Клятва
Константин Седых,
«Восточно-Сибирская правда», 02.02.1943 г.
В одном из подразделений по случаю приезда делегации состоялся митинг. Ночью это подразделение вернулось с передовых на недельный отдых. Митинг был устроен на засыпанной снегом лесной поляне. Впереди яростно били наши батареи. При каждом залпе с ветвей окружавших поляну могучих сосен сыпался снег. Ещё не очистившие окопную грязь с сапог и шинелей, не успевшие побриться стояли в строю бойцы. У некоторых из них были забинтованы головы и лица, висели на перевязях руки. Будучи ранеными, эти люди не пожелали отправиться в госпиталь. Они не ушли из строя, пока были в состоянии драться с врагом. Одно это показывает, как ведут себя наши земляки на фронте.
Когда делегаты рассказали им о том, как живёт и работает тыл, фронтовики стали держать ответное слово. Первым говорил красивый и рослый лейтенант Сизых, уроженец Братского района.
– Дорогие товарищи земляки! Мы рады этой неожиданной встрече с вами. Мы просим вас передать наше фронтовое «спасибо» всем трудящимся Иркутской области за их щедрые праздничные подарки, за тёплые письма. И ещё просим мы вас заверить наших отцов и матерей, наших невест и сестёр, что не посрамим мы воинскую славу сибиряков. Мы вернёмся домой с победой.
Вторым выступил веснушчатый, широченный в плечах автоматчик. Был он в зелёной расстёгнутой вверху телогрейке, под которой виднелся на его груди орден Красного Знамени. Потрясая над головой автоматом, с необычайной, берущей за сердце, страстью сказал он, обращаясь к делегатам:
– Клянусь вот этим моим оружием, из которого сразил немало финнов, что я до последней капли крови, до последнего моего вздоха буду защищать нашу родину. Третьего дня рядом со мной убили в окопе моего товарища. За него я вышибу душу из двадцати фашистов.
После митинга подразделение прошло церемониальным маршем мимо командования. В измазанных грязью, прожжённых и простреленных шинелях шли бойцы по обледеневшей дороге. Сначала шли рослые и широкоплечие, как на подбор, автоматчики-сибиряки. Вёл их молодой лейтенант – грузин с чёрными пушкинскими баками на смуглых щеках. Редкий из этих людей не имел на груди боевого ордена или медали. За ними шагали стрелки, осенью 1941 года остановившие врага и с тех пор истребляющие его неутомимо и находчиво каждый день и каждую ночь. Много видели в своей жизни делегаты воинских парадов, но никогда не испытывали они такого волнения. Шли перед ними по скользкой осенней дороге люди, чья слава дойдёт до самых далёких потомков. Шли испытанные сибиряки, несгибаемый железный народ.