издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кадеты не той гвардии

В Усольском кадетском корпусе 19 апреля снят с должности руководитель Мирза Ахадов, который проработал в учебном заведении всего четыре месяца. В отношении его внука возбуждено уголовное дело. Восьмиклассника Анара Ахадова подозревают в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 163 УК РФ «Вымогательство, совершённое с применением насилия». Пока министерство ищет очередного харизматичного директора, родители забрали из кадетского корпуса около 30% курсантов.

Смена руководства в Усольском гвардейском кадетском корпусе, которая произошла в минувшем декабре, не смогла изменить нездоровую обстановку в учебном заведении. В марте здесь произошёл очередной серьёзный инцидент – был избит восьмиклассник. По словам самого пострадавшего, старшие ребята вымогали у него деньги. Сейчас этот случай подробно разбирается на всех уровнях. Самая большая неприятность заключается в том, что к делу оказался причастен внук теперь уже бывшего директора кадетского корпуса.

Всего четыре месяца назад Мирза Ахадов покинул соседнюю Бурятию, где возглавлял профессиональный лицей № 1 в Улан-Удэ. На пост директора Усольского кадетского корпуса его рекомендовал не кто-нибудь, а сам губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Это объясняется тем, что кроме всего прочего Мирза Ахадов является активным членом КПРФ. Наверное, его внука уже не возьмут в коммунисты. «Мы не нашли союзника в лице действовавшего директора кадетского корпуса, и с 19 апреля принято решение о досрочном прекращении с ним трудовых отношений», – прокомментировала отставку министр образования Иркутской области Валентина Перегудова.

Первый скандал, связанный с кадетским корпусом, произошёл ещё в прошлом году. Тогда в «кадетке» были выявлены неуставные отношения, дедовщина и прочие неприятные вещи. В результате были уволены директор Пименов, вся администрация, часть воспитателей, восемь детей отчислены. С ноября Усольский кадетский корпус находится под пристальным вниманием минобра, депутатов и общественности. С тех пор проведено пять комплексных проверок, еженедельно там бывают сотрудники министерства. Все учителя проходят курсы повышения квалификации.

– Проведён анализ состояния материально-технической базы, составлен план по её улучшению с общим объёмом около 5 миллионов рублей, – рассказала 19 апреля на сессии Законодательного Собрания Валентина Перегудова. Стоит напомнить, что ещё в декабре 2016 года руководитель Следственного управления СКР по Иркутской области Андрей Бунёв говорил о хроническом недофинансировании образовательного учреждения, нехватке средств не только на зарплаты сотрудников, но и на мебель для воспитанников. По его данным, две трети детей из-за непригодности старой мебели спали на фанере. Восемь сотрудников имели судимости.

Под неусыпным вниманием общественности региональное министерство образования наконец-то запланировало замену учебной и спальной мебели, посуды, инвентаря, формы – словом, всего. С ноября началось выделение оборудования для компьютерного класса, кабинета физики, уже частично обновлена мебель в спальных корпусах. Летом будут проведены капитальный и текущий ремонты зданий.

Более того, выделен дополнительный автобус для перевозки детей, частично обновлена посуда в столовой. Для участия в праздновании Дня Победы 9 мая ребята получат новую парадную форму. Увеличено количество средств на ГСМ, чтобы ребят можно было возить на различные массовые мероприятия, а также в кружки и секции. Выделены деньги на участие кадетов в слёте кадетских корпусов России. Кстати, на этом слёте ребята взяли три первых места и одно третье. Но Валентина Перегудова самокритично отметила, что «продолжающиеся драки, обнуляют всё то хорошее, что было достигнуто».

Сейчас совместно с институтом развития образования разрабатывается концепция кадетского образования в Иркутской области. Она будет представлена в августе. Идёт разработка проекта закона о кадетском образовании, определении особого статуса этих учреждений. Внесены изменения в постановление правительства Иркутской области об индивидуальном отборе в отдельные образовательные организации в части установления особых требований для поступления в кадетский корпус. Например, будет оговариваться уровень физической и психологической подготовки, образовательный ценз. Документ прошёл все этапы согласования.

Как справедливо отметили депутаты, теперь самое главное – не просто бороться со следствиями, а найти причины сложившейся ситуации. Одна из них, по мнению министра, заключается в особенностях контингента.

– Мотивации для поступления в кадетский корпус нет более чем у половины воспитанников, – говорит Перегудова. – 30% детей направили на перевоспитание, 10% – пришли за «мужским воспитанием», это сыновья одиноких матерей. Только 10% родителей мечтают, чтобы дети стали военными. Ещё 20% привлекает полное государственное обеспечение.

Ещё одна причина нестабильности в «кадетке», по мнению министра, – «неостывающий интерес со стороны общественности, постоянная негативная, а зачастую искажённая информация в СМИ, которая порождает конкуренцию, недоверие и вражду в коллективе среди работников, детей и родителей». Правда, депутаты не согласились с мнением министра.

– Дело в том, что это наши дети, – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ирина Синцова. – События, которые там произошли, – из ряда вон. Я бы поблагодарила общественность за неравнодушное отношение и попытки помочь.

Некоторые депутаты предложили подумать над передачей кадетских корпусов в ведомство Министерства обороны.

– Мы изначально закладываем конфликт, помещая в одно учебное заведение детей, которые проповедуют культ силы, и тех ребят, которых одинокие матери отправили получать «мужское воспитание», – уверен депутат Александр Балабанов. – Нужно убрать оттуда будущих юристов, экономистов и оставить только военных. Это «Республика ШКИД» со своими законами и правилами, и она требует круглосуточного офицерского присутствия. Бесполезно это улучшать, это неулучшаемая тема. Если мы поработаем с депутатами Госдумы и вынесем проблему на федеральный уровень, её можно решить кардинальным образом.

Но сегодня впору ставить вопрос о сохранении кадетского корпуса. Около 30% детей родители уже забрали, многие просто ждут окончания учебного года. «Мы можем вообще потерять учебное заведение, у нас просто не останется воспитанников. Нам нужно сохранить его именно как кадетский, гвардейский корпус», – отметил депутат Роман Габов.

Очевидно, что неуставные отношения в кадетском корпусе сложились не за один день. Факты хронического недофинансирования и наличия судимостей у восьми сотрудников корпуса могли быть обнаружены силами самого министерства образования. Для этого не нужно было дожидаться, пока в «кадетку» зайдёт с проверкой Следственное управление СКР по Иркутской области. Последний пресс-релиз министерства образования сообщает, что кадеты попросили на встрече с министром организовать в корпусе секции футбола, бокса, шахмат. Неужели такие очевидные вещи нельзя было организовать, пока ситуация «не рванула» окончательно?

«Золотой» дождь в виде дополнительного финансирования, который сейчас льётся на усольских кадетов, выглядит какой-то сомнительной мерой с точки зрения педагогики. В нормальной жизни поощрение получает тот, кто отличился в хорошую сторону, прыгнул выше головы. Получается, что в нашей системе образования всё ровно наоборот: внимание и материальные блага получает только тот, кто уже совсем плох. Но это принцип совсем другой системы. Так работает «скорая помощь», и не хотелось бы, чтобы образование вызывало с ней какие-либо ассоциации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры