Анатолий Стрельцов: «У нас умный театр для умных зрителей»
О предстоящем театральном сезоне, молодом поколении артистов и своём восприятии 100-летия Октябрьской революции на встрече в редакции «Восточно-Сибирской правды» рассказал директор Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов.
Александр Гимельштейн, главный редактор: Уважаемые коллеги, я мог бы сегодня сказать, что у нас в гостях друг «Восточки», и этого было бы достаточно, но я всё же представлю его. Итак, в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» многолетний директор Иркутского областного академического театра имени Охлопкова, заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин города Иркутска Анатолий Андреевич Стрельцов.
– Мы действительно очень долго дружим с вашей газетой. Я часто бываю на различных конкурсах, мероприятиях с участием журналистов и понимаю, как вам бывает сложно говорить правду. Особенно сейчас. Но за это вас ещё сильнее люблю и уважаю.
Альберт Батутис, первый заместитель главного редактора: Анатолий Андреевич, как вы оцениваете нынешний театральный сезон?
– В целом я доволен, хотя есть некоторые шероховатости. Мы чуть-чуть не доработали в спектакле «Бег». Булгаков вообще сложен, а прекрасный фильм по одноимённому произведению всё-таки несколько довлел над нами. Мы придумали хороший ход (имеется в виду то, что спектакль заявлен как «восемь снов». – Прим. «ВСП»), но несколько не дотянули. Зато очень достойно сделали новый спектакль по «Поминальной молитве».
Отдельно хотелось бы упомянуть «Прощание с Матёрой». В прошлом году мы всем коллективом поехали в Аталанку (одна из деревень, пострадавших от строительства Братской ГЭС. – Прим. «ВСП».) к бабушкам, которые рассказали нам много слёзного. 40 человек оттуда, сколько влезло в автобус, привезли в театр. Кроме того, у нас получилась хорошая фотовыставка, приуроченная к премьере. Удивительно было видеть то, как бабушки узнавали на фотографиях свои дома. А когда они – люди, чьи жилища оказались похоронены под толщей воды, – вышли на сцену, снизошло какое-то благостное состояние. Этот спектакль мы в октябре представим в Москве, где пройдут Дни культуры Иркутской области.
Сейчас мы приступили к постановке «Доходного места», за неё берётся Алексей Песегов, хороший режиссёр из Минусинска, дважды лауреат «Золотой маски». В своё время он ставил у нас «Леди Макбет Мценского уезда». Мы остались довольны сотрудничеством, поэтому решили пригласить его снова. В предстоящем сезоне получит новое звучание «Трёхгрошовая опера». Постановку мы доверили нашему актёру Дмитрию Акимову. Он уже поставил на Другой сцене спектакли «Брат Иван» по роману «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского и «Гоголь/кафе» по пьесе «Игроки». Если в «Доходном месте» мы ищем доходное место в чиновничьем мире, то здесь мы ищем место человека – кто на него посмотрит как на человека. Именно этим произведением мы планируем закрыть театральный сезон. А если не успеем его подготовить полностью, то откроем этим спектаклем сезон следующий.
В нынешнем году на большие гастроли ехать не планируем, хоть и есть два серьёзных предложения из Израиля. Мы съездили в Усть-Илимск, собираемся на неделю поехать в Барнаул. Ребята очень хотят съездить на Камчатку. Может, и получится. А вообще у меня есть грандиозный план – на следующий год пригласить в Иркутск театр «Современник». Уже сейчас планирую начать вести переговоры с Министерством культуры России и самим театром.
Нынешний год – год 100-летия революции, и тема того, что происходило в те годы, не даёт мне покоя. Я просмотрел много материалов, много источников. Почему в ставке все командующие фронтами посоветовали императору Николаю II отречься от престола, ведь можно было просто сложить полномочия главнокомандующего? Почему начальник штаба Верховного главнокомандующего Михаил Алексеев, по сути заместитель императора, также предложил императору отречься и тут же уехал на Дон создавать Добровольческую армию? Как это вообще возможно? Наверное, не только немецкая разведка поработала, но было что-то ещё.
Не исключено, что к Новому году мы представим новый спектакль, по бунинским «Окаянным дням». Если вы помните это произведение, то оно представляет собой дневник, а сделать его театрально очень сложно. Мы не будем ни хвалить революцию, ни ругать её, хотим показать людей, которые жили в то время, их чаяния, надежды, горести. Интересно, почему в Германии и Венгрии революция произошла, но на этом всё закончилось, и только в России она почему-то получила такое развитие.
