издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экологическое братство

В Иркутске прошла акция «Сохраним леса Прибайкалья»

В Иркутске на площади у Дворца спорта вдоль чаши фонтана в линейку выстроилась специальная техника, одним своим внешним видом вызывающая чувство тревоги, опасности: пожарные машины, вездеходы разных форм и размеров, ещё что-то. На многих надписи «Лесная охрана». У стоящих рядом дяденек в камуфляже пацаны просят разрешения залезть в кабину. Им разрешают. В глазах – восторг и никакой тревоги. Это же демонстрационная выставка, а не оперативный выезд на ЧС.

Прямо на тротуарной плитке, подложив под себя сумку, сидит девчонка – студентка или старшая школьница. Подруга, орудуя расчёской, как заправский парикмахер, быстро-быстро заплетает ей косички. Проспали, наверное, а показать себя на площади хочется достойно. Квадрокоптер, как маленький циклоп-привидение, парит над собирающимися людьми, рассматривая их своим единственным глазом.

А у Дворца спорта, ближе к трибуне, народу собралось прилично. Человек пятьсот уже, пожалуй. И ещё подходят группами и группками. Мальчишка в кепке козырьком назад азартно и широко размахивает флагом России – ветра-то нет, а ему хочется, чтобы флаг был полностью расправлен, чтобы развевался свободно и был виден издалека. Мощный заряд патриотизма чувствуется даже по оптимистичному затылку мальчишки.

Вера Шлёнова, председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), рассказывала мне, что акцию «Сохраним леса Прибайкалья», давно ставшую одной из наиболее заметных экологических традиций Иркутска, никто не придумывал, не планировал, не «спускал сверху» в качестве настоятельных рекомендаций. А начиналось всё в 2003 году очень скромно. Члены школьного лесничества из посёлка Малое Голоустное, которое накануне едва не сгорело в страшном верховом пожаре, пришли к ней с идеей организовать такую акцию. Подчеркну, пришли не взрослые люди, а дети, школьники, понимающие, что такое лес. Вере Михайловне идея понравилась, и ВООП, объединив усилия со станцией юных натуралистов Иркутского района, провело тогда мероприятие на набережной Ангары. Внешне совсем простенькое – почти ничего, кроме песен и рисунков на асфальте, но эффект превзошёл ожидания. Понравилось не только детям, но и взрослым. Так акция стала ежегодной. К её организации поочерёдно стали подключаться Агентство лесного хозяйства, теперь преобразованное в министерство лесного комплекса, иркутский Дворец детского и юношеского творчества, Прибайкальский национальный парк, который сейчас является частью большого «Заповедного Прибайкалья», Центр защиты леса Иркутской области, база авиационной охраны лесов и другие лесохозяйственные и иные структуры. А в числе участников, кроме членов школьных лесничеств, стали появляться ребятишки из других природоохранных организаций, клубов, объединений. Подтянулись студенты из разных иркутских вузов и просто неравнодушные горожане.

Нынче в организации акции впервые приняло участие Главное управление МЧС России по Иркутской области, а среди участников – несколько групп кадетов из классов МЧС школы № 10 и регионального отделения добровольного пожарного общества.

Акция считается молодёжной, хотя в этот раз я видел среди участников немало совершенно взрослых людей. В том числе зампреда областного правительства Виктора Кондрашова и двух министров – Сергея Шеверду, возглавляющего министерство лесного комплекса, и Андрея Крючкова, министра природных ресурсов и экологии. Было много представителей разнообразных лесохозяйственных структур и депутаты Законодательного Собрания Иркутской области. Скептики наверняка будут уверены, что все эти чиновники-депутаты и руководители лесных учреждений пришли на акцию «по обязаловке». Может быть, и так. Но ещё я видел на площади довольно много бабушек и дедушек, которые пришли на митинг с внуками-дошкольниками. А они – пенсионеры и дошкольники – самые свободные люди на планете. Для них никакие начальники и политики не указ. Они делают только то, что им хочется. И раз уж они здесь, значит, они хотят сохранить леса Прибайкалья, естественную среду обитания сибиряков. Встречая знакомых, они, как и все остальные на площади, поздравляли друг друга с праздником, хотя в календаре никаких праздников не указано.

Вера Шлёнова и школьников, и студентов (которых с каждым годом становится всё больше и больше среди участников акции) называет ребятишками. И категорически не соглашается с мнением, будто нынешняя молодёжь пассивна и равнодушна. Более того, она уверена, что как раз современная молодёжь сумеет устранить, исправить колоссальное количество экологических ошибок, которые наделали мы, старшее поколение.

– Вот эти ребятишки, которые сегодня пришли, школьники и студенты – они же не только здесь поговорят между собой. Они разговаривают на эту тему в школах и в вузах. Пойдут и расскажут своим родителям – где были, чем занимались. Они взрослых воспитывают! И вот это, наверное, важнее всего. А ещё те, кому это особо интересно, остаются в экологических отрядах. Ребятишки не по обязанности, а от души занимаются хорошим, полезным делом. Конечно, не все будут экологами. Но у них уже в подсознании правило: не навреди.

О «ребятишках», многие из которых уже получили профессии и переженились, но продолжают оставаться активистами ВООП, Вера Михайловна говорит, как мне кажется, не просто с уважением, часто – с восхищением. Когда я вновь хотел сказать что-то о внешней пассивности и равнодушии, она перебила:

– Когда мы объявляем, что есть возможность поехать на посадку леса, знаешь, сколько желающих! Ого! У нас нет проблем с волонтёрами. Проблема совсем в другом – найти для них побольше автобусов. В обществе охраны природы сейчас всё больше работает не только школьников, а студентов. Это просто здорово! В школах довольно много занимаются экологическим просвещением. А потом, когда мы закрываем двери школы, что-то важное утрачивается. Теперь и студенческий Байкальский экологический патруль действует при обществе охраны природы, студенческий молодёжный центр имени Валентина Брянского. Всё это по-настоящему работает, действует с помощью наших ребятишек.

Пока мы говорили, на трибуне отзвучали речи, стихи, кончились песни. Началось построение флешмоба. Кто-то невидимый командовал участникам, где и как встать… На площади началось непонятное движение. Участники разбились на отдельные группы, сходились, расходились. Над ними то зависал, то, подчиняясь командам Михаила Малышева, сотрудника Иркутской базы авиационной охраны лесов, начинал выписывать какие-то пируэты квадрокоптер, рассматривая своим «глазом» ход построения. Заглянул через плечо оператора в планшет и увидел с высоты птичьего полёта, что движение вовсе не беспорядочное. На площади из небольших групп людей складываются буквы. Наконец, как только все по команде подняли над головами яркие пластинки, буквы сложились в слова: «Живой лес!» Только вместо восклицательного знака – ёлочка.

Фраза на сером асфальте, если честно, получилась немножко корявенькой. Зато точно отразила мечту населения, которому лес нужен живым. Не срубленным и не сгоревшим.

– Сохраним леса Прибайкалья! – вдруг проскандировала напоследок весёлая группа молодёжи неподалёку. И я поверил. Эти – сохранят. Особенно если им власть поможет, или если они сами, чуть повзрослев, властью станут.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры