издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Падение града Захарьевска

  • Автор: Людмила БЕГАГОИНА, Фото: Фото предоставлены пресс-службой ГУ МВД РФ по Иркутской области

Свободных мест в «клетках» самого большого зала заседаний, расположенного в старом здании суда на улице Пролетарской, едва хватило, чтобы вместить руководителей и наиболее активных членов преступной организации. Рядовых беспредельщиков, находившихся на подписке о невыезде, удалось рассадить рядом с адвокатами. На скамье подсудимых, таким образом, оказалось 16 членов организованного преступного сообщества, по сути, правившего жизнью маленького северного города и его окрестностей с 2003 по 2013 год.

Судный день так припозднился, что некоторые бандиты до него просто не дожили. Многим удалось избежать уголовного преследования за истечением сроков давности совершённых преступлений. Но и того, что наворотил за десятилетие фактического правления в городе костяк группировки, попавший на скамью подсудимых, хватило на 116 томов уголовного дела.

Два судебных заседания ушло у прокурора Валентина Люцая только на оглашение от имени государства обвинения, предъявленного подсудимым. В «кратком» перечне преступлений, которые им инкриминируют, многочисленные вымогательства (ст. 163, ч. 3), убийства (ст. 105, ч. 2), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе и со смертельным исходом (ст. 111, ч. 3 и ч. 4), хищения автомобилей с предложением в дальнейшем их выкупа (ст. 158, ч. 4), умышленное уничтожение чужого имущества путём поджога (ст. 167, ч. 2). И все эти бесчинства совершались в рамках мощного многоуровневого преступного сообщества со своими структурными подразделениями и чёткой координацией действий (ст. 210 УК РФ).

Железногорск, где бандиты установили свои жестокие порядки, местные жители даже окрестили Захарьевском – такой «чести» увековечить себя в недоброй памяти земляков удостоился создатель и лидер преступной организации Александр Захаров. Сейчас ему 48 лет, он получил высшее образование и до ареста имел официальное трудоустройство, занимая всегда руководящие, хотя и не очень высокие, посты – был заместителем начальника ТЭЦ, возглавлял лесопромышленное предприятие, в последнее время числился замдиректора гостиницы «Магнетит». А ещё он обладал хорошей спортивной подготовкой (мастер спорта по самбо), крепкими связями в криминальной среде, знаниями психологии (специально изучал литературу об управлении людьми). И серьёзными амбициями, которые простирались так далеко, что, создав вместе с другом детства Николаем Червовым обычную группу рэкетиров, он вскоре замыслил стать во главе преступного синдиката и создать в городе бесконкурентную среду. И это Захарову удалось.

По мнению гособвинителя, организованное преступное сообщество (ОПС), участники которого оказались на скамье подсудимых, среди криминальных формирований региона действительно стоит наособицу. В истории местного мафиозного движения трудно с ходу припомнить структуру, которая, во-первых, обладала бы столь развитой сетью подчинённых группировок, во-вторых, сумела бы поглотить или уничтожить всех конкурентов в теневой сфере бизнеса, и в-третьих, продержалась бы такой огромный срок – в том числе и с помощью прекрасно отлаженных коррумпированных связей.

Стремясь выглядеть внешне законопослушным гражданином, Александр Захаров создал иерархическую систему, в которой он осуществлял общее руководство и планирование, много времени проводя при этом в Москве и Новосибирске. Правой его рукой все эти годы оставался Николай Червов, за которым вскоре закрепили даже пост положенца района – что-то типа «серого мэра». Захаров сам созвал в ресторане «Апшерон» сходку «авторитетов» и объявил о назначении нового смотрящего. Некто Цыбуля, занимавший до этого почётную в криминальном мире должность, уступил кресло без борьбы. Опасаясь расправы, он даже уехал на постоянное место жительства в Краснодарский край.

На общий результат в преступном сообществе Захарова работали как опытные спецы, так и зелёная, но дерзкая молодёжь, особо не обременённая моральными принципами. Вот лишь несколько фактов, которые свидетельствуют о способности талантливого криминального лидера сплотить команду и эффективно использовать трудовые усилия каждого для процветания общего предприятия.

К примеру, организации очень пригодился опыт Солодкова, которого все называли попросту Аркашей, и Мальцева по прозвищу Хохол. Оба получили хорошую спецподготовку – один участвовал в контрртеррористической операции на территории Северного Кавказа, когда находился в рядах Вооружённых сил России, другой служил в спецподразделении милиции «Беркут» на Украине. Из конкурирующей нижнеилимской группировки, которой руководил криминальный авторитет по прозвищу Пушкарик, Захаров переманил известную в городе личность – Сергея Кашникова по прозвищу Молдаван. Известен он был, в первую очередь, склонностью к насилию, жителям города внушал настоящий ужас. Беспредельщик сменил командира, почуяв за новой группировкой будущее. И не ошибся. Его бывший шеф вскоре был убит «при не установленных следствием обстоятельствах». В тот же период, в 2001-2002 годах, в Железногорске похоронили и лидеров ещё одной местной криминальной организации – за их убийства тоже никто не понёс наказание.

