Беспокойное садовое хозяйство
Государственная политика способствует миграции в пригороды. Первой ласточкой стало решение Конституционного суда РФ, признавшего возможность строительства на дачных участках жилых домов с правом постоянного проживания. Сегодня Государственная Дума России собирается закрепить в законодательстве возможность индивидуального жилищного строительства в садоводствах. Благое дело добавило энергетикам, отвечающим за эксплуатацию электрических сетей, сложностей в работе. Дело не только в вале заявок на технологическое присоединение, который в последние годы пошёл на убыль, но и в желании многих садоводств передать им свои линии и подстанции. Чем это чревато – в материале «Сибирского энергетика».
«Дачная амнистия» и её следствие – возможность регистрации по месту жительства в садоводствах, возникшая благодаря решению Конституционного суда РФ от 30 июня 2011 года, привели к взрывному росту населения пригородов. Численность сельского населения Иркутского района (жители Большой Речки, Листвянки и Маркова официального считаются горожанами), к примеру, всего за пять лет выросла почти на четверть. Если 1 января 2011 года она оценивалась в 70,4 тыс. человек, то к 1 января 2016 года превысила 86,5 тыс. человек. Всего, к слову, в Иркутском районе насчитывается свыше 112 тыс. жителей, тогда как пять лет назад не было и 85 тысяч. Для энергетиков это означает вал заявок на технологическое присоединение новых потребителей.
Только в районе Карлука, Урика, Хомутово и Грановщины к электрическим сетям ежегодно подключается более 1300 новых потребителей. Каждую зиму нагрузка на центры питания этих посёлков растёт на 10%. Строительный бум в садоводствах и дачных товариществах вдоль Байкальского тракта – их больше сотни – идёт на спад, но возможности инфраструктуры на этой территории почти исчерпаны. В силу того что законодательство изменилось, сокращается и количество заявок на технологическое присоединение: если на пике 2013 года в ОАО «Иркутская электросетевая компания» обратились более 25,4 тыс. потребителей, то в 2015 году – менее 15,4 тысяч. 13,8 тыс. заявителей хотели присоединиться по «льготному» тарифу.
Посредничество на ровном месте
Закон в отношении них прост: «Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, устанавливается […] в размере не более 550 рублей». Сюда следует добавить затраты на ввод провода или кабеля в дом, а также на приобретение и установку электросчётчика на границе балансовой принадлежности с электросетевой компанией. И учесть, что льгота предоставляется раз в три года тем, чей дом расположен в радиусе 300 м от действующих сетей в городе и 500 м – в сельской местности. Содержание заявки и перечень необходимых документов к ней описаны в законах и методических пособиях, которые без особого труда можно найти в Интернете. Подать их также можно в онлайн-режиме, а за готовыми бумагами явиться в один из 23 фронт-офисов ООО «Иркутскэнергосбыт», которое является агентом ОАО «ИЭСК».
Но лень, занятость или нехватка знаний одних – двигатель финансового прогресса других. Находятся посредники, готовые за круглую сумму выполнить всё то, что требует разве что затрат времени. «Их роль заключается в оформлении заявки за 10–15 минут и выполнении функций почтальона – отвезти и привезти документы, – рассказывает директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов. – А берут они за это 10–15 тысяч рублей, из них половину авансом и безвозвратно». Работают они по большей части в Иркутском районе – едва ли не единственной территории области, где постоянно растут нагрузки на сети. Через их руки проходит до 1 тыс. заявок в год – одна десятая обращений в ИЭСК за технологическим присоединением. «Хотелось бы обратиться к гражданам: если есть вопросы, как присоединиться к сетям, какие документы собрать к заявке, распространяется ли на вас льгота или нет и сколько будет стоить присоединение и так далее, обращайтесь в колл-центр, в любой фронт-офис «Иркутскэнергосбыта», к сотрудникам Иркутской электросетевой компании. Мы всегда вам разъясним порядок действий на стадии подачи заявки, заключения и исполнения договора».
«Что побуждает обращаться»
Посредники по большей части лишь создают дополнительные финансовые траты для потребителей, но миграция в пригороды, на волне которой они появились, создала и специфическую проблему для энергетиков. Это желание значительного числа садоводств передать им бремя обслуживания и эксплуатации своих сетей. В расчёт при этом не берут ни тарифные ограничения для «принимающей стороны», ни отсутствие правоустанавливающих документов, ни техническое состояние инфраструктуры, ни земельные вопросы, которые в большинстве случаев не решены.
«В свете многочисленных обращений садоводств я всегда интересовался у председателей, что их побуждает обращаться к нам с этой проблемой, – отмечает директор по развитию и технологическим присоединениям ИЭСК. – Ведь есть примеры тех, кто не планирует передавать нам сети. Исходя из ответов, составил список основных причин». Первая – низкая платёжная дисциплина, которая приводит к тому, что «Энергосбыт» отключает садоводство за долги. Заниматься поисками должников и общаться с теми, кто зачастую «принципиально» отказывается платить за электричество, приходится председателю. Вторая – то самое разрешение регистрироваться в дачных товариществах, позволившее ликвидировать одну проблему, но породившее массу других. На сетях, создававшихся ещё по советским стандартам (не более 3-4 кВт на участок), стали возникать современные дома, оснащённые энергоёмкой техникой, что, соответственно, спровоцировало рост нагрузки и понижение качества электроэнергии в сетях садоводства. При этом не определено, кто платит за реконструкцию сетей для увеличения их пропускной способности, – все члены садоводства или только те, кому нужно больше мощности. При модернизации инфраструктуры возникает и техническая проблема – часто по внутренним дорогам не может пройти техника, а опоры линий электропередачи стоят прямо на участках, находящихся в частной собственности. Вдобавок рост числа жителей в садоводствах привёл к снижению платёжной дисциплины.
Конечно, это не относится ко всем дачным товариществам, которых в Иркутской области больше тысячи. Есть примеры, когда в них не только своевременно платят за свет, но и за свой счёт реконструируют сети и устанавливают автоматизированные системы коммерческого учёта электроэнергии. Но в практике энергетиков есть достаточно примеров того, как сети пытаются передать им на баланс. Если во всех случаях принять положительное решение, есть риск существенного повышения стоимости электричества. В Министерстве энергетики РФ и Федеральной антимонопольной службе, которая отвечает за установление тарифов, считают, что «вопросы передачи объектов электросетевого хозяйства садоводческих некоммерческих товариществ на баланс территориальных сетевых организаций должны решаться органами исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления» и энергетиками.
Правительство Иркутской области, в свою очередь, решилось на эксперимент: в 2017 году передать ИЭСК, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и АО «Братская электросетевая компания» сети трёх садоводств на Байкальском тракте, под Ангарском и в Братске. Цель пилотного проекта – рассчитать влияние подобных решений на тарифы для конечных потребителей и экономику профильных предприятий. И разработать механизмы передачи линий и подстанций энергетикам, определив условия, при соблюдении которых она может быть произведена. «Я полагаю, что по результатам «пилота» будет сформирована долгосрочная программа передачи сетей из садоводств (по пять–семь в год) в территориальные сетевые организации, – заключает Вечканов. – С чёткими критериям и условиями передачи, а также понятными для всех источниками финансирования».