактикой на областных медицинских складах, которые «стоят на случай войны», по заверениям местных жителей. На пожар в жилой сектор были направлены одна пожарная машина и водовозка. Позже пришли техника из Свирска и помощь от «Иркутскэнерго».
Быстро справиться с огнём мешали погода и железная дорога, работу которой невозможно остановить. Из-за шквалистого ветра возгорания начались в соседних районах, поэтому тушить нужно было везде одновременно. А пожарных частей в Черемхове всего две.
Так или иначе, сгорело два жилых дома – двухквартирный и трёхквартирный, ещё два дома сгорели частично. Пострадали 16 человек. «Хочу сразу сказать, мы оптимисты, поэтому внесли в списки на получение помощи всех, но только 6 человек законным образом могут претендовать на получение компенсации по утере имущества», – отметил сотрудник администрации Черемхова Виктор Черепанов.
Сейчас все пострадавшие живут у родственников и друзей. Министерство социального развития, опеки и попечительства выделило каждому из погорельцев продуктовый набор, постельное бельё и предметы личной гигиены. Местная администрация помогает восстанавливать документы. Пока этим помощь государства и ограничивается.
У многих сгорели все надворные постройки, и люди просят содействия в их восстановлении. Сергей Брилка отметил, что для этих целей можно использовать пиломатериалы, которые погорельцам будут выделены в соответствии с постановлением губернатора.
– Убеждён, что людям нужно передавать уже готовый пиломатериал, а не просто лес, – добавил председатель Законодательного Собрания. – Если выделить погорельцам деляну, мало кто из них сможет заготовить и вывезти лес самостоятельно. Будем обсуждать с правительством эти вопросы, чтобы максимально упростить всю процедуру для пострадавших.
Семья Москвитиных состоит из четырёх человек, глава семьи зарегистрирован в сгоревшей квартире. Однако с получением материальной помощи возникли проблемы. Договор социального найма оформлен на бывшую жену главы семейства. Женщина давно живёт в другом месте, оставив ребёнка с бывшим мужем. По закону у администрации нет оснований для включения семьи в список претендентов на материальную помощь.
– Значит, нужно обращаться в суд, доказывать, что человек здесь жил, утратил жильё и имущество, – уверен Сергей Брилка. – Положительное решение суда может стать основанием для предоставления помощи.
Депутаты попросили все документы направить также в Законодательное Собрание, чтобы рассмотреть каждый случай индивидуально.
В Аларском районе ситуация более понятная. В тот злополучный апрельский день в селе Вершина сгорело 12 домов, 8 из них были жилыми. Благодаря чёткой работе местной администрации погорельцам уже выплачено более 3 млн рублей материальной помощи.
– Хотите верьте, хотите не верьте, а я даже закурил, когда пожар случился, – заявил мэр района Александр Футорный. – Брошу курить, когда вы все войдёте в новые дома.
Пятеро погорельцев решили строить новые дома на старом месте, две бабушки захотели переехать в Кутулик, поближе к больнице. Обе старушки жили одиноко и получили компенсацию по 210 тысяч рублей. Дом на эти деньги не построишь, поэтому администрация района объявила благотворительный сбор.
Для Вершины уже собрали более полутора тонн вещей, продуктов, игрушек и бытовой техники. К делу подключили предприятия, работающие на территории района, некоторые из них согласились перечислить в пользу погорельцев однодневный заработок. В этом деле работники районной администрации показали пример и уже провели аналогичную акцию. Таким образом собрано около 100 тысяч рублей.
Сложности с получением помощи возникли у хозяев двух домов. Один из них сейчас находится в местах лишения свободы и не имеет прописки в сгоревшем доме. Второй – фермер Александр Якубов – потерял сразу два дома: старый, фамильный, и новый, в котором семья была прописана и проживала. Свидетельство о собственности на старый дом пока ничем не может помочь фермеру.
В Заларинском районе пожар атаковал два небольших посёлка – Замазчиково и Артель Первого мая. В первом из них сгорело 4 жилых дома и 2 нежилых. Во втором – 9 жилых домов на 11 квартир. Там постоянно проживали 4 человека, большинство хозяев бывали наездами. Пока в списки на предоставление помощи включены 10 человек.
Наиболее сложная ситуация у матери троих детей Елены Широких, которая вложила в дом материнский капитал и взяла ипотеку.
– Нам ещё 4 года выплачивать ипотеку, а дома уже нет, – говорит Елена. Прописки в сгоревшем жилище тоже нет, поэтому по закону семья даже не имеет права претендовать на помощь государства.
Пожалуй, самая сложная ситуация 28 апреля была в Зиминском районе и в самой Зиме. В посёлке Большерасстегаевск в тот день сгорело 12 домов. Кроме того, сгорели жилые дома для рабочих в фермерском хозяйстве Яхонтово, которое находится на границе Зиминского и Заларинского районов. В самой Зиме дотла сгорело садоводство «Ромашка». Пожар перекинулся через дорогу и охватил бывший завод ЖБИ, где сейчас находится лесоперерабатывающее производство. Очевидцы говорят, что пожар тушили здесь около суток. Ущерб, нанесённый коммерческим структурам, составляет более 400 млн рублей.
– Мы возвращались из Иркутска на электричке 28 апреля, – рассказывает местная жительница Татьяна Козловская. – Зима нас приняла только около 12 часов ночи. Был повреждён контактный провод, не было связи. С нами ехал целый класс ребятишек, которые возвращались в Саянск после соревнований. Было очень неприятно. Связи нет, кругом сплошная гарь, всё в дыму. Больше всего пугала неизвестность, масштаб трагедии никто не мог себе представить.
Очевидцы утверждают, что пожар пришёл с полей, где горела сухая трава. Ветер с большой скоростью пригнал огонь к садоводству, и «Ромашки» не стало очень быстро.
– Была угроза, что огонь перекинется на город. К счастью, в городе шёл субботник, на котором было достаточно много людей, в том числе вся администрация. Административный ресурс сработал – действовали слаженно и быстро, в итоге не позволили огню перекинуться на старое кладбище. В данном случае это был стратегический объект, потому что за кладбищем – только город.
На встрече с жителями Сергей Брилка пообещал, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Тема помощи погорельцам уже вынесена на обсуждение ближайшей сессии Законодательного Собрания.