Недолгая ссора
Мэры Приангарья выяснили отношения. Коалиция, в составе которой оказались саянский, бодайбинский, свирский градоначальники, на заседании Ассоциации муниципальных образований (АМО) бунтовала против Вадима Семёнова, главы Черемхова. Претензии сводились к его «авторитарному» стилю управления ассоциацией, не позволяющему другим мэрам строить отношения с облправительством. Между тем большинство поддержало черемховца. Конфликтующие стороны быстро перешли на «ты»: «бунтовщики» грозились покинуть АМО, кто-то требовал отставки Семёнова… Но к концу дня страсти поутихли и состоялось кулуарное примирение враждующих. Как развивалась ситуация – в материале «ВСП».
На заседании Ассоциации муниципальных образований (АМО) Иркутской области, которое состоялась 12 мая в Иркутске, случился конфликт между мэрами и главами. Управленцы поделились на два лагеря, один из которых был недоволен нынешним председателем ассоциации Вадимом Семёновым (мэр Черемхова), второй, напротив, его поддержал.
Эмоциональная дискуссия началась сразу после того, как была исчерпана основная повестка заседания АМО. В этот момент Вадим Семёнов объявил: «А теперь следующий пункт – «Разное»…» Судя по всему, морально он уже действительно был готов к разному.
Первым слово взял его коллега и один из ближайших «соседей» по территории – мэр Свирска Владимир Орноев. Кстати, в недавнем прошлом он был заместителем Семёнова по ассоциации. Внезапное отстранение от этой должности, очевидно, в том числе повлияло на его настрой, который он определил как «ощущение дискомфорта»:
– Не совсем понимаю свою надобность, не совсем понимаю своё присутствие здесь [в ассоциации]. То меня назначают первым заместителем, то потом снимают…Площадка ассоциации – это в первую очередь площадка, где главы, мэры сбираются, высказывают свои проблемы, пытаются решать их сообща. Но в последнее время я не вижу, что ассоциация пытается биться или бороться за мои интересы, – заявил Орноев.
К таким выводам мэр Свирска пришёл после того, как, по его словам, в регионе был принят закон по упрощённой системе налогообложения (УСН): 30% поступлений переданы от области муниципалитетам. На этот законопроект ассоциация по итогам обсуждения с мэрами дала положительное заключение. Но, как подсчитал Владимир Орноев и некоторые другие его коллеги, из-за этого нововведения отдельные муниципалитеты в конечном итоге потеряли часть доходов в свои бюджеты.
– Никакого плюса лично у моего муниципалитета нет, – поделился мэр Свирска.
– Нас это тоже не устроило, – вслед за ним выступил градоначальник Саянска Олег Боровский, являющийся на сегодняшний день заместителем руководителя ассоциации.
Критика эта искренне удивила председателя бюджетного комитета ЗС Наталью Дикусарову, присутствовавшую на заседании.
– УСН – самый хороший, самый прогрессивно растущий доход. Это было коллективное консолидированное решение о передаче в Иркутской области 30% налога муниципалитетам, и ни один из наших муниципалитетов из-за этого не потерял ни копейки. Более того, Свирск сейчас наперёд гасит кредит коммерческого банка уже по следующему году. Видимо, отсюда и возникли ваши вопросы о том, что вы не досчитались каких-то средств, – отметила Дикусарова.
Однако, по словам недовольной «тройки», были и другие законодательные инициативы, которые поддержала АМО. Они-то и стали «последней каплей». Так, недавно АМО отправила отрицательный отзыв на законодательную инициативу губернатора о возвращении в Иркутске прямых выборов мэра. Но решение принималось без обсуждения с широким кругом мэров и глав, что и произвело на отдельных членов ассоциации такое впечатление.
– Надо было обзвонить всех нас и собрать на обсуждение, – выступил мэр Бодайбо и Бодайбинского района Евгений Юмашев, который между тем признался, что уже более полугода как приостановил по собственному желанию членство в ассоциации, не объяснив, впрочем, своего присутствия.
Председатель ассоциации Вадим Семёнов напомнил, что вопрос по иркутским выборам ранее дважды обсуждался на заседаниях Ассоциации МО – в 2014 году коллегиально было решено поддержать решение об отмене прямых выборов в Иркутске. «В этот раз мы посчитали нужным не отправлять заново вам макулатуру по данному законопроекту, раз уж вы два года назад дали положительное заключение», – защищалась исполнительный директор ассоциации Зоя Масловская.