Помню, мы были на гастролях на Украине, когда Виктор Степанович Черномырдин был там российским послом. На встрече с нами он так и сказал: «Мы теряем Украину!» – «Как так?» – «У меня 40 человек в посольстве работает, у американцев – 400. У них бюджет в 200 раз больше, чем у нас. Они открывают кружки, клубы, сообщества, где на самом деле обрабатывают население». Думаю, что перед революцией 1917 года такая же ситуация была и в России.
Ольга Мутовина, корреспондент: С 2007 года театр проводит литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Кто примет участие в мероприятии в нынешнем году?
– Вечера состоятся 29 и 30 июня. Они будут посвящены нашему великому земляку Валентину Распутину. На сцене театра выступят праправнук Льва Толстого Владимир, епископ Тихон Шевкунов, писатель Алексей Варламов, историк литературы Павел Фокин, кинорежиссёр, сценарист Сергей Мирошниченко, критик, литературовед, прозаик Валентин Курбатов и другие.
Все мы обязательно съездим в Аталанку. В библиотеке имени Молчанова-Сибирского пройдёт дискуссия о проблемах и нравственной составляющей, которую в своих произведениях затрагивал Валентин Григорьевич. Помню, когда ему исполнялось 77 лет, мы показывали в МХАТ «Последний срок», конечно, я его пригласил. Он пришёл, а простые русские женщины с маленькими кулёчками подходили и поздравляли его с днём рождения. Это было незабываемо! Я помню, как написал о нём Павел Фокин: «…по краям стояли простые русские женщины: Дарьи, Анны, которые охраняли его от всего пафосного и наносного. Что, впрочем, было ему очень несвойственно». Нынешние литературные вечера – это дань памяти Валентину Распутину, который много сделал для России, Иркутска, для всех нас. Он действительно народный писатель.
Юлия Сергеева, обозреватель: Нынешней осенью нас ждёт ещё одно интересное мероприятие: с 17 по 25 сентября пройдёт традиционный вампиловский фестиваль. Много ли коллективов подали заявки на участие?
– Было подано около 50 заявок, мы выбрали 19 коллективов. Сложность в том, что на двух наших площадках мы сможем принять только 14 коллективов, наверное, задействуем ещё и площади ТЮЗа. Сейчас идёт отсев, потому что есть много вопросов, связанных с авторскими правами. К примеру, корейцы хотят привезти «Мастера и Маргариту». Но я не могу понять, решили ли они вопрос по авторским правам. Наследник Булгакова – человек довольно сложный, и важно, чтобы не было недоразумений. Если они этот вопрос не решат, то мы их пригласить не сможем.
Итальянцы хотят привезти «Дом окнами в поле», японцы – одно из произведений Брехта. Также ждём в гости Монголию. На прошлом фестивале они очень интересно показали «Прошлым летом в Чулимске». Также будет московский театр «Сфера», у них очень неплохой «Старший сын». Театр имени Комиссаржевской из Санкт-Петербурга планирует привезти «Прошлым летом в Чулимске». Петербургский театр, где в своё время работал Константин Райкин, привезёт одно из произведений Шукшина. Этого же автора везёт Вологда. Камчатка планирует показать у нас Владимира Гуркина. Есть хорошая новость: мы получили грант от Министерства культуры России в размере 1,5 миллиона рублей на проведение фестиваля.
Анна Павлова, обозреватель: Не так давно вы представили зрителям новое прочтение «Поминальной молитвы». Можно ли сравнить её по объёмам сборов с предыдущей постановкой?
– У нас всё хорошо, я не считаю, что всё определяют сборы. Загрузка зрительного зала нормальная, и новая «Поминальная молитва» идёт хорошо.
Наталья Мичурина, шеф-редактор: Очень многое зависит от самой пьесы. Григорий Горин сам по себе очень интересен. Не хотите ли вы ставить его и дальше?
– У него есть хорошая пьеса «Забыть Герострата». Мы думали поставить её в нынешнем году, но пока руки не дошли. Там есть очень интересный диалог: «Люди идут. Чего они хотят?» – «Они восстанавливают храм Артемиды». – «А кто его разрушил?» – «Герострат». – «А кто сказал, что его надо восстановить?» – «Не знаю». Получается, злодеев помнят.
Мы пробовали ставить несколько спектаклей, близких к «Поминальной молитве», – «Одесские рассказы» Бабеля, «Закат», но не выстрелило. Вот из «Легенд Инвалидной улицы» может что-то получиться, мне бы очень хотелось поставить этот спектакль. Но проблема в том, что сейчас не хватает инсценировщиков. Все заняты написанием сериалов – это просто, прибыльно и быстро.
