Слово о «Восточке» военных лет
«Если завтра война, если завтра в поход… Полетит самолёт, застрочит пулемёт … И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью…» Ах, если бы эти слова из песни популярного фильма довоенных лет соответствовали действительности! На самом же деле, как мы знаем, всё оказалось далеко не так, как в песне. На самом деле враг – фашистская Германия – во многом застал нас врасплох. И в результате с первых дней Великой Отечественной войны страна перешла не только к жёсткой экономии, но и к предельно минимальному потреблению всего и вся. Даже газетной бумаги сразу стало не хватать: из 39 центральных газет продолжили выходить 18, да и то меньшим объёмом и периодичностью, сократились тиражи, районная печать перешла на еженедельный выпуск.
Что касается «Восточно-Сибирской правды», то уже с июля 1941 года она вместо шести раз в неделю на четырёх страницах стала периодически печататься на двух, а с октября и до конца войны – постоянно пять раз в неделю и всего на тех же двух страницах. И это при том, что газета «Советская молодёжь» прекратила выходить, телевидения тогда не было в природе, радио – только по проводам, которые редко выходили за пределы крупных городов, а пользоваться радиоприёмниками по степени наказания едва не приравнивалось к измене Родине…
Но даже в этих условиях, как вспоминал заместитель, а в послевоенные годы ответственный редактор газеты Семён Моисеевич Бройдо, «недоедая, недосыпая, работать столько, сколько требуется, чтобы она вышла, чтобы всесторонне информировала читателя, – это было очень сложно». С перебоями, по его словам, давали электроэнергию, с перерывами приходили сообщения ТАСС, нарушалась радиосвязь, из-за дистрофии, случалось, не выходили на работу наборщики, линотиписты, печатники, цинкографы. Более того, вследствие обострений болезней, отсутствия лекарств и нормального питания внезапно, как солдаты на посту, рано ушли из жизни молодые сотрудники редакции Тамара Курилюк, Михаил Петров, Александр Богашев. Их место занимали ещё более молодые сотрудники, в том числе воспитанницы знаменитой «Базы курносых» Галина Кожевина и Соня Животовская.
Из двух страниц одну, а иногда и более занимали в каждом номере сообщения с военных фронтов от Советского информбюро и прочие важные и объёмные материалы из Москвы. Свои были преимущественно подборки небольших сообщений с мест под броскими заголовками «Дадим угля столько, сколько потребует страна», «В лесосеке куётся победа над врагом», «Брак продукции в военное время – преступление перед Родиной», «Работать на полях и лугах от темна до темна», «Тёплые вещи – в подарок бойцам» и так далее.
Не сходили, особенно с первой полосы, также подборки с призывами собирать денежные средства в Фонд обороны, на постройку танковых колонн «Иркутский комсомолец», «Иркутский колхозник» и других, досрочно погашать подписку на ежегодные государственные займы и на отдельный Военный заём, участвовать в денежно-вещевых лотереях в помощь фронту.
Газета печатала статьи-инструкции типа «Ручные гранаты» и «Боевая винтовка – основное оружие воина», полезные советы «Овощной ревень – питательный продукт», «Зубной порошок из местных глин», «Питьевая сода из древесной и травяной золы», «Как сделать рабочий хомут для коровы», потому что лошадей поголовно забирали в армию и труженики села были вынуждены в качестве тягловой силы использовать быков, низкоудойных и яловых коров. А новостную картину очередного дня украшало, например, такое сообщение: «В Зиминском районе обнаружены значительные запасы белого мха, которые с успехом заменят вату в больницах и амбулаториях»…
Ну и снова о том, с чего я начал. Семён Бройдо вспоминал, правда, имея в виду газету «Черемховский рабочий», где его застало начало войны: «Журналисты приносили в редакцию зарисовки, очерки, восторженные репортажи, но, увы, жёсткая норма бумаги, урезанная площадь газетной полосы не позволяли использовать их взволнованные рассказы. Только скупые, до предела урезанные строки появлялись в печати. Как жаль, что столько имён по этой причине в забвении».
К счастью, утверждать последнее в отношении «Восточки» было бы не совсем справедливо. Всё-таки сохранились её подшивки за те годы, а в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского она оцифрована и находится в свободном доступе в Интернете. И главное: несмотря на скудость газетной площади, время от времени прорывались к читателям со своими статьями и очерками кроме уже упомянутых сотрудники редакции Зоя Срывцева, Елена Избинская, Евгения Шварц, Валентина Марина, а также многочисленные нештатные авторы.
Сегодня мы представляем одного из них: писатель, лауреат Государственной премии Константин Седых. В самый разгар войны он в составе делегации Иркутской области побывал на фронте – под Ленинградом – и рассказал читателям газеты о том, что там увидел и услышал.