Претензии Боровского, Юмашева, Орноева не разделила группа поддержки Вадима Семёнова – другие члены АМО, которые и вступились за черемховца. Впереди остальных оказался его земляк, мэр Чермховского района Виктор Побойкин, честно признавшийся, что лично ему вообще не интересно, в какой форме будут выбираться мэры и главы других населённых пунктов.
– Я не могу постоянно отрываться от хозяйственной деятельности, чтобы приезжать в Иркутск на обсуждение всех законодательных инициатив, по которым требуется отзыв ассоциации. Если аппарат ассоциации пишет отзывы на отдельные законопроекты без широкого обсуждения с мэрами, на мой взгляд, всё здесь логично, – поделился Побойкин.
Присоединилась к нему и усольский мэр Любовь Лис, которая заметила, что есть куда более серьёзные темы, требующие совместного обсуждения мэров и глав. Например, подготовка к зимнему отопительному сезону.
– Предложите, как можно собирать на обсуждение всех членов ассоциации (их – более 300)? Есть ли такой механизм, чтобы в кратчайшие сроки обсуждать законопроекты, например, по выборам в отдельном муниципалитете? Кому это интересно? – любопытствовали сторонники Вадима Семёнова у его оппонентов.
Но к этому моменту саянский мэр завёл более откровенный разговор, признавшись, что его и самого не интересуют выборы в других муниципалитетах.
– Меня, как мэра Саянска, не устраивает авторитарный метод руководства ассоциацией, который избрал Вадим Семёнов, – пояснил наконец Боровский. – Вы, может быть, решая вопросы своей территории, встречаетесь с председателем правительства, а мы так же носимся по территориям, пытаемся решить что-то сами. И по факту у нас нет консолидации внутри АМО, нет консолидации при работе с правительством Иркутской области.
Поддержали замечание Боровского усть-илимский и зиминский мэры, предложившие начать АМО более тесное сотрудничество с областным правительством для решения проблемных вопросов территорий. «Наверное, пора возродить площадку регионального совета», – предложил кто-то из мэров. Напомним, примерно около года назад мэры устроили демарш и не явились на регсовет, который устраивало областное правительство.
Тем временем признание Олега Боровского сразу добавило градус дискуссии – и критики, и сторонники Семёнова быстро перешли на «ты». Черемховский мэр начал грозить свирскому и саянскому некими компрометирующими видеозаписями, которые есть у него в распоряжении. Олег Боровский на это пообещал, что вслед за Юмашевым выйдет из состава ассоциации (кстати, процедура «выхода» формально вообще не предусмотрена в организации. – Авт.). Мэры-оппоненты предложили Вадиму Семёнову добровольно покинуть пост председателя АМО. Естественно, сам обвинённый в авторитарности лидер объединения мэров ответил категорическим отказом.
– Давайте поговорим здесь только мужиками, без свидетелей! Пусть выйдут журналисты, – уже было предложил бодайбинец Евгений Юмашев.
Любовь Лис напомнила: «Здесь есть и бабы».
В спор мэров, вот-вот грозивший выйти за пределы цивилизованного общения, вмешался и иркутский градоначальник Дмитрий Бердников: «Наверное, критики в чём-то правы. Есть какие-то элементы авторитарности. Думаю, замечания и рекомендации к нашему председателю АМО могут быть, и это надо обсуждать. Но спокойно, без эмоций. В предложении каждого есть рациональное звено, так что критику не надо воспринимать в штыки. Но давайте также для себя чётко определим: ассоциация никогда не подменит нашу работу с правительством, каждый муниципалитет должен уметь вести эту работу. Тем более и председатель правительства области говорил, что готов общаться с любым мэром, с любым главой».
Тем не менее зал заседания спорщики покидали шумно и без намёка на примирение. Но уже к вечеру Ассоциация МО распространила официальные комментарии в местных СМИ, где объявила, что конфликт исчерпан. Во всяком случае, между Вадимом Семёновым и Олегом Боровским, свежая фотография примирения которых в тот же вечер появилась в соцсетях.