Елена Трифонова, обозреватель: Планируете ли вы приглашать звёзд в постановки, как Георгия Тараторкина, сыгравшего в «Звезде адмирала»?
– Когда мы приступили к постановке, сразу подумали о Тараторкине. Помнили, как замечательно он сыграл Шмидта, кроме того, у нас были хорошие дружеские связи. Тогда он попал в «десятку». Но всё непросто: нам пришлось проводить торги, чтобы пригласить его сюда. Потому что его гонорар, дорога и проживание в гостинице превысили сумму в 100 тысяч рублей.
То, что сюда приезжает низкопробная антреприза, так они же в самолёте слова учат. Это не спектакль, а самый настоящий чёс, никакой художественной ценности в нём нет. Видели ли вы в антрепризе Алису Фрейндлих? Для меня она великая артистка. У неё есть своя программа, с которой она выступает. Да, это не так востребованно. Всё равно люди находят время и приходят к нам. У нас умный театр для умных зрителей. Слава Богу, что такие в Иркутске есть. Приятно, что билеты на спектакли продаются за полтора месяца, но, чтобы добиться такого результата, всему коллективу театра, не только труппе приходится трудиться.
Елена Лисовская, обозреватель: Известных режиссёров планируете приглашать?
– Пока такой возможности нет по двум причинам. Во-первых, это дорого. Во-вторых, они приезжают на два-три дня, а потом говорят ассистенту: «А дальше ты сам!» – и в самом конце опять приезжают на два-три дня. Два года прошло, как Геннадий Шапошников перестал сотрудничать с нашим театром, зато его пригласили в Ростов поставить «Тихий Дон», там же «заказали» спектакли «Цыган» и «Матерь человеческая». Но я планирую к новому сезону найти главного режиссёра для нашего театра.
Есть у меня ещё одна задумка – приобретение нового оборудования. В этом вопросе региональные власти пообещали оказать помощь, ведь у нас оборудование не менялось целых 17 лет. Как-то я смотрел Анну Каренину в московской оперетте. Меня поразило техническое решение спектакля: на экранах был показан дворец Каренина, поле, где идёт сенокос, менялись площадки… Мне хотелось бы сделать что-то подобное и в нашем театре.
Анна Павлова: Расскажите про вашу молодёжь: насколько изменился состав? Может, кого-то можете выделить?
– Мы выпустили два курса: один – 10 человек – в нашем театральном училище, второй – 12 человек – в «Щуке». Могу сказать, что в половине этих ребят мы не ошиблись. Помимо того что они хорошо играют на сцене, они ещё и являются настоящими служителями театра: артист умирать будет, но всё равно идёт играть, потому что не может подвести товарищей и спектакль.
Если говорить про самых молодых, то это Катенька Константинова и Серёжа Дубянский, который прекрасно показал себя в «Идиоте». Вася Конев очень интересно работает в «Игроке» и в «Брате Иване». Он заочно учится в «Щуке» на режиссуре, у него есть серьёзные планы, задумки. Дима Акимов выиграл два президентских гранта и, как я уже говорил, сейчас ставит «Трёхгрошовую оперу». Я считаю, что на ближайшую пару лет наша труппа сформирована абсолютно правильно – у нас есть и молодёжь, и представители среднего возраста, и настоящие патриархи сцены, которые создают в театре неповторимую атмосферу.
Мне повезло, что я всю жизнь занимаюсь тем делом, которое мне нравится. Раньше мы шли в профессию за признанием. С молодых лет вся моя жизнь связана с театром – новочеркасским, ростовским, архангельским, московским… Раньше была биржа актёров, все мы приезжали в Москву, куда также съезжались директора, главные режиссёры. Помню, ко мне подошёл директор театра и пригласил в Черкесск, показал мне горы, сады, Эльбрус. Я подумал: «Бэла, Печорин… Поехали!» Там же мы встретились с одним замечательным человеком – Ахматом Байрамкуловым, дружбу пронесли с 1973 года. Это режиссёр, педагог и просто хороший человек. Мы вместе ездили к Валентину Распутину, для нашего театра он поставил «Очень простую историю», много занимался с ребятами… Не так давно он позвонил и сказал: «Смотрел передачу про Байкал, про вас вспомнил. Поговорить захотелось».
Всё было, и всё было радостно и интересно. Нас миновали разрушительные бури и штормы. Хотя были 90-е годы, когда зарплату не давали. Нас очень выручил тогда Геннадий Павлович Комаров, который в те годы был начальником Восточно-Сибирской железной дороги. В то время он перечислял налоги не в область, а напрямую к нам в театр. Что помогло нам выжить, но это уже совсем другая история…