«В тот момент, когда Захаров определился с криминальным бизнесом, сферы влияния в городе и районе были поделены между тремя преступными группировками. По мнению стороны обвинения, новый игрок на теневом рынке поставил на то, чтобы обезглавить конкурентов, – говорит государственный обвинитель Валентин Люцай. – Следствие собрало доказательства убийства в мае 2003 года одного из криминальных бригадиров, не смирившегося с господством Захарова. Через несколько дней был жестоко избит железными прутьями и битами очередной непокорный лидер. Его бизнес вместе с найденным у него дома блокнотом с бухгалтерской отчётностью отошёл победителю. А члены обезглавленной бригады перешли на службу в подразделения Захарова. Так народившееся преступное сообщество упрочило свои позиции, продемонстрировав беспримерную жестокость. К 2003 году, по версии следствия, уже никто не смел оспаривать притязания организации Захарова на Нижнеилимский район. Ему довольно быстро удалось занять лидирующие позиции в криминальной сфере и создать в городе атмосферу страха перед бандитским беспределом».

Создание специализированных структурных подразделений, подчиняющихся центру, было связано в ОПС, можно сказать, с «производственной необходимостью». Начинали подчинённые Захарова с обычных вымогательств – облагали предпринимателей ежемесячной данью, гарантируя в случае неповиновения неприятности. Например, поджог торгового павильона, хищение из гаража автомобиля, нанесение телесных повреждений. Вскоре кроме бригады рэкетиров в организации действительно появились группы «поджигателей», «угонщиков» и «силовиков», которыми рулил Червов.

«Список объектов, уничтоженных огнём ради устрашения непокорных предпринимателей, так велик, что нет, наверное, смысла перечислять его полностью, – говорит советник юстиции Валентин Люцай. – В уголовном деле достаточно доказательств активности «поджигателей». Среди этих объектов магазин «Меркурий», парикмахерская «Индиго», аптека «Сибфарм», ломбард и многие другие здания, а также дорогие автомобили. Сгорел даже кинотеатр «Илим», расположенный по соседству с торговой точкой, владельца которой хотели наказать. Огонь унёс не только здание, но и жизнь престарелой женщины».

В преступной организации серьёзное внимание уделялось воспитанию подрастающей смены. В структуре значились сразу две молодёжные группировки. Одной из них руководил положенец города Николай Червов. Параллельно действовал отряд беспредельщиков под командованием Молдавана, официально именуемый «Молодёжь Кашникова». Своей безудержной жестокостью это подразделение наводило ужас на горожан до 2012 года, когда лидера посадили на длительный срок за убийство двух предпринимателей. Сейчас осуждённый Сергей Кашников находится в «клетке» рядом с Захаровым и его бойцами ещё и в статусе подсудимого.

Александр Захаров пробыл «на царстве» в удалённом от областного центра районе до конца 2013 года. К тому времени давно уж заняли места на нарах все мало-мальски значимые преступные структуры региона, не говоря о крупных мафиозных организациях. Но до провинциального Захарьевска у силовиков всё как-то не доходили руки. Зато когда подошёл черёд нижнеилимского ОПС, было арестовано около двух десятков человек, в том числе и сам Захаров, находившийся в то время в Новосибирске. Эта спецоперация по задержанию членов Нижнеилимского преступного сообщества стала одной из самых масштабных, в ней приняли участие сотрудники ГУ МВД России не только по Иркутской области, но и по Сибирскому федеральному округу, а также оперативники регионального УФСБ. В ходе обысков у задержанных изъяли оружие и боеприпасы.

Трое обвиняемых пошли на досудебное соглашение – признали вину и помогли следствию обличить основной костяк преступной организации. Уголовные дела в отношении этой троицы выделены в отдельные производства, и обвинительные приговоры – один условный, два с реальным лишением свободы, но не на длительные сроки – уже прозвучали.

А вот судьба главных фигурантов уголовного дела – с учётом его объёма, солидной доказательственной базы, собранной стороной обвинения, а также большого числа заявленных защитой свидетелей – решится ещё не скоро. На это, скорее всего, уйдёт как минимум год. Значительная часть процесса будет проходить с использованием видеоконференцсвязи, поскольку все потерпевшие и больше половины свидетелей – жители Железногорска. Даже судебные прения сторон, до которых очередь дойдёт, наверное, только в будущем году, ожидаются затяжными – ведь почти каждого из подсудимых защищают по два адвоката.

Но всё когда-нибудь заканчивается. Главное уже свершилось – град Захарьевск исчез с криминальной карты региона.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры